История одного двора: палаты, сквот и неслучившийся арт-кластер на «Хохловке»

11 мая 2017 в 15:54
Свернулись корабль «Брюсов» и центр городской культуры «Правда» — теперь пришел черед похоронить хипстерский кластер на «Хохловке», откуда весной начали съезжать резиденты. «Афиша Daily» прокатилась по волнам его джентрификации.

Предыстория

Палаты дьяка Украинцева. Дворовый фасад, 1874 год. Фотография из архива МИДа

Комплекс зданий по адресу Хохловский переулок, 7, был когда-то боярскими палатами — их построили на Ивановской горке в 1680-е годы по воле дипломата Емельяна Украинцева. После смерти Украинцева, успевшего поагитировать за Россию в Швеции, поучаствовать в урегулировании отношений с Польшей и заключении мира с Турцией, палаты оказались в руках князя М.М.Голицына — перепали за участие в Полтавской битве. Потом были выкуплены казной для размещения архива Коллегии иностранных дел — здесь бывали Карамзин и Пушкин; определение «архивны юноши» относилось к служащим именно этого учреждения. После московского пожара уже как следует перестроенные здания передали типографии Юргенсона, которая печатала нотную продукцию на всю Российскую империю. После 1917 года она была преобразована в издательство «Музыка».

Сегодня силуэт древних палат трудно уловить: к Хохловскому переулку они стоят двухэтажным задним фасадом. Главный — более высокий и парадный, смотревший на исчезнувшую реку Рачку, — почти полностью застроен типографскими корпусами в 1875 году. Позже территорию заставили мелкими хозяйственными постройками — ни исследования, ни реставрации палат в эпоху СССР не проводились, хотя статус культурного объекта у них есть. В новые времена типография была закрыта, оборудование вывезли, и в нулевые здесь поселились художники, дизайнеры одежды и фотографы. Тут проводили спонсорские рейвы и кормили индийской едой, читали лекции и налаживали всяческий микробизнес.

Александр Можаев
Краевед, историк архитектуры, сотрудник МУАРа

«Памятник великолепен. Несмотря на то что ряд стен в советские годы был разобран для расширения производственных помещений, уцелели все своды, сохранились уникальные для подобных построек огромные каменные столбы в первом этаже. Пережившая пожар 1812 года барочная лепнина во втором этаже, и там наверняка еще целая куча всего уникального, скрытого под поздней штукатуркой. Существует даже подробная опись интерьеров середины XVIII века, дающая при желании возможность восстановить какую-то их часть в былом великолепии.

На протяжении XX века усадьба была полностью закрыта, но с тех пор как она стала известной москвичам как арт-кластер «Хохловка», ее пространство ожило, обрело кое-какую известность и любовь горожан. Понятно, что все эти прекрасные галереи и магазины существовали здесь на птичьих правах, но отсутствие информации о дальнейших планах владельцев участка очень тревожит. У места огромный потенциал, и вновь вырезать его из общественного пространства было бы ужасной ошибкой».

Фотография художника Германа Виноградова из сквота «Детский сад», который располагался напротив теперешней «Хохловки»

Арт-кластер «Хохловка»: первая волна

В 1986 году в ожидавшем ремонта детском саду по адресу Холовский, 4, — напротив палат Украинцева — завелся сквот «Детский сад». Некоторые утверждают, что это было первое пространство в СССР, захваченное художниками, то есть первый арт-сквот в стране. В честь того «Детского сада» назвали свое объединение Арсений Жиляев, Илья Трушевский, Алина Гуткина, Саша Повзнер, обосновавшиеся в помещениях бывшей типографии в 2007-м. Само место стали называть ДК «Оригинал» — с руки живших здесь до 2013 года продюсера Родиона Дроздова и художницы Маши Козловой, которые приварили эту вывеску к железным воротам.

В 2008-м, когда рядом уже год работает клуб «Солянка», «Оригинал» запускает к себе промогруппу 2109.su под руководством Андрея Бургарта и начинает устраивать вечеринки. «Прямая техно-бочка сквоту даже к лицу, — пишет в 2008-м обозреватель клубов журнала «Афиша» Армас Шпилев-Викстрем, — среди ветхих печатных станков и сделанных наскоро барных стоек сотни человек танцуют до десяти утра, то есть на износ». В том же году Хохловские мануфактуры — еще одно название площадки — выбирают в качестве резидентуры для образовательного проекта Red Вull Мusic Academy. На рейв с участием Романа «Mujuice» Литвинова и во двор забиваются 3000 человек. Граффитчики из московской группы 310 расписывают стены — их плачущая девушка в стиле Лихтенштейна стала одной из стрит-арт-икон города (в первую очередь потому что прожила 10 лет). «Коммерсант» предрекает «Хохловке» судьбу одной из самых успешных арт-площадок города.

Фотография с Red Вull Мusic Academy, 2008 год
Филипп Алексеев
Фейсконтрольщик, промоутер, тогда — участник объединения 2110.su

«В 2007–2008 году мы провели в Хохловских мануфактурах порядка шести вечеринок. Что-то мы там делали сами, что-то при поддержке спонсоров, но все было совершенно нелегально — никаких лицензий, ничего не было. Насколько я знаю, здание по-прежнему не имеет статуса: эту землю не могут поделить федералы с муниципальными властями, поэтому все пространства там сдаются на короткие сроки без права пролонгации. В конце нулевых договориться устраивать вечеринки там было несложно, но нам хотелось превращать это в бизнес, что невозможно без долгосрочного договора. А жаль: само здание прекрасное, через него прошла вся музыка страны, когда здесь работала типография, а чугунный пол в тридцать сантиметров сохранился еще с того времени. Сейчас, кажется, само здание никого не интересует — пока все борются за землю».

Родион Дроздов
Продюсер, в прошлом — организатор фестиваля «Пустые холмы», куратор ДК «Оригинал»

«Мы поселились там после закрытия типографии — в 2006-м. Тогда государственное предприятие прекратило существование и опустевшее пространство было быстро засквотировано художниками во главе с Тимофеем Караффа-Корбутом, Максимом Смиренномудренским и Сашей Повзнером. Мы провели более 30 вернисажей, в «Оригинале» проходили модные шоу и арт-перформансы, концерты и фестивали. В самом большом зале находилась сцена экспериментального театра Pagnandarm, который сейчас трансформировался в арт-резиденцию «Гуслица». В 2010-м на смену театралам пришел клуб танго, место галерей заняли мастерские и клуб стрип-пластики. В принципе, на этом культурный расцвет в Хохловском стал подходить к финалу. Причина — постоянная смена управляющих компаний, которые каждый раз пересчитывали расходы на перепрофилирование здания в бизнес-центр, решали ничего не делать и просто поднимали аренду еще на 10%.

В 2005-м не было ни «Винзавода», ни «Артплея», ни «Флакона» — тогда была реальная возможность построить на основе ДК «Оригинал» культурный центр, который мог бы конкурировать со всеми перечисленными площадками. Но арт-бизнес показался управляющей компании слишком сложным, и они запретили проводить массовые мероприятия, вернисажи и фестивали, благодаря которым росла капитализация места. Еще раньше, когда выросла аренда, пропал интерес художников. Со временем остались только магазинчики, которые меня мало интересуют, — мы оставили «Хохловку» в 2013-м».

Дроздов вспоминает, что в 2006-м площади сдавались за смешные деньги: от 1000 рублей за комнату. Причем сдавать готовы были абсолютно все — в одном из бывших лифтов сделал себе мини-офис дизайнер по кличке Арбуз. После того как комплекс бывшей типографии по суду перешел от городского к федеральному управлению, повысилась аренда, а дела «Хохловки» стала вести фирма «Кванта эстейт», утонувшая в череде судебных решений. В 2010-м на ее место приходят девелоперы посолиднее — Russian Research Group, которые повысили арендную ставку до средней по городу и поменяли состав обитателей «Хохловки»: половину помещений сдали под офисы.

Бизнес-хипстеры: вторая волна

Ближе к середине 2010-х на «Хохловке» происходит новый виток джентрификации. Вместо художников и бесперспективных рейверов приходят ремесленники и мелкие лавочники, задающие тон пространству. Это магазин русских дизайнеров HHLVK, керамическая мастерская с магазином «Дочь моряка» и танцевальная студия «Планета танго». Некоторое время тут проработала фотомастерская Photoplay, офис дисконтного турбюро «Чиптрип» и ресторан «Москва — Дели», впоследствии переехавший на Патриаршие пруды.

При этом жизнь на Хохловских мануфактурах носит слегка подпольный характер: по идее, сдавать обветшалые помещения управляющая компания может только под склады, однако первое время тут даже разрешают проводить маркеты во дворе. Многие в шоу-румах по-тихому торгуют без кассовых аппаратов. В 2014-м политика радикально меняется: во время ведомственных проверок шоу-рум HHLVK закрывает двери и делает вид, что их тут нет, а «Москва — Дели» просит нигде не указывать их адрес — только телефон.

Галина Ботт
Совладелица Moscow — Delhi

«Мы съехали с «Хохловки» на Патриаршие, потому что к нам пришли новые партнеры — это должно было случиться. «Хохловка» уникальна тем, что дала нам возможность сделать что-то необычное за низкую арендную плату. Наша «Москва — Дели» зародилась в трущобном режиме. Да, мы не могли афишировать место, но это были условия игры. Приходилось работать по системе сарафанного радио; мы даже периодически платили человеку, который зачищал лишнюю информацию в интернете. Там у нас постоянно присутствовал фактор страха, что выгонят. Однажды это случилось — пришлось решать вопрос через определенные связи, и в итоге мы еще некоторое время работали там.

Конечно, стиль управления Хохловскими мануфактурами находился за гранью добра и зла. Сдавались помещения, абсолютно непригодные: все шесть лет мы чинили крышу и заделывали щели, сами проводили коммуникацию и электричество. Да, мы страдали от безграмотного управления, но получали преимущества творческой свободы в намоленном месте. Мы понимали, на что идем, и в конце концов благодарны месту».

Конец истории

В начале 2017 года часть резидентов «Хохловки» получила от арендодателей указание покинуть территорию — с 15 марта оттуда выехали HHLVK, затем «Дочь моряка» и танго-клуб. Никаких планов о том, что дальше будет с палатами Украинцева, не озвучено. У многих бизнесов судьба на новых местах сложилась даже лучше, чем прежде: например, Марии Потудиной с шоу-румом HHLVK предложили в два раза большее помещение в историческом корпусе мануфактур — по тому же адресу, в строении № 2. Производство тату-машинок Vlad Blad перебралось на Электрозавод, а на месте бывшего ресторана «Москва — Дели» они открыли свой шоу-рум. «Планета танго» нашла просторный зал на «Бауманской», а Rastashop со всевозможными бонгами и бусами для дредов — поближе к метро на улицу Забелина.

Маша Потудина
Хозяйка магазина HHLVK

«В нашем первом помещении на «Хохловке» был земляной пол. Восстанавливали пространство своими силами, а все просьбы помочь разобрать двор управляющая компания игнорировала. Мы никак не могли наладить интернет и получить юридический адрес. На все вопросы получали ответ: уезжайте, если вам что-то не нравится. Но нам нравилось большое пространство — почти сто квадратов — в центре города и с особенной атмосферой. Мы посадили виноград, что-то покрасили, сделали освещение. Ребята из «Москва — Дели», например, посадили рядом кусты роз. Так поступали все резиденты.

О выселении из корпусов советских времен мы услышали полгода назад — в соседний магазин пришли люди и стали производить замер помещения. Нас уверяли, что ничего не случилось, а потом однажды рабочие сказали моей продавщице, что будут это здание сносить. Сейчас, как мы понимаем, в очередной раз меняется схема управления 5-го строения по адресу Хохловский переулок, 7–9. Мы слышали разговоры о том, что здесь будет театр или концертный зал».