Все слышали о «лужковской архитектуре», и никто не слышал о собянинской. Сложно даже представить, что в Москве при Собянине существует архитектура: все инициативы мэра, связанные со строительством, проходят в новостях под рубриками «благоустройство» и «забота о населении». Лужков строил (в основном ужас и муляжи), Собянин сносит. Лужковские — дома, собянинские — улицы. Лужков — это башенки, Собянин — плитка. Таково общее мнение.
А между тем в Москве в 2010-е годы построено много качественных зданий, благодаря которым отдельные части города приобрели обманчивый вид холеных европейских кварталов. Пройдут годы, операция «Моя улица» забудется (но не забудутся сносы), и архитектуру 2010-х противопоставят удалому дурновкусию Лужкова. Вполне вероятно, что о ней напишут книги, будут водить к этим домам экскурсии, и «московский стиль» перестанет звучать как ругательство. Но это потом — а пока в этом небольшом материале мы попытались закрепить 10 его негромких достижений.
Дом на месте фабрики «Каучук» — ЖК «Садовые кварталы»
Юрий Григорян и «Меганом», 2015
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/94/69478b292df44dd8a8cf92c77c1eb966.jpg)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/4c/54cd8e241aee478f9d224658c8f716bf.jpg)
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/f3/5f3c041838444e34b6778ffb05c8f2f3.jpg)
«Садовые кварталы» — квартал-коллекция: все дома в нем строят светила московской архитектурной школы. Светил немного, и Юрий Григорян — одно из них. Его дом построен раньше остальных. Разглядывать его — большое удовольствие. Он и вблизи хорош, и издалека радует своими оплывающими контурами, как у финской стеклянной вазы.
ТЦ «Хорошо»
Эрик Валеев и IQ Studio, 2016
Торговые центры — душа современной Москвы, и эта десятка была бы неполной без них. Если нужно выбрать только один, то пусть это будет ТЦ «Хорошо» на Хорошевском шоссе — первая крупная постройка Эрика Валеева. Он молодой архитектор, но уважение в профессиональной среде приобрел, еще когда учился в МАРХИ. Валеев спроектировал кроме здания еще и площадку перед ним, и что само по себе невероятно — вход в ТЦ выглядит как адекватное общественное пространство.
Административное здание на улице Красина
Владимир Плоткин и ТПО «Резерв», 2016
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/60/e6059e728a8a40abbdc8351088a3599b.jpg)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/ea/3ea601a7205241a8a377759d237bc5cf.jpg)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/d/28/d28d34b5bebb4227a673f702df08fa5a.jpg)
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/b/95/b95b9f2465474986bd8465fd9d7a5f38.jpg)
Дом Плоткина построен на месте конструктивистского здания, но это по меньшей мере равноценная замена (склад фабрики «Союз» Николая Тихомирова, 1930 год. — Прим. ред.). Плоткин играет на сбое ритма: дом стоит на изгибе улицы и издалека виден с двух сторон, но не бросается в глаза. При этом метрическая сложность его фасада доставляет зрителю неосознанное удовольствие. Вот пример того, как можно тихонечко облагородить городской пейзаж.
Delfos Plaza
Сергей Чобан и архитектурное бюро Speech, 2015
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/5a/a5a14a69dfb24efea65dacfa4a88a3ca.jpg)
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/6b/f6b28fdbb4634fb5af29b62dfd964c0b.jpg)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/9/be/9be58f8eb393452ab91009be91261b0d.jpg)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/d3/6d361234329b4054993b6e63207c360d.jpg)
Сергей Чобан, самый плодовитый архитектор новой Москвы, еще и успешно строит в Берлине. Глядя на дом на «Киевской» с его монотонными рядами квадратных окон, сразу понимаешь: строил немец. Это прекрасный фасад; он не так строг, как сделал бы Макс ДудлерНапример такКампус Педагогического института в Цюрихе, 2012, да и не близка Чобану дудлеровская аскеза. Но в Москве, где принадлежность дома к тому или иному классу недвижимости предопределяет выбор облицовки, а у архитекторов в ходу выражение «дорогой фасад», и эта половинчатая скромность отрадна.
Дом на улице Бурденко
«Сергей Скуратов Architects», 2014
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/b/d3/bd30ab2871e24354ac8933b297b822ff.jpg)
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/9b/39b98897614f4f37b9886fca1efb043f.jpg)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/9e/79e3d47ac122415e950bd48d00ed129b.jpg)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/90/29009ee182cc4d0db98708a0d6d956f4.jpg)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/9e/e9e82fbee9614b03a5868c2e8292e82a.jpg)
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/e8/5e8848fb2cde45809f371dcec2cf187a.jpg)
Сергей Скуратов — автор геплана вышеупомянутых «Садовых кварталов», но для этого списка выбран другой его проект. Скуратов — маньяк облицовочного кирпича. В доме на Бурденко этого кирпича с десяток оттенков, и место каждого «пикселя» в мозаике стены неслучайно. Кроме того, некоторые кирпичи выдвинуты за плоскость кладки, образуя едва заметные бугорки, словно на стене что-то записано шрифтом Брайля. Степень разрешения поверхности тут во много раз выше, чем в стандартной качественной московской новостройке.
ЖК «Искры радости»
AB Studio, 2013
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/00/8001dd4f7d3149f39b83dd52c4759bf4.jpg)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/5c/55cae6e627d3409587854951975fbb58.jpg)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/3c/43cf1c7a2368499ca54b5599dd7995de.jpg)
Современная московская архитектура однообразна: в основном она строится на продажу, а продавцу нужен стандартный товар. Преодолевать инерцию рынка трудно. Удивительно, но есть такие, кто не поддался ни разу. Каждое новое здание AB Studio — радостная неожиданность, к тому же и с неймингом им фартит. Надо помнить, что это архитектурное бюро построило дом и в «Садовых кварталах» — он тоже хорош, но не хотелось бы превращать наш обзор в рекламу этого девелоперского проекта.
Музей истории ГУЛAГа
Дмитрий Барьюдин и Игорь Апарин, архитектурное бюро Kontora, 2015
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/77/6777c3c34bcb428691f084a90630be54.jpg)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/31/231d1dd88d3b4553a0f70119ec82c880.jpg)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/21/e21572c437ad4e0ca21a56de46f96fa9.jpg)
Это не новое здание, а перестроенное старое. Архитекторы делали и дизайн экспозиции, и интерьеры рабочих помещений. К ним не придерешься, но они не производят такого сильного впечатления, как сверкающая пятиэтажная кираса, в которую дом одет со стороны двора. Сочетание фасадного материала, который по московской традиции маркирует здание как объект недвижимости премиум-класса, с узнаваемым ритмом проемов старого небогатого дома и страшными экспонатами внутри — настолько неожиданно, что приводит в недоумение. А то и в испуг. И это, безусловно, здорово.
Парк «Садовники»
LDA Design, автор озеленения — Анна Андреева из Alphabet City Architects, 2014
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/1d/71d7f9d2e89442b19f39e0afa08284bc.jpg)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/ce/7ce1a0bdf37645eaa751c980ef0c9d61.jpg)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/05/105ccf8e22234a85a69fb84bafb7c9f9.jpg)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/19/4195d3e0fabf408b988c65ca03cd80a9.jpg)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/2a/82a05d0ddc594324bb98e31ba6586bf8.jpg)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/2f/e2f369755c874c31904314f7c6f76f3f.jpg)
«Садовники» — один из немногих объектов собянинского благоустройства, который с самого начала избежал дурной славы хипстерского заповедника. Повезло с местоположением — окраина. При этом парк сделан не менее лихо, чем Крымская набережная: дорожки проложили авторы Олимпийского парка в Лондоне, а озеленением занималась та же Анна Андреева, что и на Крымской. Казалось бы, жители окрестных панельных домов должны почуять вражий дух и потянуться через шоссе — в Коломенское, к тамадам и шашлыкам. Ничего подобного: с удовольствием гуляют в парке и добропорядочно убирают за своими собаками.
Бизнес-центр Bankside
Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, архитектурное бюро ADM, 2013
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/ce/ace71195037e4f8e859bcfea4ece5f9a.jpg)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/62/a6210014fba947fb8ed2f5dc191f21d3.jpg)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/bf/2bf1a2bd704a4277b4dba8a8f53ab606.jpg)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/9/f4/9f4b0d7cc69545a3bc97f3f13e346755.jpg)
Бюро ADM год за годом строит симпатичные здания, принадлежность которых к тому или иному классу недвижимости угадывается на раз. Заказчики это любят. Фасады у них всегда сделаны качественно: в свое время они прошли школу Скуратова. «Банксайд» — самый приятный из проектов ADM. Это перестроенная маленькая фабрика с открытыми дворами. Там зелено, стоят лавочки, работает кафе и клуб «Наука и искусство», глаз радуется качественным фасадам. Такой оазис иллюзорной Европы в чреве Москвы.
Бонус: неопределенный домик на Трехгорной мануфактуре
Нам не удалось установить ни автора изначального здания, ни того, кто его надстроил, — да это и не важно. Тут восхитителен стихийный коллаж из заурядного фабричного домика с наползшим на него мезонином в стиле ресторанных веранд 2010-х, гроздьями пыльных кондиционеров и сайдинга «под камень» — самого жуткого из всех возможных. Этот пазл, конечно же, не шедевр, но, думается, через него Москва сказала что-то важное о себе. Мы не двинемся дальше, пока не согласимся считать, что и у таких вещей есть право на жизнь. Хорошая архитектура нетерпима к уродству — великая архитектура принимает все.