10 лет клубу: как значок с холодильника ЗИЛ стал логотипом «Солянки»

8 июня 2017 в 19:07
Фотография: Даша Ястребова/архив клуба «Солянка»
В 2007 году появился клуб «Солянка», и жизнь в Москве радикально изменилась. 10 июня 2017 года также неожиданно «Солянка» решила отметить свое 10-летие, а «Афиша Daily» — выяснить историю ее логотипа. Этот материал открывает серию «Клубные символы», посвященную айдентике культовых клубов города.
Роман Бурцев
Основатель и владелец клуба «Солянка» и творческого объединения S-11

«Само название «Солянка» появилось раньше логотипа. Понятно, что мы много думали и было у нас много разных вариантов. Но как–то так у нас получалось в дальнейшем, что когда начинаешь придумывать, то все выглядит неестественно. Поэтому решили пойти простым путем: клуб находился на улице Солянка — и это ведь очень веское слово. Солянка — в принципе то, что мы хотели делать. Это смешение всего — и в дизайне, и в меню, и в музыке. Собственно, так и получилось: вариант на поверхности оказался самым оптимальным. Не надо ничего выдумывать: просто на улице Солянка работал клуб «Солянка».

Вообще все это было 11 лет назад — уже не так хорошо помню детали. У меня есть два близких друга, с которыми мы запускали «Солянку», — это Георгий Павлович Балуев и промоутер Олег Магди, который сейчас живет в Испании. Мы вообще вместе начинали делать рекламное агентство, которое называлось Bubadi — сокращение от наших фамилий Бурцев, Балуев и Магди. Георгий привел к нам свою знакомую — графического дизайнера Машу Пугонен, с которой он раньше работал по своим каким-то делам. Она в тот момент, кстати, жила в Финляндии и рисовала нам логотип. Как такового технического задания мы ей не давали — не было жестких смысловых рамок. Мы хотели вложить в логотип ностальгию, какой-то такой Soviet Style.

При этом получившийся логотип графически достаточно сложный — он написан на кириллице, там есть трудная буква Я, которую непонятно куда прилепить: она достаточно тяжелая. Но за идею мы взяли логотип холодильника ЗИЛ — шрифт такой же. Хотелось дать отсылку к советским временам — были еще варианты, кажется, с символикой автомобиля «волга», но остановились мы на шрифте ЗИЛа.

«У меня много татуировок — Микки-Маус, похожий на Адольфа Гитлера, Красти-клоун, воздушный шар есть. Все они придуманы сознательно, но сделаны в невменяемом состоянии. Я давно хотел «Солянку» набить — типа респектуха клубу. И под конец уже, году в 2013-м, приехал в студию Love Life Tattoo — на, говорю, бей! Эскиз взяли из интернета — это же печать, которую на входе ставят, по сути. Бурцев мне потом сказал, что с такой татуировкой во все клубы должны пускать и наливать бесплатно. А так и было! Помню, приехал на закрытие «Дома быта» (клуб владельцев «Солянки» в Петербурге. — Прим. ред.) — меня на фейсконтроле отказываются пускать. А я говорю, что по-любому зайду, закатываю рукав, а он такой: «Заходи, брат».

Если не поднимать вопрос некрофилии, то считаю, что клуб закрылся в то время, в которое был должен. Поменялись поколения, поменялись интересы. Да, «Солянка» могла обновляться, менять себя под новые времена, но вопрос — надо ли это было? Я считаю, что она останется большим и важным пластом в истории Москвы. Главное, что через «Солянку» прошел огромный поток здравомыслящих людей, которых она в определенном смысле взрастила. Это журналисты, маркетологи, директора музеев, устроители фестивалей — все они делают наш город лучше. «Солянка» — как университет, как школа жизни, и 10-летие ее будет как встреча выпускников. А я на вечеринку в «Озеро» иду работать — буду стоять за стойкой. Я же главный соляночный разгильдяй — как без меня?»


В серии «Клубные символы» также выйдут материалы о логотипах «Птюча», «Третьего пути», «Аэродэнса», «Титаника», «16 Тонн», «Пропаганды», Mix, Zeppelin, «Культа», Simachev Bar и других клубов. Если у вас есть татуировка какого-либо из этих мест, напишите нам на stories@afisha.ru. Спасибо.