Что случилось с советскими мозаиками Стадиона юных пионеров

22 мая 2017 в 16:25
В списке потерь памятников истории и архитектуры к снесенному дому Неклюдовой на Бронной добавилась ограда Стадиона юных пионеров с мозаиками. Их обещают восстановить на новой конструкции, но это слабое утешение. «Афиша Daily» переживает вместе с активистами, краеведами и местными жителями.

Что случилось

В прошлые выходные на территории разрушенного в 2016 году Стадиона юных пионеров начался демонтаж мозаичных панно 1964 года авторства Эльвиры Жерносек. О том, что мозаики — девочку с веревкой, велосипедистов и футболистов — снимают и увозят в неизвестном направлении, сообщил москвовед и автор «Афиши» Александр Можаев на своей фейсбук-странице.

Стадион юных пионеров — одно из старейших спортивных сооружений города, где начали собираться любители лыж, бега и футбола еще до революции. Первые секции возникли тут после XV Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года. В 2009-м стало известно, что на его территории планируется масштабное строительство: тогда девелопер Coalco собирался возвести одиннадцать объектов, три из них высотой около ста метров. Но окончательно стадион прекратил свою работу только через шесть лет. Сейчас на его месте идет строительство жилого комплекса из четырех корпусов с видом на Ленинградское шоссе и развязки на «Трешке», называется это все «Царская площадь». Вторым девелопером проекта стала компания MR Group, а концепцию нового ЖК разработали архитектурные бюро Speech и Wowhaus.

Виктор Курасов
Активист, бывший руководитель муниципального образования района «Беговой»

«В 1946 году у Стадиона юных пионеров по проекту архитектора Ю.В.Щуко — автора Главного павильона ВДНХ, ворот ЦПКИО и непостроенного Дворца Советов — была возведена ограда с закругленными каменными нишами для мозаики. В 1964 году ее украсили художники монументально-декоративного искусства Эльвира Жерносек и Мартуни Потикян двумя панно на тему детского спорта.

Сейчас ограда СЮПа стала единственным сохранившимся экземпляром металлической ограды советского времени с угловыми нишами и с мозаикой. Мы считаем, что она заслуживала присвоения статуса объекта культурного наследия. В феврале 2016 года даже подавалась такая заявка в Департамент культурного наследия города — пришел отказ. Поэтому судьба постройки отдана на милость застройщика. Скорее всего, он оставит только въездную группу и три секции ограды, а все остальное, включая угловые ниши, уничтожит.

Что касается судьбы демонтированных панно, то она пока неизвестна. Утверждается, что сейчас мозаики хранятся на складе застройщика. Если судить по буклетам и презентациям, их планируют воссоздать. Но, насколько мне известно, это еще не согласовано. А потому возращение мозаик — большой вопрос. Учитывая, что 90% акций застройщика принадлежат ООО «ВТБ Недвижимость», относящемуся к ПАО «Банк ВТБ», более 60% акций которого принадлежат государству, остается надежда на то, что бывшие пионеры Дмитрий Медведев и Андрей Костин оставят от детского стадиона хотя бы ограду как память для сотен тысяч советских детей, занимавшихся тут спортом».

Наталия Клестова
Маркетолог, жительница Бегового района

«Я не такой уж пожилой человек, живу на «Динамо» с 1999 года. В то время часть стадиона со стороны Ленинградского проспекта уже была занята автосалоном. Но трибуны, раздевалки и Царский павильон в изразцах еще не были уничтожены. Работали теннисные корты. Дворовые команды гоняли в футбол. Зимой там заливали каток — один из самых модных в городе в начале нулевых. Днем в будние дни туда бесплатно пускали школьников. Но потом на месте гигантской трибуны со стороны Боткинского вырос жилой комплекс «Монарх», задавивший нашу трогательную, маленькую грушевую аллею, которую посадили работники МИГа. В здание детского Ледового комплекса въехал грохочущий клуб «Арена». Петровский парк частично вырубили под офисные и жилые многоэтажки. А вместо зеленого Стадиона юных пионеров жители района получили пять бетонных громад… В итоге мы оказались в экологическом капкане. Зеленый, малоэтажный, тихий район буквально за десять лет превратился в бетонное гетто.

Вопрос необходимости сохранения мозаичного панно на территории СЮПа кажется мне странным. Почему, например, важно хранить семейные фото или бабушкино кольцо? Это ведь наше прошлое, наши эмоциональные связи, воспоминания. Наконец, это памятник своего времени. Тонкие схематичные дети в смешной форме на панно — это дух шестидесятых: утренняя гимнастика под радио, пионерские спартакиады, спортивные парады и прочие социалистические радости вроде кружка авиамоделистов при ДОСААФ или секции плавания при заводском профкоме. Мозаики такой же слепок эпохи, как и фильмы 50–60-х годов».

Девочка со скакалкой. Теперь вместо нее груда кирпичей
Марат Наби
Художник-мозаичист

«Как художника меня удивляет, что у нас почти все панно считаются не культурным наследием, а обычной декоративкой, которую можно замазать штукатуркой или просто сбить. Хорошо, что есть такие люди, как Александр Можаев и другие архитекторы, которые иногда поднимают шумиху. Людям, которые каждый день проходят мимо, эти панно, возможно, уже приелись. Но как только мозаику сменят серые керамогранитные плиты, мы начнем ценить, что потеряли.

Когда я в последний раз видел панно на Стадионе юных пионеров, они были в хорошем состоянии. Не было ни одного отбитого осколка. Возможно, они нуждаются в минимальной реставрации — специалистам виднее. Но огорчает, что эти мозаики могут где-то пропасть, как это у нас бывает. Сначала обещают, что панно вернут, а потом окажется, что они не вписываются в декор дома. Там ведь «Царская площадь», а на мозаике — физкультурники и девочка с веревочкой.

Я мечтаю, чтобы кто-нибудь из чиновников или обеспеченных людей сделал парк советских мозаик вроде парка скульптур в «Музеоне». Люди бы гуляли там, сидели на лавочках, смотрели на наше прошлое, каким его видели авангардные художники».

Проект рекострукции ограды стадиона, который предусматривает сохранение мозаик, но не самой конструкции Щуко
Полина Полудкина
Архитектор, фотограф, исследователь наследия советского модернизма

«Я занимаюсь сбором мозаик эпохи модернизма. Эти панно — исчезающий пласт в истории искусства. Большинство из них не включены в список памятников и могут быть уничтожены в любой момент. Почти все московские мозаики, которые я видела, сохранились случайно. Некоторые пережили неоднократные монтажи рекламных вывесок и баннеров, а ведь они очень зыбкие, нуждаются в трепетном отношении. Процесс уничтожения мозаичных панно стирает целую историю, зашифрованную в них. Мозаики — ребусы, которые интересно считывать и разгадывать. Их герои указывают в светлое будущее, из которого мы на них и смотрим. Это как машина времени. Конечно, они не несут никакой функции, но они превратились в эдакие порталы в прошлое, в напоминание.

Сюжет панно на Стадионе юных пионеров четко считывался. Как минимум мозаики стоило помыть, чтобы они ярче засверкали. Но не думаю, что их надо дополнять новыми пикселями. Они очень красиво и естественно старятся. Меня мало что лично связывает со стадионом, но очень грустно, когда в городе уничтожают такие объекты. Понятно, что все сохранить невозможно. Но это был стадион с архитектурной и исторической ценностью. А на его месте поставят очередной ЖК».

Вид на корпуса «Царской площади» с разрушенной оградой
Пресс-служба Москомархитектуры

«Сейчас ведется бережный демонтаж мозаичных панно — для этого была привлечена организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов России. К сожалению, последние десять лет обслуживание панно практически не производилось в должном виде. Поэтому одна из мозаик авторства Эльвиры Жерносек находится в неудовлетворительном состоянии. До монтажа застройщик будет хранить панно в помещении. После реставрации они станут композиционным украшением и знаковым объектом ЖК «Царская площадь». Концепцию благоустройства жилого комплекса разработало архитектурное бюро Wowhaus — автор одних из лучших городских пространств в Москве: Крымской набережной и парка Горького».

Бюро Wowhaus и Speech не смогли предоставить комментарий «Афише Daily», пообещав сделать заявление по поводу будущего демонтированных мозаик позже.