«Идея нарисовать животных на свободе возникла сразу же — на нее меня натолкнул цирк, который находится неподалеку. Рисунок пытались испортить еще в процессе работы: кто-то вылил на него две банки краски. Мне пришлось ускоренно все реставрировать, чтобы успеть к открытию. Потом какие-то ярые активисты, не поняв смысла изображения, сделали внизу приписку: «За цирк без животных». А два дня назад я проезжал мимо и увидел, что граффити закрашивают. Позже друзья прислали мне фотографию рекламы Tommy Hilfiger на этом месте. Она просто ужасного качества, смотреть противно. Бренд испортил не только место, но и представление о себе.
Сейчас у граффити в Москве недолгая жизнь — все ушло в сторону рекламы. Постоянно меняют одну чушь на другую. Мне кажется, что какие-то люди, имеющие возможность получить разрешение на оформление фасадов, поняли, что на уличных рисунках можно заработать, и продвигают эту историю. Проблема в том, что исполнителями берут ребят без особых навыков, а сами идеи исходят от чиновников. Вот и получается ужас. Хотя начало у этой истории было хорошее — два года в рамках «Лучшего города Земли» приглашали местных и зарубежных художников делать авторские фасады. Но потом все, как обычно, закончилось и все работы изгадили чушью низкого качества. Я бы подписал петицию о запрете росписи фасадов, только чтобы остановить этот кошмар».
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/60/6602ef74fa56493fad5983f9c2c50b23.jpg)
«Я видела, что один из фасадов фестиваля "Лучший город Земли" на Трубной закрашивают однотонной краской, но до последнего не знала, что на этом месте будет реклама. Изначально у нас с властями была договоренность о том, что работа провисит там два года. Но это была скорее гарантия с нашей стороны в том, что через несколько месяцев краска не облупится. В других странах граффити, как правило, существуют пять, и даже десять лет.
Естественно, предупреждения об уничтожении работы «Цирк» не было. К слову, это не первый случай: так было и со стеной Леши Луки на Трубной площади — взамен там появилась реклама «Аэрофлота». Из-за аварийного состояния фасада закрасили мурал итальянца Агостино Якурчи на Гончарной улице — он вошел в рейтинг 50 лучших стрит-арт-работ, созданных когда-либо. Собственник мог отремонтировать фасад за 50 тысяч рублей, но Департамент культуры сначала полгода отказывался с ним общаться, а потом ответил, что эта стена не представляет никакой культурной ценности. Конечно, мы сильно пожалели, что из-за бюрократических проволочек не успели собрать краудфандинговую кампанию по спасению работы.
«Цирк», кстати, был сделан без меня — тогда я только пришла в проект. Его сильно мучили чиновники, эскиз переделывали миллион раз. Я помню, как все подряд комментировали его: «Убери медведя», «Добавь слона», «Сдвинь вправо», «Поменяй цвета». Когда чиновники лезут в художественный процесс, автору становится не по себе, поэтому работа получилась вымученной, на троечку. В любом случае мне неприятен сам факт уничтожения художественных произведений — неважно, какого они качества.
Политтехнологи и маркетологи быстро усвоили, что стрит-арт оказывает сильное воздействие на восприятие. В итоге, самые обозреваемые фасады были отданы не искусству, а патриотическим росписям и некачественно сделанной рекламе. Мнение жителей не учитывают. Я не столько против коммерции — просто хочется, чтобы она как-то балансировала с искусством. А так получается крупномасштабный вандализм! Хотя, если уж говорить об исполнении, роспись Tommy Hilfiger все же лучше, чем реклама ГАЗа на Красных Воротах.
Могу поделиться секретной информацией, хотя проект еще в разработке. Сейчас мы создаем абсолютно некоммерческое движение, куда войдут художники, кураторы и все, кто имеет отношение к уличному искусству либо просто переживает из-за засилья патриотических росписей и рекламы в городе. Планируем скидываться и создавать работы без привлечения кого-либо со стороны — сейчас это единственный способ делать что-то толковое».
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/b/63/b6328a403b474d4d9d5d28a82ab57de3.jpg)
«Рисунок служил отличным ориентиром — его было видно даже с конца Трубной улицы — и, самое главное, уравновешивал стерильную площадь. На этом пятачке живут не только воротилы на «гелендвагенах», но и простые люди, которых невероятно радовали слон, медведь и другие животные. Особенно приятно было их видеть по дороге из баров «Голова» и «Пес Борода», которые находятся в том же доме.
Самое ужасное в этом, что новый рисунок сделан отвратительно — в традициях современного московского стрит-арта. Он больше похож на дешевый рекламный плакат, превращающий площадь в подобие торгового центра. Не уверен, что в центральном офисе Tommy Hilfiger обрадуются такой рекламе. Москва — современный город, в котором есть достойные художники и активисты, пытающиеся продвигать здесь международное понимание стрит-арта. Подобные рекламные акции сводят их усилия на нет, а туристы начинают воспринимать Москву как ширпотреб».
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x-i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/1d/81d7ec32f99744d0a2a71704b33586e8.jpg)
«Размещение арт-объекта на Трубной было согласовано с властями и получило одобрение как некоммерческое (логотип бренда на нем занимает менее 10%). Граффити сделала московская команда стрит-арт-художников ZWS Crew. В 2013 году они оформляли постройки в Южном Бутово в рамках фестиваля «Лучший город Земли», а через год украсили фасад одного из домов на Сретенке портретом архитектора Ивана Леонидова».