«Идея нарисовать животных на свободе возникла сразу же — на нее меня натолкнул цирк, который находится неподалеку. Рисунок пытались испортить еще в процессе работы: кто-то вылил на него две банки краски. Мне пришлось ускоренно все реставрировать, чтобы успеть к открытию. Потом какие-то ярые активисты, не поняв смысла изображения, сделали внизу приписку: «За цирк без животных». А два дня назад я проезжал мимо и увидел, что граффити закрашивают. Позже друзья прислали мне фотографию рекламы Tommy Hilfiger на этом месте. Она просто ужасного качества, смотреть противно. Бренд испортил не только место, но и представление о себе.
Сейчас у граффити в Москве недолгая жизнь — все ушло в сторону рекламы. Постоянно меняют одну чушь на другую. Мне кажется, что какие-то люди, имеющие возможность получить разрешение на оформление фасадов, поняли, что на уличных рисунках можно заработать, и продвигают эту историю. Проблема в том, что исполнителями берут ребят без особых навыков, а сами идеи исходят от чиновников. Вот и получается ужас. Хотя начало у этой истории было хорошее — два года в рамках «Лучшего города Земли» приглашали местных и зарубежных художников делать авторские фасады. Но потом все, как обычно, закончилось и все работы изгадили чушью низкого качества. Я бы подписал петицию о запрете росписи фасадов, только чтобы остановить этот кошмар».
«Я видела, что один из фасадов фестиваля "Лучший город Земли" на Трубной закрашивают однотонной краской, но до последнего не знала, что на этом месте будет реклама. Изначально у нас с властями была договоренность о том, что работа провисит там два года. Но это была скорее гарантия с нашей стороны в том, что через несколько месяцев краска не облупится. В других странах граффити, как правило, существуют пять, и даже десять лет.
Естественно, предупреждения об уничтожении работы «Цирк» не было. К слову, это не первый случай: так было и со стеной Леши Луки на Трубной площади — взамен там появилась реклама «Аэрофлота». Из-за аварийного состояния фасада закрасили мурал итальянца Агостино Якурчи на Гончарной улице — он вошел в рейтинг 50 лучших стрит-арт-работ, созданных когда-либо. Собственник мог отремонтировать фасад за 50 тысяч рублей, но Департамент культуры сначала полгода отказывался с ним общаться, а потом ответил, что эта стена не представляет никакой культурной ценности. Конечно, мы сильно пожалели, что из-за бюрократических проволочек не успели собрать краудфандинговую кампанию по спасению работы.
«Цирк», кстати, был сделан без меня — тогда я только пришла в проект. Его сильно мучили чиновники, эскиз переделывали миллион раз. Я помню, как все подряд комментировали его: «Убери медведя», «Добавь слона», «Сдвинь вправо», «Поменяй цвета». Когда чиновники лезут в художественный процесс, автору становится не по себе, поэтому работа получилась вымученной, на троечку. В любом случае мне неприятен сам факт уничтожения художественных произведений — неважно, какого они качества.
Политтехнологи и маркетологи быстро усвоили, что стрит-арт оказывает сильное воздействие на восприятие. В итоге, самые обозреваемые фасады были отданы не искусству, а патриотическим росписям и некачественно сделанной рекламе. Мнение жителей не учитывают. Я не столько против коммерции — просто хочется, чтобы она как-то балансировала с искусством. А так получается крупномасштабный вандализм! Хотя, если уж говорить об исполнении, роспись Tommy Hilfiger все же лучше, чем реклама ГАЗа на Красных Воротах.
Могу поделиться секретной информацией, хотя проект еще в разработке. Сейчас мы создаем абсолютно некоммерческое движение, куда войдут художники, кураторы и все, кто имеет отношение к уличному искусству либо просто переживает из-за засилья патриотических росписей и рекламы в городе. Планируем скидываться и создавать работы без привлечения кого-либо со стороны — сейчас это единственный способ делать что-то толковое».
«Рисунок служил отличным ориентиром — его было видно даже с конца Трубной улицы — и, самое главное, уравновешивал стерильную площадь. На этом пятачке живут не только воротилы на «гелендвагенах», но и простые люди, которых невероятно радовали слон, медведь и другие животные. Особенно приятно было их видеть по дороге из баров «Голова» и «Пес Борода», которые находятся в том же доме.
Самое ужасное в этом, что новый рисунок сделан отвратительно — в традициях современного московского стрит-арта. Он больше похож на дешевый рекламный плакат, превращающий площадь в подобие торгового центра. Не уверен, что в центральном офисе Tommy Hilfiger обрадуются такой рекламе. Москва — современный город, в котором есть достойные художники и активисты, пытающиеся продвигать здесь международное понимание стрит-арта. Подобные рекламные акции сводят их усилия на нет, а туристы начинают воспринимать Москву как ширпотреб».
«Размещение арт-объекта на Трубной было согласовано с властями и получило одобрение как некоммерческое (логотип бренда на нем занимает менее 10%). Граффити сделала московская команда стрит-арт-художников ZWS Crew. В 2013 году они оформляли постройки в Южном Бутово в рамках фестиваля «Лучший город Земли», а через год украсили фасад одного из домов на Сретенке портретом архитектора Ивана Леонидова».