«Спутник 1985»
От курьерской доставки к концептуальной кириллице на футболках
Сергей Пахотин: «В офисе я никогда не сидел, но несколько лет работал курьером — развозил мобильные телефоны, автомобильные запчасти и документы. Это работа, которая без специального навыка позволяет тебе легко зарабатывать минимальное количество денег. В 2011 году мы с друзьями начали печатать панковский мерч — простые футболки для панковских концертов — и совершенно не планировали делать из этого какой-то бренд. Печатать футболки в панк-сообществе — это что-то естественное. Если музыкальная группа существует, то у нее должны быть футболки и атрибутика.
В какой-то момент мое хобби превратилось в узнаваемый бренд «Спутник 1985». «1985» — это год моего рождения, а «спутник» — просто слово, которое мне понравилось. Миша Most сказал, что спутник — это как матрешка, самовар и балалайка, очень русское и узнаваемое слово. Мы печатали на одежде цитаты на кириллице, и к нам возник резкий интерес. До этого кириллицу использовал в основном Гоша Рубчинский, но он работал для совершенно другой аудитории. Наши вещи покупали друзья и знакомые, а теперь это в основном грустные школьники, которые любят носить футболки с непонятными надписями. Самая популярная надпись — это «Напрасная юность» с горящим Белым домом.
Несмотря на то что мы стали намного больше за эти годы, мы все равно остаемся в категории панк-мерча — мы используем стандартный крой, и все силуэты у нас максимально классические. Кстати, сейчас нас стали копировать китайцы — выпустили серию кепок с надписью, правда, сделали в ней ошибку — «Спутники Апокапсиса», и теперь все носят эти кепки в регионах. В целом мы не против, когда нас копируют, это тоже часть панк-культуры».
Для вечеринки «Jack Friendsʼ BBQ» «Спутник 1985» совместно с художником Ромой Peeks готовит специальный принт, который будут наносить на футболки прямо на вечеринке.
Jack Friends' BBQ
Первая московская барбекю-вечеринка пройдет 11 июня в «Рабице». Secret Walls, международная платформа соревнований между граффити-райтерами, татуировщиками и графическими дизайнерами, устроит нестандартный граффити-баттл: часть рисунков художники обязаны выполнить обычным углем. За кухню отвечают специалисты бургерного крафта Burger Heroes и мясная лавка Ferma Burger с аутентичными BBQ-блюдами.
Помимо этого, на вечеринке можно будет познакомиться со студией кастомных мотоциклов Phlegethon, купить концептуальные футболки со специально разработанным дизайном от стрит-марки «Спутник 1985» и поджаренные джинсы пионеров российского денима Plan P. Мастерская Print Mafia совместно с художниками галереи «Формат 1» организует выставку и презентацию нового принта.
Музыку на вечеринке будет ставить арт-директор бара «Симачев» DJ Orange и Miracle Libido — музыкант Артем Рязанов, который смешивает классический хаус и абстрактную электронику.
Зарегистрироваться на вечеринку можно по ссылке.
Burger Heroes
От фуд-трака с гиросом к крупной сети бургерных
Игорь Подстрешный: «Мы начинали как самые настоящие гастростартаперы с греческой шаурмы в пите Gyros for Heroes. Это был 2014 год — я продал дешевую тачку, другой партнер тоже дал денег, и мы привезли прицеп из Бремена и сделали настоящий фуд-трак. Мы ездили по выездным мероприятиям и мечтали открыть свое кафе. А сейчас у нас уже 10 точек.
Когда мы подзаработали денег, мы решили открывать свое первое кафе, причем не с гиросом, а с бургерами. Бургерную мы открыли со своей философией: наш продукт должен быть качественным, недорогим и эксклюзивным. Честный продукт за честные деньги — это наша мантра. Наш покупатель не идиот — он не просто отдает деньги, он отдает свой труд, свое время, конвертированные в некую валюту, и поэтому рассчитывает на честный обмен.
Ресторанный бизнес — очень технологичная, муторная и трудозатратная индустрия, в которой продукт зависит не только от ингредиентов. Поэтому многие кухонные рецепты не могут быть масштабированы. В результате без технологов происходит полное размывание продукта, это большая проблема. Я прекрасно понимал это, когда работал в «Воккере», поэтому мне нужен был человек с большим опытом, которым стала мой партнер Ольга.
Когда мы начинали проект, мы хотели делать то, что хотели бы съесть сами. Для нас бизнес — это не сиюминутное получение прибыли, это дело жизни и стиль жизни. Самое большое удовольствие лично для меня — видеть фото в инстаграме, на которых хвалят наши бургеры. Это очень круто!
Название нашего самого известного бургера «Черная мамба» придумал я. Мы все-таки Burger Heroes, поэтому и бургеры у нас все связаны с героями. «Черная мамба» — дань фильму «Убить Билла». Вишня, вытекающая из бургера, напоминает кровь, бекон — это слайсы, на которые Ума Турман рассекает своих врагов, а чеддер — это ее желтый костюм».
На вечеринке «Jack Friends’ BBQ» за барбекю будет отвечать команда Burger Heroes, которая приготовит свои самые популярные бургеры для гостей (и не оставит голодными даже вегетарианцев!).
Phlegethon
От старого японского мопеда к собственной мастерской
Рома: «Мое увлечение байками и кастомайзингом началось, когда я заканчивал школу и купил себе старенький японский мопед. Я сам чинил его, и мне это нравилось. Со временем стал помогать друзьям, а уже в нулевых пошел работать в мотосервис, попал в гоночную команду, занимался шоссейно-кольцевыми гонками.
Побывав в нескольких европейских мастерских и насмотревшись красивых американских журналов, я захотел что-то делать сам. И просто бросил все, чтобы начать развиваться, повышать уровень, получать новые знания и с этого иметь какой-то доход. На досуге я начал производить мопеды и мотоциклы самостоятельно. Дело разрасталось, и несколько лет назад мы решили объединиться и открыть мастерскую по производству и изготовлению байков и всего, что с этим связано.
Сейчас у нас есть своя мастерская. Я занимаюсь конструированием, а Миша отвечает за покраску: то, как красят байки, тоже важная часть кастомайзинга, которая помогает сделать байк отличным от заводских моделей. Работа с байками для меня — это не совсем бизнес, но это то, что приносит мне деньги. Хотя вообще зарабатывать тут сложно. Очень много времени уходит на ручную работу — байк может собираться по полгода, и все это время надо и себя кормить, и за мастерскую платить.
Для меня не существует сложных или простых проектов, для меня все сложно и все важно. А вот самым интересным проектом стал мопед, который я делал для выставки в Кельне, где проходил чемпионат мира по кастомайзингу скутеров. Мой мопед занял первое место среди 250 моделей. Делал я его с нуля, без какой-либо основы, и ушло на него у меня где-то около года».
На BBQ-вечеринке «Jack Friendsʼ» будут представлены кастомные мотоциклы от мотостудии Phlegethon. С ребятами можно будет пообщаться и ознакомиться с представленными шлемами, куртками и другим мотостаффом.
Plan B
От стройки к деним-культуре
Владимир Янушкевич: «До начала работы с джинсами я занимался строительством, но сейчас джинсы съедают все мое время. Идея делать джинсы пришла из посиделок с друзьями. Обычно идея приходит, потом ты трезвеешь и она уходит, а эта вот не ушла.
Раньше джинсы были для меня безымянным продуктом. Я слышал о Leviʼs и Diesel, но это для меня ничего не значило. Сейчас я вижу, что многим людям вокруг нас важен бренд джинсов, важно то, какую историю и идеологию он несет. Многие не хотят покупать джинсы как носки: носить пару месяцев, выкидывать и покупать новые.
Мы появились на стыке 2014 и 2015 годов, когда была на пике история с лофтовостью, бородатыми мужчинами и крафтом. Меня зацепила вся эта стилистика. Потом понял, что шить джинсы — это круто, но все равно основную часть времени ты проводишь в таблицах Excel. На этом моменте многие ломаются, потому что документооборот — это не весело. Стамеской в доске ковыряться — круто, а отчет в налоговую готовить — не весело. Но веселого бизнеса не бывает, потому что у него всегда есть красивая внешняя сторона и есть черная пахота.
В любом небольшом бизнесе надо не прогореть самому, тогда дело пойдет в гору. Главное — постоянно поддерживать в самом себе интерес к продукту, который ты производишь. Тут даже гораздо проще, чем со строительством: не нужно долго рассказывать людям, что именно ты делаешь, и вдаваться в подробности. «Чем ты занимаешься?» — «Шью джинсы». — «О, да ладно! Тогда за ними идем к тебе!»
По соседству разместятся пионеры российского денима — Plan B. Для Джека готовят особый релиз футболок и особые BBQ-джинсы, выпускаемые ограниченным тиражом по дружественным ценам.
Secret Walls
От продюсирования к граффити
Маша Вдовина, креативный директор: Я училась в театральной школе “Класс-Центр”, будучи подростком играла в молодежном и документальном театре, потом начала заниматься продюссированием и маркетинговой стратегией. В граффити культуру меня втянули друзья и Руслан. Работая с художниками, я чувствую себя комфортно и свободно. Я нашла свое место тут и понимаю, что здесь занимаюсь своим делом.
Secret Walls — это соревнование среди художников разных направлений. Проект зародился в Лондоне в 2006 году. Художникам дают 90 минут и черную краску, им объявляют тему рисунка и их задача за отведенное время нарисовать что-то на эту тему, без скетчей и набросков. Победитель определяется с помощью двойной оценки: экспертов в области искусства и визуального контента и голоса публики — друзья кричат за понравившегося кандидата. Сегодня проект представлен в 40 странах мира, в нем приняли участие более 2000 художников. В Москве мы представлены с 2015 года и через нас прошло около 50 художников. Мне и моим друзьям не хватало места, где мы могли бы заниматься любимым делом. Идея привезти Secret Walls была абсолютной авантюрой. Мы с Соней Марией Ругел, моим партнером, не сговариваясь поняли, что хотим сделать это.
Многие жалуются, что не получают от работы удовольствия и делают это только ради денег. Я поняла, почему я не могу получать удовольствие от того, что я делаю? Secret Walls — сообщество художников, Они для нас как семья.
Руслан, куратор и юрист: Я помогаю художникам с юридической стороны их работы. Они должны заниматься искусством, а я составляю договоры и слежу за тем, чтобы обязательства со стороны заказчика были соблюдены. Для меня это не рутина — эта работа кажется мне творческой и интересной.
Маша: Нужно помогать людям выстраивать правильный диалог между заказчиком и художником.
Леша (OCCULTRA) художник-амбассадор: Я стараюсь работать с заграничными заказчиками, потому что в России еще плохо понимают разницу между дизайнером и художником. Но при этом довольно часто сотрудничаю с ребятами из Secret Walls.
Маша: Мы, как Secret Walls, стараемся объединять сообщества. Важно отметить, что событий в городе для граффити комьюнити очень мало, а мы очень хотим чаще всех видеть и собираться вместе.
Центральным событием вечеринки Jack Friends' BBQ станет граффити-баттл Secret Walls x Moscow — шесть приглашенных художников будут рисовать черной краской и углями на стенах в течение 90 минут.
Зарегистрироваться на вечеринку «Jack Friendsʼ BBQ», которая пройдет 11 июня в «Рабице», можно по ссылке.