Главные концерты, премьеры, спектакли и выставки в Москве с 24 по 27 апреля

В прокат выходят фильмы «Сфера», «Перестрелка» и «Секретный агент», французы Nouvelle Vague выступают в Yotaspace, Инна Чурикова играет королеву Великобритании в спектакле «Аудиенция» в Театре наций, а в «Фабрике» открывается «Выставка достижений украинского медиаискусства».

Понедельник, 24 апреля

Московский ансамбль современной музыки в «Электротеатре Станиславский»

Знаменитые поезда Стива Райха

Во время Второй мировой войны американский еврей Стив Райх путешествовал поездами между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом, тогда же до отказа забитые составы в Европе шли в концлагеря. Этот сюжет звучит в пьесе для струнного квартета «Different Trains» — гудки и светящаяся моторика в первой, американской, части, сирены и неотвратимая трагедия в европейской, второй. Отказ Райха от чистой абстракции ритмов и гармоний в пользу гуманистического посыла так понравился критикам, что в 1989-м жюри «Грэмми» назвало «Поезда» лучшим новым сочинением. В «Электротеатре» знаменитую партитуру исполнит Московский ансамбль современной музыки, вход — всего лишь за регистрацию.

ГАСО России им. Светланова в Консерватории

Кинематографичная классика

Если вам нравится большая красочная музыка, то этот концерт упустить никак нельзя. Постепенно усиливающийся саспенс «Бури» Чайковского, штормовые аффективные перепады Пятого фортепианного концерта Сен-Санса, гимническое торжество симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» Штрауса — вы слышали первые такты из этой музыки в «Космической одиссее» Кубрика и в заставках «Что? Где? Когда?» — не разочаруют любителя сильных звуковых впечатлений. В качестве весомого бонуса — именитый пианист Жан-Ив Тибоде, который прекрасно звучит с любым репертуаром.

Вторник, 25 апреля

Nouvelle Vague в Yotaspace

Горячо любимый в России французский проект

Ансамбль прославился, когда его создатели провернули эффектный трюк: записали нетленки классического постпанка и нью-вейва в пляжных аранжировках (босанова, сальса и прочие бразильские дела), а на вокал позвали десяток знакомых певиц. С тех пор минуло почти десять лет, но котировки Nouvelle Vague у московской публики по-прежнему высоки — крупные площадки все так же покоряются им даже при довольно высокой цене на вход.

«Аудиенция» в Театре наций

Инна Чурикова играет королеву Великобритании

Королева Елизавета II (Инна Чурикова) раз в неделю устраивает аудиенцию премьер-министру, миссия которого — сообщать, что вообще происходит в мире. На сцене действуют также Уинстон Черчилль, Маргарет Тэтчер, гвардейцы, конюший и музыкант. Пьеса написана в 2013 году сценаристом и драматургом Питером Морганом, имела успех на Бродвее, а для российской премьеры автор включил побольше диалогов про Россию. Режиссером этого, прямо скажем, не самого амбициозного спектакля Театра наций выступил мэтр российского и советского кино Глеб Панфилов.

«Джорджо Моранди»

Ретроспектива главного итальянского живописца прошлого века

Моранди — одна из ключевых фигур истории искусства XX века, и Пушкинский наконец показывает его ретроспективу, отобранную не менее именитым куратором, специалистом по Италии — Викторией Марковой. На выставке можно будет увидеть 90 произведений знаменитого художника — в основном живопись и акварель, натюрморты и пейзажи, а также 20 гравюр, в свое время отмеченных Биеннале в Сан-Паулу. Интереснее всего, должно быть, смотреть на морандивские «варианты» — схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.

«Наум Медовой. Последний марш»

Размышления о Второй мировой войне в искусстве

Сорок последних лет эмигрировавший в конце 70-х в Америку режиссер-документалист Наум Медовой размышлял о том, как представлена Вторая мировая война в искусстве, — о пропавших без вести и бывших военнопленных, которые вернулись на Родину, но были репрессированы и отправлены в ГУЛАГ. В экспозицию MMOMA вошли более тридцати графических работ на эту тему. Поверх фрагментов одноименного собственного фильма 1972 года Медовой создает яркие живописные образы из полевых, типичных для русской природы, цветов, написанных в свободной манере. Выставка Медового дополнена двумя видеоинсталляциями — от Тревора Твитена и Никиты Шохова. Последний дополняет исторические кадры оригинального фильма Наума Медового съемками современной Москвы и Нью-Йорка, задавая контраст между сюрреализмом прошлого и новыми ценностями настоящего.

Лекция «Зомби-воспитатель»

Вера Шенгелия о том, почему люди не должны быть нормальными

Четвертую лекцию просветительского проекта InLiberty из цикла «Зомби-идеи» посвятят фигуре воспитателя, цепляющегося за мертвые представления. Журналист и активист Вера Шенгелия расскажет о многоликости этого зомби, о его стремлении всех подчинить, сделать «нормальными» и подскажет, как нам этому противостоять. Вход, как всегда, свободный, по регистрации.

Когда:

25 апреля, 19.30

Где:

Особняк на Волхонке, Б.Знаменский пер., 2, стр. 3

Подробности:

здесь

PepsiCo Food LAB Day

Доклады на тему здоровой еды, которые представят воротилы пищепрома и гастроинкубатор Mabius

Глава российского PepsiCo объявляет о запуске акселератора PepsiCo LAB

Во вторник после регистрации любой желающий сможет посетить PepsiCo Food LAB Day, где боссы PepsiCo вместе с основателем центра пищевых стартапов Mabius Иваном Сидорком и их директором по гастрономии Андреем Рывкиным расскажут о том, что происходит на рынке здоровой еды во всем мире, и о программе акселератора для фуд-стартапов. Для нее отберут около 20 команд, которые уже к осени смогут реализовать свои проекты вместе с экспертами рынка. «Афиша» внимательно следит за тем, что делает Mabius последние два года, — революционный продукт они пока не выпустили, зато ввели в дискуссии о еде тему пищевых технологий.

Когда:

25 апреля, 10.30

Где:

Gadget Studio, Тверская, 20, стр. 2

Подробности:

здесь

«DPH театр»: «Stand up ЦИМермана»

Комики из театра шутят в Powerhouse

«Stand up ЦИМермана» — московский стендап, созданный в рамках Центра им. Мейерхольда, где актеры, режиссеры и музыканты наблюдали за жизнью города, а самые интересные моменты выносили на сцену. За два года формат вышел за пределы театральных кулуаров, а кафе ЦИМа стало не единственной для них площадкой. Во вторник, к примеру, комики будут проверять свои шутки на гостях Powerhouse. Вход свободный.

Когда:

25 апреля, 20.00

Где:

Powerhouse, Гончарная, 7/4

Подробности:

здесь

Среда, 26 апреля

Алекс Клэр в Yotaspace

Дабстеп-соул из начала нулевых

Перебравшийся в Иерусалим лондонский бородач, еврей-ортодокс и бывший приятель Эми Вайнхаус нашумел в начале десятых хитом «Too Close» и другими удачными попытками совместить поп-соул с дабстепом и прочей актуальной электроникой тех лет. Впрочем, прошлогодний альбом «Tail of Lions», с программой которого Алекс Клэр в очередной раз прибывает в Москву, звучит куда более консервативно.

Благотворительный показ спектакля «Транссиб»

Сходить на спектакль и сделать доброе дело

В феврале прошлого года творческая группа «Мастерской Дмитрия Брусникина» и студенты Школы-студии МХАТ отправились в экспедицию по Транссибирской магистрали, где собрали несколько сотен интервью для нового спектакля. Посмотреть, что из этого вышло, можно в среду в пространстве Troyka Multispace — там покажут «Транссиб», созданный студентами вместе с Дмитрием Брусникиным, Сергеем Щедриным и Юрием Квятковским. Вырученные в этот день от продажи билетов деньги пойдут в поддержку фонда «Кислород».

Когда:

26 апреля, 20.00

Где:

Troyka Multispace, Яузская, 1/15

Подробности:

здесь

PechaKucha Moscow

Короткие презентации профессионалов в DI Telegraph

В среду в DI Telegraph расскажут, как технологии меняют поведение людей, правила жизни и взаимодействий в обществе. Этой теме будет посвящен весенний PechaKucha Moscow — формат, когда специалисты из разных сфер выступают с короткими лекциями — 20 слайдов, на каждый из которых отводится по 20 секунд. На этот раз будут говорить о гиперреальности, интернет-устройствах, причинах кибероптимизма и роботах, которые заменят рекрутеров. Вход свободный, необходима регистрация.

Когда:

26 апреля, 19.30

Где:

DI Telegraph, Тверская, 7

Подробности:

здесь

Симфонический оркестр Ставангера в Московской филармонии

Норвежцы с любопытной романтической программой

В Москве норвежский оркестр Ставангера во главе с венесуэльским дирижером Кристианом Васкесом — он будто бы послужил прототипом маэстро Родриго из сериала «Моцарт в джунглях» — откажется от северной идентичности. Место нордической программы заняла любопытная подборка романтической музыки: тяжелая меланхолия Первого скрипичного концерта Бруха, звуковая живопись увертюры «Гебриды, или Фингалова пещера» Мендельсона и упоительная пастораль Восьмой симфонии Дворжака.

Четверг, 27 апреля

«Сфера»

Эмма Уотсон против всесильной корпорации

Молодая женщина устраивается на работу в могущественную интернет-компанию, которая благодаря своей универсальной операционной системе работает одновременно как почтовый ресурс, платежная система и социальные медиа. Вскоре героине предстоит узнать, что на самом деле скрывается за фасадом образцовой корпорации. Техно-триллер с Эммой Уотсон и Томом Хэнксом — по роману Дейва Эггерса («Голограмма для короля»).

«Моя девушка — монстр»

Энн Хэтэуэй узнает, что ей подражает чудовище

Выясняется, что живущая в Америке и неудачливая (потеряла работу, бросил парень в исполнении Дэна Стивенса) героиня Энн Хэтэуэй как‑то связана с монстром, яростно разгромившим Сеул. У испанского режиссера Начо Вигалондо («Временная петля», «Открытые окна»), как всегда, интересный концепт — на сей раз он женит романтическую комедию с фильмом-катастрофой про кайдзю — и обаятельнейшая актриса в главной роли, но, по замечанию критиков, слабый сценарий: впрочем, за проснувшегося в Хэтэуэй монстра ему можно простить что угодно.

«Затерянный город Z»

Чарли Ханнам в поисках Эльдорадо

Новый фильм Джеймса Грея («Хозяева ночи», «Любовники»), снятый по бестселлеру Дэвида Гранна, рассказывает о поисках затерянного города на Амазонке. Партия под руководством британского исследователя Перси Фосетта (Чарли Ханнам), верившего в существование так называемого города Z, исчезает в 1925 году. В течение следующих 70 лет десятки исследователей, в том числе группа бразильских авантюристов, пытаются отыскать следы пропавшей экспедиции, которые могли бы их направить на верный путь.

«Обещание»

Историческая мелодрама в декорациях кровавой резни

Фильм про любовный треугольник с участием Кристиана Бейла, Шарлотты Ле Бон и Оскара Айзека на фоне геноцида армян в Турции 1915 года — в постановке режиссера «Отеля «Руанда» (тоже рассказывавшего про геноцид, но в Африке) и по сценарию Робин Суикорд («Мемуары гейши», «Загадочная история Бенджамина Баттона»).

«Перестрелка»

Новый киноэксперимент от режиссера «Высотки»

Бостон, 1978 год. Двое ирландцев при посредничестве молодой женщины встречаются на заброшенном складе с бандитами, которые собираются сдать им тайник с оружием. Сделка срывается — и начинается игра на выживание. Наигравшись в Кроненберга в трансгрессивной антиутопии «Высотка» по Джеймсу Балларду, английский режиссер Бен Уитли взялся за другой не менее амбициозный и формалистский эксперимент, но уже по оригинальному сценарию и при продюсерской поддержке Мартина Скорсезе — фильм выглядит как полуторачасовая перестрелка и ею, по сути, и является.

«Секретный агент»

Шпионский триллер от режиссера бондианы

Террористы, планирующие биологическую атаку в Лондоне, заманивают в ловушку следователя ЦРУ и хитростью вынуждают ее поделиться нужной им информацией. Осознав свою ошибку, женщина пытается вмешаться и остановить чудовищный сценарий. Режиссер «И целого мира мало» и «Хроники Нарнии: Покоритель зари» Майкл Аптед для этого скоростного боевика собрал по-настоящему звездный состав из Майкла Дугласа, Джона Малковича, Орландо Блума и Тони Коллетт, а вишенкой на торте стала шведская актриса Нуми Рапас, известная по «Прометею».

«Видели ночь»

Комедия про отца, ищущего дочь в компании ее бойфренда

Неудачливого музыканта Мартина (похожий тут на Эштона Катчера Эмиль Хирш) оставила девушка, а спустя полгода на пороге его дома объявился ее властный папаша — мистер Галло (не выходящий из своего оскароносного образа из «Одержимости» Дж.-К.Симмонс). Вместе они отправляются на поиски Джинни (Аналей Типтон), в ходе которых Мартин быстро смекает, что будет ой как непросто продержаться ночь в темпе мистера Галло.

«Идеаль»

Бегбедер продолжает экранизировать сам себя

Вторая (после «Любовь живет три года») экранизация Фредериком Бегбедером собственного одноименного романа про невероятные приключения бывшего рекламщика и героя «99 франков», а ныне скаута французской косметической компании «Идеаль» Октава Паранго (Гаспар Пруст) в России. Хулиганская пародия на мир моды и гламура? Нет, скорее уж усталая и не особо актуальная сатира на фэшн-индустрию.

«Никита Кожемяка»

Украинская анимация про сына древнекиевского героя

Сын известного богатыря Никиты Кожемяки (то есть, очевидно, Никита Никитич) хочет побороть свирепого дракона, так же как когда‑то и его отец, поэтому ввязывается в опасные приключения. Украинский мультфильм, судя по картинке, вдохновленный «Артуром и минипутами».

Антоха МС в клубе «Театръ»

Большой сольный концерт

Музыкант и автор песен Антон Кузнецов забросил медицинский колледж, чтобы учиться играть джаз на трубе, но в итоге получилось, что свои академические знания применил на поле хип-хопа и вообще нового русского андеграунда. В прошлом году у него вышел альбом «Родня», благодаря которому Антоху МС теперь сравнивают не с Михеем, а с Цоем. Антон пропевает простые, наивные, очень странные — в лучшем смысле этого слова — строчки. Брат, сила, труд, порядок, родня, родина — вот если и не самые часто употребимые, то очень характерные для него темы. Словно какой‑то инопланетный супергерой из комикса, Человек-чудак, он глядит на жизнь незамутненным взглядом, пытается разобраться, как правильно, и манифестирует: «Я человек. Все нам по силам. Что я оставлю? Чистоту».

«Выставка достижений украинского медиаискусства»

История искусства в перформансах и вечеринках

С украинским медиаартом Москва почти незнакома — а стоило бы. Его история начинается в самых ранних 90-х, со съемок в легендарном сквоте «Паркоммуна» в Киеве, провокационных перформансов во Львове и шумных вечеринок в Одессе. На выставке в ЦТИ «Фабрика» будут представлены редкие артефакты того времени (в том числе видеоарт «Кривые зеркала: живые картины», созданный в 1993 году резидентами «Паркоммуны» Александром Гнилицким, Натальей Филоненко и Максимом Мамсиковым), две различные ветви медиаискусства — с героями из Львова и Одессы, а также удостоенными музейных выставок достижениями медиаарта 90-х. Откроется экспозиция вернисажем 27 апреля, вход на него будет свободным.