Михаил Самин
17 лет
Школьник, задержанный на митинге против коррупции 26 марта, глава Русской пастафарианской церкви и создатель ботов для «ВКонтакте» и Telegram.
О политических взглядах
«Я учусь в школе 1329 и вряд ли отличаюсь от других школьников, которые вышли на улицы 26 марта. Думаю, все несовершеннолетние на митинге против коррупции — не важно, задержали их или нет, — совпадают со мной в во взглядах на ситуацию в стране. К сожалению, школьников было не так много, как говорили на федеральных каналах. Со мной в автозаке находилось тридцать человек; из них, не считая меня, только двое несовершеннолетних.
В СМИ обычно пишут, что я был на митинге как глава пастафарианской церкви. Я пастафарианин с 2013 года — решил, что это хорошая религия и принял ее. Но пастафарианство не имеет никакого отношения к моей политической жизни. Я участвовал в протесте как частное лицо, гражданин своей страны.
Я решил, что нужно что-то делать два года назад, когда узнал об убийстве Бориса Немцова. Меня это очень поразило, так как до этого я не сталкивался с новостями о политических убийствах. В тот момент я понял, что не хочу, чтобы подобное повторилось, поэтому начал участвовать в массовых протестах. Два раза был на шествии памяти Бориса Немцова. Ходил на митинг против принятия «пакета Яровой». А до этого — на пикет за права животных (власти в последний момент перенесли его на место проведения митинга против «пакета Яровой»). Там я стоял с плакатом, на котором был нарисован Путин за решеткой с подписью «За права животных!».
На митинг против коррупции я тоже пришел с плакатом. На нем была надпись «Димон, я жду ответа» и изображение Ждуна — популярный мем. Как и большинство людей, которые присутствовали на митинге, меня не устраивает происходящее в стране. Возмущает коррупция. Я не поддерживаю деятельность правительства. Особенно на федеральном уровне: в последнее время появляется все больше абсурдных законопроектов, которые не улучшают жизнь людей, а только ограничивают их права. Это не очень правильно.
Не могу сказать, что мне полностью нравятся существующие политические силы. Так, я не до конца поддерживаю экономическую программу Навального. Она кажется мне слишком левой. Хотя, конечно, симпатизирую его президентской кампании и слежу за каналом на ютьюбе. Навальный создает много штабов в регионах, и люди, которые там будут работать или уже работают, с огромной вероятностью и после выборов продолжат заниматься политикой — это приятно».
О задержании
«Я успел пройти с плакатом примерно полпути, когда ко мне подошли люди в форме — не знаю, были ли это сотрудники ОМОНа или Росгвардии. Они заломили мне руки и отвели в автозак. Не скажу, что они были вежливы и аккуратны. Я несовершеннолетний — значит, меня должны отпускать в кратчайшие сроки, а не держать в отделении одиннадцать часов.
Так как в обезьяннике ОВД «Черемушки» не было места для тридцати человек, нас отвели в обычную комнату, где стояло всего два стула. Сотрудники отделения не давали нам воду и еду. Об этом позаботились правозащитники. Еще немного еды привезли родители — я сам им позвонил и сообщил о случившемся, хотя по закону это должны были сделать полицейские.
Родители знают о моих политических убеждениях, хотя и не разделяют их до конца. Моя мама вообще не интересуется политикой, — просто хочет, чтобы ей и родственникам было хорошо. Возможно, с какой-то точки зрения это правильная позиция. Папины взгляды схожи с моими, но он не ходит на митинги, потому что много в них участвовал в начале девяностых. Родители знали, что я буду на митинге против коррупции, и попросили вести себя так, чтобы меня не задержали. Вечером мы должны были ехать на 90-летие одного нашего родственника. Но в итоге никто из нас на праздник не попал.
После задержания Комиссия по делам несовершеннолетних признала меня виновным по статье 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но от самого наказания меня освободили, так как мне еще нет восемнадцати лет и это было мое первое правонарушение».
Об угрозе исключения из школы
«После митинга у меня не было проблем ни дома, ни в школе. Я учусь в физико-математической школе, где работают достаточно интеллигентные и разумные люди, понимающие, что происходит в стране. Многие из них разделяют мои взгляды. Считают, что задерживать человека за участие в митинге — неправильно.
Проблемы начались только неделю назад, после того, как директора Веронику Федоровну Бурмакину вызвали в Следственный комитет. В митинге 26 марта участвовали и другие ученики, но задержали только меня. Поэтому Вероника Федоровна начала настаивать на том, чтобы родители забрали мои документы из школы. Она звонила им много раз и просила учителей поступать так же. Потом директор провела со мной воспитательную беседу. Она уверена, что за участие в митинге мне заплатили западные службы. Денег мне, конечно, никто не давал. А в митингах я участвую, потому что считаю это правильным. Во время разговора Вероника Федоровна также сообщила, что если я пойду на конференцию по информационной безопасности PHDays (23 и 24 мая), куда меня пригласили как победителя CTF — соревнования по информационной безопасности, я буду отчислен за прогулы.
Родные сразу предложили мне тихо забрать документы и не выносить сор из избы. В Москве много хороших школ, куда я мог бы поступить. Но мне это решение не кажется правильным. Ведь с подобной проблемой столкнулся не только я. Многих задержанных на митинге школьников вызывали в СК. У большинства из них нет контактов в СМИ и достаточной аудитории в «ВКонтакте», чтобы распространить информацию. Нет способа ответить на давление со стороны администрации школы. Я надеюсь, что эта публикация поможет изменить ситуацию.
Раньше Вероника Федоровна просто игнорировала все запросы СМИ, ссылаясь на то, что пытается разобраться. Сейчас она заявляет, что ее вообще не вызывали в СК. Но я полагаю, что перемена в ее поведении связана с застройкой около школы. Об этом я узнал несколько месяцев назад, хотя тогда не придал ей никакого значения.
Рядом с нашей школой хотят снести гаражи и спилить деревья, а на их месте построить многоэтажные дома. Жители Тропарево-Никулино и учителя школы против, тогда как директору нравится эта идея. Несколько дней назад я написал в группу жителей в фейсбуке, чтобы узнать больше, после чего мне позвонили учителя и рассказали, что директор ругала их из-за участия в митинге против застройки и из-за моего поста в группе. Моему классному руководителю Вероника Федоровна сказала, что готова оставить меня в покое, если я забуду о застройке.
Насколько я знаю, строительство многоэтажек рядом со школой никак не связано с программой реновации. Что касается самой программы, у меня к ней спорное отношение. Действительно, есть много зданий, нуждающихся в сносе. Этого хотят и сами жильцы. Но есть и те, кого устраивает их жилье, район, близость к метро. Думаю, логично было бы узнать мнение жильцов каждого дома перед тем, как сносить целые районы».
О планах и интересах
«Я не отказался от участия в конференции и пропустил два учебных дня. Пока директор не хочет со мной разговаривать. Не знаю, с чем именно это связано. Сейчас я планирую закончить десятый класс и перейти в другую школу. Конечно, если что-то кардинально не изменится — например, Вероника Федоровна принесет публичные извинения. Но я очень сомневаюсь, что это возможно.
Также я собираюсь покинуть пост главы Русской пастафарианской церкви. Я уже поставил на голосование в Священный Дуршлаг вопрос о передаче своих полномочий Юрию Пекову. Дело в том, что наша церковь — аполитичная организация. Я же окончательно решил заниматься политикой: ходить на митинги, работать волонтером в московском штабе Навального и стараться хоть как-то изменить жизнь в России к лучшему, пусть даже моих сил недостаточно.
После окончания школы я хочу поступить на факультет компьютерных наук Высшей школы экономики. Мне бы хотелось связать свою жизнь именно с этим. Пока я занимаюсь программированием только в свободное время — уже написал несколько ботов для «ВКонтакте» и Telegram. Самый первый бот, которого я сделал, распознает музыку в аудиосообщениях. Еще один помогает озвучивать написанный текст любым из предложенных голосов. Есть и обратный ему — он преобразует аудиосообщение в текст. Так как я был одним из первых, кто начал профессионально заниматься ботами, сейчас ко мне поступает много заказов. Заработок внушительный.
Помимо программирования я много читаю. В основном мне нравится фантастика и фэнтези. Сейчас перечитываю Терри Пратчетта. У меня большая коллекция его книг, занимает два ряда на полке. Иногда смотрю сериалы. Через полтора месяца появится новый сезон «Игры престолов». Еще мне нравится «Силиконовая долина» и «Карточный домик». Музыку почти не слушаю, хотя в трейлерах к фильмам попадается довольно эпичная».