Мосгорябеда: фанат Pokémon Go тестирует приложение для ловли нарушителей ПДД

Фотографии:
Дарья Глобина
Текст и интервью:
Кристина Сафонова
18 апреля 2017 в 12:15
Фотография: Дарья Глобина
В декабре 2015 года правительство Москвы выпустило приложение «Помощник Москвы», в котором можно жаловаться и штрафовать автомобилистов-нарушителей. «Афиша Daily» проверила, как работает доносительство 2.0.

В конце 2015 года Департамент транспорта решил, что работы оплачиваемых из бюджета пеших инспекторов и парконов недостаточно для ловли нарушителей, и выпустил приложение «Помощник Москвы». Это попытка перехватить методику проекта «РосЖКХ» и вывести осведомительство на новый уровень, превратив его из постыдной практики в веселую игру с ачивками, которыми можно гордиться — и получать реальную выгоду.

Вот уже почти два года активные горожане с телефоном борются против беспредела на дорогах. Приложение начиналось с поиска неплательщиков в зонах платных парковок, потом стало возможно нажаловаться на тех, кто бросает машины под запрещающими знаками, на переходах и газонах. Недавно появилась возможность сообщать о припаркованных на тротуарах автомобилях. К лету обещают ввести возможность ябедничать на машины, перекрывающие велосипедные дорожки — если они, конечно, в Москве останутся.

«Помощник» действует во всем городе, в том числе в аэропорту Внуково и Зеленограде, однако стучать на соседей по двору не выйдет: работает приложение в строго очерченных зонах. Все фиксации проводятся автоматически: приложение фотографирует номер, сохраняя данные о местонахождении: сфабриковать материалы непросто. Затем кляуза отправляется в различные ведомства — от правительства Москвы до УГИБДД — в зависимости от правонарушения, — где их рассматривает живой человек. Ответ о вынесении штрафа, как правило, приходит через день-два, иногда ожидание может затянуться и на две недели.

За поимку правонарушителей дают баллы, которые можно обменять на портале «Активный гражданин» на что-то ценное. Самые популярные варианты бартера — бесплатные часы парковки и поездки на общественном транспорте. За одного выявленного штрафника начисляется 200 баллов — это одна поездка на метро. Также предусмотрены дополнительные награды за поимку «красивых номеров» или охоту в ночное время и доска почета — рейтинг самых результативных осведомителей. Сейчас первые места занимают пользователи с никами Инспектор и Сталинский Сокол.

Михаил Кизлык
Заместитель начальника управления контроля и координации транспортного комплекса Москвы

«Главной сложностью при создании приложения было отсутствие аналогов. Уже существующие инструменты для фиксаций нарушений ПДД — например, «Народный инспектор» в Казани и Spot в Петербурге — работали в неудобном режиме обращений граждан. Пользователь должен был сделать фотографию или видео, направить материалы в ГИБДД, а потом еще прийти для составления заявления — это отнимало много времени и сил. Поэтому мы решили построить работу «Помощника Москвы» по другой системе. Для этого пришлось самостоятельно разрабатывать законодательную и доказательную базу.

Все фиксации проходят автоматически, чтобы человеческий фактор не мог повлиять на конечное решение. Для каждого правонарушения мы разрабатываем свой механизм регистрации и открываем его пользователям только после многочисленных тестирований, когда есть уверенность в отработанности подхода и в том, что у коллег из различных подразделений будет вся доказательная база, необходимая для вынесения постановления».

Кому это надо

В «Помощник» логинятся через аккаунт сайта госуслуг. В Департаменте транспорта уверяют, что им неизвестны персональные данные пользователей: они видят только их ники и достижения. Говорят, что за год их количество увеличилось с 40 до 120 тысяч. В основном «помощники» регистрируют нарушения по пути на работу — с 6 до 10 утра в будни проходит больше половины фиксаций.

В телеграме есть специальный чатик Moshelper, где обсуждают баги и делятся достижениями — например, попыткой оштрафовать неправильно запаркованную машину скорой помощи. На вопрос, не боится ли департамент, что геймификация осведомительства зайдет слишком далеко, Кизлык говорит, что большинство юзеров используют их приложение с благой целью. Они хотят зафиксировать как можно больше нарушений, «чтобы сделать город лучше, а заработанные баллы обменять на билеты на елку и подарить их детскому дому».

В разговоре с корреспондентом «Афиши Daily» один из пользователей рассказал, что считает приложение «единственным законным способом повлиять на дорожную ситуацию в городе», и называет его альтернативой прокалыванию шин и мордобою. Другой «помощник», находящийся в десятке лидеров, сказал, что играется с «Помощником» практически каждый день и что уже успешно менял баллы на бесплатную парковку и билеты в театр. В телеграм-чате также обсуждают периодически случающиеся конфликты с водителями и, чтобы их избежать, предлагают «покемонить со злой собакой».

Слишком «Активный гражданин»

По аналогии с популярной прошлым летом игрой Pokémon Go, заставившей людей выбраться на улицы в поисках невидимых тварей, многие пользователи «ПМ» называют себя «ловцами», а нарушителей — «покемонами». «Афиша Daily» попросила Сашу Бордачева, который был одним из лидеров прошлогоднего сообщества игроков Pokémon Go, протестировать приложение и половить нарушителей в городе.

Саша Бордачев

Нарушение правил стоянки и остановки

Время выполнения: 10 минут

Встречаемся на Триумфальной площади и идем по Тверской в сторону центра. Уже в первом переулке — Благовещенском — ждет припаркованный прямо под запрещающем остановку знаком Chevrolet. После выбора правонарушения приложение дает указания к действиям — не нарушая правил ПДД, сфотографировать знак, номер, затем машину с номером, вид спереди и машину на общем плане, а затем сделать 10 секундное видео. Все просто, но «ПМ» отказывается считывать пыльные номера — вбить вручную их нельзя.

Фиксирование неоплаченной парковки

Время выполнения задания: 25 минут

В Ермолаевском переулке действует зона платной парковки. В окружении машин попроще находим неплательщика — владельца Mercedes. Не сразу получается сфотографировать машину со всех сторон, вместо 123-го региона определяется 133-й, дальше ждем положенные 15 минут. Находим еще один глюк — приложение сообщает, что мы находимся далеко от места, где можно проводить фиксации. Об окончании времени ожидания сообщает уведомление. Плюс отложенное задание на карте меняет цвет с синего на красный.

Парковка на пешеходном переходе

Время выполнения задания: 2 минуты

Это оказалось просто — для выполнения этого задания достаточно было сфотографировать машину, подождать минуту, сделать еще один снимок с того же ракурса и снять видео. Приложение неправильно определило номер, вставив вместо Х букву У. Сообщить об этом, опять-таки, невозможно.

Александр Бордачев: «Я обсуждал приложение с друзьями, в том числе с водителями: они неоднозначно относятся к этой идее. Понятно, что государство хочет переложить на нас часть своей работы. С другой стороны, это неплохой способ легально сообщить о наглом нарушителе. Правда, не думаю, что, проснувшись утром, я захочу идти и фигачить людям штрафы. Другой мой товарищ считает «ПМ» подстрекательством к доносам, как в Советском Союзе. Только если там боролись за идею, то тут — за возможность не работать.

Некоторые пользователи действительно работают за достижения. Им интересно, чтобы у них в профиле стояло «Ночной охотник» или что-нибудь в этом роде. Ради этого они готовы проводить ночь в поисках неправильно припаркованных машин. Не думаю, что приложение может вызвать зависимость, как квесты, но вот спровоцировать конфликты и повлечь уголовную ответственность за побои — вполне.

В целом «ПМ» неплохо ситуативно, но в программе куча ошибок. Надо что-то сделать с геопозиционированием — непонятно, как оно работает. Также нужно добавить возможность оставлять комментарии к материалам: как мы выяснили, часто неправильно определяются номера. С фиксациями тоже не все гладко. Некоторые материалы потом не принимают — это проблема программы, она ведь самостоятельно снимает то, что считает правильным».

Результаты

В результате 12-километровой прогулки удалось убедиться, что «Помощник Москвы» тщательно разработан и в целом интуитивно понятен, однако в приложении куча ошибок: оно неправильно определяет номера и глючит геолокация — «Глонасс» приемник «Помощника Москвы» едва работает в местах с плотной застройкой. С ответом тоже затянули: с момента эксперимента прошло около месяца, а одобрили только две из пяти заявок — остальные до сих пор находятся на рассмотрении.