«Осенью у меня возникло несколько вопросов по сельской школе в Щелканово, которая входит в состав городского поселения Ступино. Я хотел заняться восстановлением кабинета труда, которого в школе много лет не было. Когда начал разбираться, понял, что там слишком много проблем и моими ресурсами не изменить ситуацию. Здание школы не ремонтировали сто лет. Я попытался узнать, насколько справедливо школа финансируется, по какой схеме распределяются деньги. От чиновников получил лишь отписки, поэтому решил пойти к депутатам. Мы их избираем, поэтому они в теории должны быть поотзывчивее.
Депутаты собираются раз в месяц. Я позвонил в администрацию и сообщил о своем желании присутствовать на заседании. Перед этим внимательно изучил закон, который позволяет мне это делать, — это Федеральный закон № 8, статьи 6 и 15. Первая регламентирует способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, вторая — разрешает присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления как физическим лицам, так и представителям организаций.
Секретарь администрации была удивлена. Сказала, что в Ступино такой практики посещения заседаний нет. Она предложила мне написать заявление на имя главы совета. Я получил вежливый ответ, мол: «Спасибо за интерес, но мы вас не ждем». Тогда я отправил ссылку на закон. Ответа не получил. 15 декабря пошел в совет. Меня не ждали, поэтому я спокойно прошел в зал и сел на специальное место. Это сильно удивило депутатов. Пришел глава совета, сказал, что если я не уйду, то уйдет он. И ушел. При этом я, зайдя в зал, показал закон, объяснил свои права. Час депутаты пытались решить, насколько мое присутствие оправданно и законно. В итоге они сошлись во мнении, что присутствовать мне нельзя. Лишь один из двадцати поддерживал мою позицию и говорил, что у граждан действительно есть такое право. Прокурор — на заседании всегда есть кто-то из прокуратуры — отмалчивался. Потом они вызвали полицию. Первый наряд, выслушав мои аргументы и прочитав закон, согласился с моей позицией. Когда правоохранители уехали, депутаты решили вызвать еще один наряд уже с кем-то из начальников. Меня увели, а администрация решила никогда не пускать меня на заседания.
В январе я пошел на заседание еще раз. Подумал, что депутаты прочтут закон и изменят решение. Но меня встретила охрана, которая дальше входа не пустила. Я решил, что это уже совсем новая ситуация, не относящаяся к проблеме со школой. Решил, что надо бороться, и начал регулярно приходить на заседания: январь, февраль, март, апрель, май и июнь. За исключением апреля, попасть туда не удавалось, поскольку в день заседания выставлялась усиленная охрана. Все люди свободно проходили, меня же физически блокировали.
В марте я подал иск в суд о признании регламента совета, который ограничивает свободное присутствие граждан, незаконным. Также я попросил признать незаконным решение совета в отношении конкретно меня. Суд поддержал мой иск полностью. В апреле я пришел уже с решением суда — меня пустили в зал, но заседание так и не состоялось. Именно тут я записал видео, в котором депутаты сказали много интересных реплик. Например, что я своим поступком «плюнул им в душу». Один заявил: «Пожалуйста, присутствуй. Только выйди сейчас, пока мы обсудим». Кто-то из них предложил «кого-то выкинуть» из зала, потому что он «не резиновый». При этом в тот момент в помещении из посторонних находился только я. Остальные стулья пустовали. В итоге путем голосования депутаты признали заседание несостоявшимся.
В мае я снова пришел. Меня вновь встретили охранники, которые так же меня не пустили. А вот в июне ко мне уже применили физическую силу. В тамбуре скрутили, бросили на пол, пару раз ударили. Сказали, что я кому-то попал там по носу. Они вызвали полицию, мы давали объяснения. Сейчас эта ситуация рассматривается — будет отдельное решение суда, если дойдет до этого.
Сами депутаты подали апелляцию на мартовское решение Ступинского городского суда, который признал незаконным их решение запретить посещать заседания. Областной суд оставил решение городского суда без изменений, значит, на следующее заседание можно идти со спокойной совестью.
Если не будут пускать, то буду бороться дальше. Привлекать круг сторонников, устраивать акции протеста. Я пройду, но надо, чтобы это стало общегородской нормой. Чтобы на сайте совета депутатов висел график заседаний, повестка и форма, где люди могли бы заявиться, чтобы для них подготовили места. Также я хочу, чтобы люди сами проявили интерес и начали ходить на заседания своих депутатов. За последний месяц несколько десятков человек согласились, что это важно, что надо видеть, что делают депутаты.
А, кстати, тот вопрос, с которым я изначально пришел на заседание, удалось решить. Недавно директора школы вызывали в администрацию и попросили подготовить смету, чтобы выделить дополнительное финансирование на ремонт».