Мощный привоз: барбер, студент и другие москвичи в очереди к Чудотворцу

24 мая 2017 в 11:00
Фотография: Александр Ляско
Из итальянского Бари в храм Христа Спасителя привезли мощи Николая Чудотворца. «Афиша Daily» поговорила с людьми, которые стоят в очереди к храму.
Карта перекрытых для движения улиц до 13 июля

Гастроли святынь

22 мая в храме Христа Спасителя прошло торжественное богослужение, посвященное приезду мощей Николая Чудотворца в Москву. Мощи одного из самых почитаемых святых в России приехали впервые: последние 930 лет они хранятся в итальянском городе Бари. О приезде договорились во время встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска на Кубе в феврале прошлого года.

Привоз христианских святынь в Москву стал регулярной практикой. В 2014 году в ХХС привозили Дары волхвов, а в 2011-м вытянулась многочасовая очередь к поясу Богородицы. Для кого-то возможность прикоснуться к реликвиям — форма паломничества, однако большинство приходящих считают необходимым подойти к реликвии, чтобы попросить о чуде, счастье и благополучии.

Кто такой Николай Мирликийский

Он был римским епископом, проживавшим в городе Мира — сейчас это город Демре в Турции. Жизнеописания показывают его как кроткого человека, но пламенного христианина: он разрушал языческие капища и на Первом Вселенском соборе дал пощечину Арию, признанному еретиком.

Николай — святой, равно почитаемый и православными, и католиками. В Европе он стал прообразом Санта-Клауса, а в России считается покровителем детей, студентов и путешественников. Возможно, именно с этим связана традиция освещать у его мощей сушки и шоколадные конфеты.

Кто стоял?

В первый день к мощам пришло более 18 тысяч человек. Заявляется, что до 12 июля храм могут посетить более миллиона паломников. Для организации привлечено более 2 тысячи сотрудников полиции, а также 10 000 волонтеров, которые помогают паломникам найти дорогу, а также отвечают на претензии горожан, недовольных перекрытиями в районе Пречистенской набережной.

23 мая очередь начиналась рядом с Крымским мостом, пускали людей в храм с 8 утра и до девяти вечера. Люди стояли не сплошной вереницей, а группами, разделенными на шлюзы, — это позволило избежать давки. Между ними размещены точки питания, машины скорой помощи и автобусы, в которых можно передохнуть.

Среди паломников больше пенсионеров — в основном это бабушки в платках, собранные в группы и разделенные оградами. Прохождение всей очереди занимает 4–5 часов. Многие отмечают, что сейчас стоять легко — погода хорошая, и пока не так много людей. Вспоминают, что к поясу Богородицы приходилось отстаивать 10-часовую очередь в лютый мороз.

Что говорят люди?

Тимур

Студент МАрхИ

«Я простоял около пяти часов, с 10 утра. По ощущениям оно того стоило, потому что я ничего не потерял — только приобрел. Пришел, чтобы попросить помощи в написании проекта и дипломной работы. После посещения упал камень с души и я чувствую себя спокойнее. Многое еще передумал, пока стоял в очереди, — это тоже хорошо. Думаю, должно помочь. Я верующий человек и ходил в храм Христа Спасителя и в предыдущие разы».

Людмила и Наталья

Врач и продавщица

Людмила: «Мы пришли к великому святому и великому человеку, который действительно существовал и реально жил на этой земле. Мы ощутили невероятную…

Наталья: «…благодать. Знали бы вы, какой запах шел от его частицы».

Людмила: «Для нас он теперь стал реальным каким-то святым, каким-то символом. Появление святого Николая в Москве — важное событие не только для паломников, но и для России в целом. Это новый этап исцеления, развития и раскрытия страны».

Давид

Художник и путешественник

«Прийти сюда я хотел еще вчера, но возможности не было. Сегодня я утром не спеша встал, сел в метро и приехал. Главное, люди все вокруг несутся, а я никуда не торопился — в результате прошел всю очередь за три часа. Это было гораздо быстрее, чем раньше: я ходил поклониться и кресту Андрея Первозванного, и Дарам волхвов, и поясу Богородицы. Такие реликвии позволяют укрепить веру и здоровье, потому что Никола, конечно, слышит, поэтому верующие, которые сюда идут не просто так, не зря это делают».

Алексей

Работник сферы торговли

«Возможно, я не очень верующий человек, я не знаю все молитвы и в храмах бываю недостаточно часто. Но все-таки для меня как для христианина очень важно поклониться мощам Николая Чудотворца. Живу в Москве, поэтому прийти сюда для меня ничего не стоило. В храм я пришел с двумя старинными иконами святого, которые мне освятили».

Николай

Госслужащий

«Я считаю Николая своим покровителем. Есть просто Николай летний и зимний, у меня вот зимний. Люблю я этого святого, и назвали меня, возможно, в честь него. Пришел поклониться святыне я впервые, к поясу Богородицы и Дарам волхвов я не стоял. У нас всех есть душа, и очень важно, чтобы подобные реликвии привозили в Москву, потому что паломничество к ним помогает ее очистить. Я знаю, что святитель Николай — это покровитель путешественников, и как раз собираюсь поехать в отпуск через неделю. До этого хотел в Италию, в Бари, но раз мощи привезли сюда, то придется выбирать новое место».

Шариг

Барбер

«Приехал в Москву я по работе и посвятил свой выходной посещению мощей святителя Николая. Как духовный человек я стараюсь посвящать дни каким-то праздникам. А тут такое событие, я решил, что должен сходить. Бог в нас, внутри, и надо стараться молиться и за себя, и за своих родных. Я не местный, поэтому заранее промониторил все в интернете, узнал, что да как, и в итоге все получилось — пришел сюда в два, вышел я в семь».

Анна и Александр

Студенты

Анна: «Я не ожидала, что будет так много народа. Здорово, что тут все так хорошо организовано. Очень много вокруг бабушек, наверное, это потому, что у них больше времени и у них есть семьи, дети, внуки — кто же за них молиться будет, если не бабушки. А у меня сегодня был выходной: я проснулась и решила, что если есть возможность, то надо поехать».

Александр: «Мне посоветовали поехать, вот я и поехал. Не могу себя назвать религиозным человеком, но все равно решил прикоснуться к святыне».

Аня: «Да, многие люди едут сюда специально, чтобы попросить о чем-то важном, о чуде. У меня такого не было — мне просто захотелось прикоснуться к мощам. Я еще такая зашла уже в храм, подошла к ларцу, и меня батюшка взял и головой об него постучал — и так здорово сразу стало. У меня сразу пришли легкость и веселье».

Инна

Юрист

«Я православная христианка, и недавно мы с друзьями приехали в Москву и узнали, что тут проходит такое важное событие. Вроде бы мощи никуда не вывозили 900 лет. Мне посчастливилось в Турции побывать в храме, где он был похоронен когда-то. Я вообще люблю путешествовать: в прошлом году была в Риме, иногда езжу по России, летом тоже хочу куда-нибудь отправиться. Да и в Москву с друзьями мы приехали на концерт Aerosmith. В очереди было очень много пенсионеров. Мне кажется, что это связано с тем, что все мы грешны и чем ближе приходит наш конец, тем больше мы начинаем каяться в грехах и делать соответствующие выводы. Думаю, что мы все к этому придем».