Реклама
История одного двора: палаты, сквот и неслучившийся арт-кластер на «Хохловке»
Свернулись корабль «Брюсов» и центр городской культуры «Правда» — теперь пришел черед похоронить хипстерский кластер на «Хохловке», откуда весной начали съезжать резиденты. «Афиша Daily» прокатилась по волнам его джентрификации.

Предыстория

Палаты дьяка Украинцева. Дворовый фасад, 1874 год. Фотография из архива МИДа

Комплекс зданий по адресу Хохловский переулок, 7, был когда-то боярскими палатами — их построили на Ивановской горке в 1680-е годы по воле дипломата Емельяна Украинцева. После смерти Украинцева, успевшего поагитировать за Россию в Швеции, поучаствовать в урегулировании отношений с Польшей и заключении мира с Турцией, палаты оказались в руках князя М.М.Голицына — перепали за участие в Полтавской битве. Потом были выкуплены казной для размещения архива Коллегии иностранных дел — здесь бывали Карамзин и Пушкин; определение «архивны юноши» относилось к служащим именно этого учреждения. После московского пожара уже как следует перестроенные здания передали типографии Юргенсона, которая печатала нотную продукцию на всю Российскую империю. После 1917 года она была преобразована в издательство «Музыка».

Сегодня силуэт древних палат трудно уловить: к Хохловскому переулку они стоят двухэтажным задним фасадом. Главный — более высокий и парадный, смотревший на исчезнувшую реку Рачку, — почти полностью застроен типографскими корпусами в 1875 году. Позже территорию заставили мелкими хозяйственными постройками — ни исследования, ни реставрации палат в эпоху СССР не проводились, хотя статус культурного объекта у них есть. В новые времена типография была закрыта, оборудование вывезли, и в нулевые здесь поселились художники, дизайнеры одежды и фотографы. Тут проводили спонсорские рейвы и кормили индийской едой, читали лекции и налаживали всяческий микробизнес.

Фотография художника Германа Виноградова из сквота «Детский сад», который располагался напротив теперешней «Хохловки»

Арт-кластер «Хохловка»: первая волна

В 1986 году в ожидавшем ремонта детском саду по адресу Холовский, 4, — напротив палат Украинцева — завелся сквот «Детский сад». Некоторые утверждают, что это было первое пространство в СССР, захваченное художниками, то есть первый арт-сквот в стране. В честь того «Детского сада» назвали свое объединение Арсений Жиляев, Илья Трушевский, Алина Гуткина, Саша Повзнер, обосновавшиеся в помещениях бывшей типографии в 2007-м. Само место стали называть ДК «Оригинал» — с руки живших здесь до 2013 года продюсера Родиона Дроздова и художницы Маши Козловой, которые приварили эту вывеску к железным воротам.

В 2008-м, когда рядом уже год работает клуб «Солянка», «Оригинал» запускает к себе промогруппу 2109.su под руководством Андрея Бургарта и начинает устраивать вечеринки. «Прямая техно-бочка сквоту даже к лицу, — пишет в 2008-м обозреватель клубов журнала «Афиша» Армас Шпилев-Викстрем, — среди ветхих печатных станков и сделанных наскоро барных стоек сотни человек танцуют до десяти утра, то есть на износ». В том же году Хохловские мануфактуры — еще одно название площадки — выбирают в качестве резидентуры для образовательного проекта Red Вull Мusic Academy. На рейв с участием Романа «Mujuice» Литвинова и во двор забиваются 3000 человек. Граффитчики из московской группы 310 расписывают стены — их плачущая девушка в стиле Лихтенштейна стала одной из стрит-арт-икон города (в первую очередь потому что прожила 10 лет). «Коммерсант» предрекает «Хохловке» судьбу одной из самых успешных арт-площадок города.

Фотография с Red Вull Мusic Academy, 2008 год

Дроздов вспоминает, что в 2006-м площади сдавались за смешные деньги: от 1000 рублей за комнату. Причем сдавать готовы были абсолютно все — в одном из бывших лифтов сделал себе мини-офис дизайнер по кличке Арбуз. После того как комплекс бывшей типографии по суду перешел от городского к федеральному управлению, повысилась аренда, а дела «Хохловки» стала вести фирма «Кванта эстейт», утонувшая в череде судебных решений. В 2010-м на ее место приходят девелоперы посолиднее — Russian Research Group, которые повысили арендную ставку до средней по городу и поменяли состав обитателей «Хохловки»: половину помещений сдали под офисы.

Бизнес-хипстеры: вторая волна

Ближе к середине 2010-х на «Хохловке» происходит новый виток джентрификации. Вместо художников и бесперспективных рейверов приходят ремесленники и мелкие лавочники, задающие тон пространству. Это магазин русских дизайнеров HHLVK, керамическая мастерская с магазином «Дочь моряка» и танцевальная студия «Планета танго». Некоторое время тут проработала фотомастерская Photoplay, офис дисконтного турбюро «Чиптрип» и ресторан «Москва — Дели», впоследствии переехавший на Патриаршие пруды.

При этом жизнь на Хохловских мануфактурах носит слегка подпольный характер: по идее, сдавать обветшалые помещения управляющая компания может только под склады, однако первое время тут даже разрешают проводить маркеты во дворе. Многие в шоу-румах по-тихому торгуют без кассовых аппаратов. В 2014-м политика радикально меняется: во время ведомственных проверок шоу-рум HHLVK закрывает двери и делает вид, что их тут нет, а «Москва — Дели» просит нигде не указывать их адрес — только телефон.

Конец истории

В начале 2017 года часть резидентов «Хохловки» получила от арендодателей указание покинуть территорию — с 15 марта оттуда выехали HHLVK, затем «Дочь моряка» и танго-клуб. Никаких планов о том, что дальше будет с палатами Украинцева, не озвучено. У многих бизнесов судьба на новых местах сложилась даже лучше, чем прежде: например, Марии Потудиной с шоу-румом HHLVK предложили в два раза большее помещение в историческом корпусе мануфактур — по тому же адресу, в строении № 2. Производство тату-машинок Vlad Blad перебралось на Электрозавод, а на месте бывшего ресторана «Москва — Дели» они открыли свой шоу-рум. «Планета танго» нашла просторный зал на «Бауманской», а Rastashop со всевозможными бонгами и бусами для дредов — поближе к метро на улицу Забелина.

Читайте также
События недели на afisha.ru
Рекомендации партнеров