Реконструкция площади у Белорусского вокзала началась в 2008 году — на ней планировали за $300 млн построить многоэтажную автостоянку в комплекте с торговым центромМакет варианта реконструкции 2006 годаФотография с сайта wikimapia.org.. В 2011 году, когда стало понятно, что это с большой вероятностью парализует движение как на самой Тверской, так и вокруг нее, проект был остановлен. В итоге на месте бывшего сквера на расчищенных под строительство площадях устроили наземную парковку — буквально заморозили объект на шесть лет. В этом году после реконструкции на Тверскую Заставу вернется памятник Горькому, который двенадцать лет простоял в ссылке в парке «Музеон». Фактически переделка площади выглядит как исправление градостроительной политики десятилетней давности, в рамках которой к каждому городскому вокзалу хотели впихнуть ТЦ.
«Площадь грозились реконструировать еще лет пятнадцать назад в рамках проекта «Большая Ленинградка». Уже тогда стало понятно, что при этом будет полностью нарушена пешеходная связность Тверской с Ленинградским проспектом и путепровод перестанет быть пешеходным. Тогда было время автомобильных строек в центре города, и все относились к этому как к неизбежному злу жизни в центре мегаполиса.
Потом был представлен новый проект с многоуровневой развязкой. Было очевидно, что некоторые потоки она действительно развяжет, но движение с Ленинградки будет все так же упираться в светофоры на Пушкинской площади, блокируя съезды. И развязка в итоге будет работать примерно в текущем режиме — то есть скорее машины будут стоять, чем ехать. При этом площадь опять же выпадала из пешеходного использования, оставаясь широкой многоуровневой стоящей пробкой. К счастью, этот проект тоже отменили».
Как менялась Тверская Застава за последние 20 лет
Памятник Горькому создал советский скульптор-монументалист Иван Шадр в 1939 году. В 1951-м его закончила Вера Мухина, и он был установлен на площади около Белорусского вокзала. Год спустя за эту работу авторский коллектив получил Сталинскую премию — 100 000 рублей. На этой фотографии 1980-х Горький стоит на своем месте — в скверике, который планируется восстановить в 2017-м
Слева — сквер с памятником, у моста тоже некоторое количество зелени, принимавшей на себя пыльный удар со стороны начинающейся Ленинградки. От вокзала до моста тянется пешеходный переход. Так выглядела Тверская Застава в 1989 году
2005 год, Горький переезжает в «Музеон», который до Капкова был кладбищем советских памятников. Газеты печально констатируют, что не будет больше свиданий «под Горьким». В результате неправильного демонтажа — рабочие снимали его с постамента наугад — и двухгодичного лежания в «Музеоне» скульптура сильно пострадала. Слева на ней трещина
Перерытая Тверская в 2008 году. Инвестор строительства — «Автостоянка Тверская Застава», общий объем инвестиций — около $300 млн. Ответственные за проект — ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова
В 2011 году стройка официально остановлена. На снимке 2012-й — на территории остаются не до конца зарытые огороженные участки
Ключевая проблема площади — в том, что она не осознается как городское пространство. Это транспортный узел с бесчисленными светофорами и вечными пробками. И если на стороне Лесной улицы с ее офисными зданиями, ресторанами и вписанной в них церковью Николая Чудотворца еще чувствуется какой-то соразмерный масштаб, то на стороне Белорусского вокзала пешеходы ощущают себя лишними. Их задача — пересечь площадь, убраться с Тверской как можно скорее.
Решить эту проблему было поручено бюро West 8 Адриана Гезе — нидерландского архитектора, который несколько лет успешно работает в России. West 8 славятся экологичным дизайном городской среды: раскидать как можно больше зелени вместо парковок — похоже на их ключевую идею. Превратить закрытое промышленное сооружение в парк — такое у них уже получилось на питерской Новой Голландии. В Москве Гезе вернул на Тверскую деревья — от Бульварного кольца и до Красной площади. Но комментировать результаты пока не спешит — предлагает дождаться момента, когда они зазеленеют.
Что будет на площади у Белорусского вокзала
После реконструкции — то есть ко Дню города — на площади появится сквер с газонами и памятником Горькому. На месте пустыря на пересечении Бутырского Вала и 1-й Тверской-Ямской устроят парк с липами и павильоном для кафе — он свяжет Белую площадь с Белорусским вокзалом в удобный пешеходный маршрут. Тротуары, как вы догадались, расширят, а на месте асфальта проложат гранитную плитку. Вокруг сквера с памятником пройдут трамвайные пути маршрута, который раньше доходил до середины Лесной улицы и разворачивался, — теперь его протянут к Белорусскому вокзалу. В переходах под Тверским путепроводным мостом установят LED-панели и проложат плитку — чтобы туда можно было заходить без мрачных мыслей.
Все это происходит под эгидой переосмысления привокзальных территорий. Как замечают в КБ «Стрелка», которое курирует архитектурные концепции «Моей улицы», эти площади «…перестают быть транзитными и становятся осмысленными — с удобным транспортным функционалом, озеленением и объектами культурного наследия» (речь про Горького). На Тверской Заставе проектирование последовало за работой Центра организации дорожного движения — там смоделировали транспортные и пешеходные потоки, и на этой основе уже рисовали зелень со скамейками.
При этом в транспортную концепцию проекта вложено не совсем очевидное продление трамвайных маршрутов № 7 и 19 от трех вокзалов до Белорусского — на метро эту дистанцию можно проехать быстрее. В Дептрансе говорят, что это приведет к росту их популярности — на 10–15 тысяч пассажиров в сутки. В проекте можно заметить очевидные компромиссы — попытки угодить всем: и машинам (половина площади отдана под парковку), и общественному транспорту, и пешеходам. Забыли только про несчастных велосипедистов — велоинфраструктуры в проекте не видно.
Кокетливый красный свет от LED-панелей вместо мрака, навевающего воспоминания о фильме «Необратимость»
Тротуары у выходов расширят почти на пять метров. Раньше ширина проезжей части была 14,7 метра, теперь станет 10. При этом все три полосы движения сохранятся
«На этой площади хотели делать автомобильную развязку — здорово, что местным жителям удалось отбиться от этого безумного проекта. Тенденция по возвращению трамвая не может не радовать, но есть сомнения в том, что он будет востребован. По сути, уехать можно будет только в сторону метро «Новослободская», МИИТа, к метро «Достоевская». Как мне кажется, на этом участке трамвайный потенциал не раскрывается в полной мере. Однако если у Дептранса есть планы по развитию сети, например, в сторону «Улицы 1905 года», то вместе с усилением ценового гнета на автомобилистов можно осторожно предположить рост популярности трамвая в перспективе.
Анализируя этот проект, я ставлю себя на место пассажира. Получается, чтобы дойти до остановки от вокзала, мне нужно обойти стоянку автомобилей и постоять на нескольких светофорах. Такое решение напоминает аэропорты Внуково и Домодедово, где аналогичным образом с чемоданами нужно протискиваться между машин и отбойников и только потом появляется возможность воспользоваться автобусом. Неудобно. Ну и явно автомобильная загрузка сохранится, несмотря на новую организацию движения. В часы пик все окрестности все равно будут стоять. Единственный выход в этом случае — ездить меньше на автомобилях».
«Главная проблема площади — в том, что на ней мощная многополосная магистраль Ленинградского проспекта, собирающая трафик со всего северо-запада, втыкается в три полосы на Тверской-Ямской, и к этому добавляются еще потоки машин с Брестской, Грузинского и Бутырского Вала. Чудо, что здесь не построили торгового центра и развязок, — это уничтожило бы все кварталы вокруг. Хорошо, что опубликованный проект реконструкции должен вытеснить часть потока с площади. Но я бы хотел увидеть альтернативные пути попадания от Беговой и Ямского Поля в центр — сейчас они полностью изолированы железной дорогой и вокзальными депо».
«Никакой Тверской Заставы давно нет, это всего лишь памятное красивое имя. Зачем его возвращать, если не планируется воссоздавать два обелискаОбелиски и Триумфальная аркаФотография, сделанная во время коронационных торжеств 1896 года.? Функционально площадь точно называлась в советские годы — площадью Белорусского Вокзала. Именно вокзал и является главной доминантой площади — как архитектурной, так и функциональной. И мне кажется, чтобы сделать пространство в районе площади биполярным, пригодилось бы транспортное наполнение Миусского депо, оно же Троллейбусный парк им. Щепетильникова. Однако в этом году оно было отдано в долгосрочную аренду под «нетранспортные нужды». Потеряно прекрасное место для создания музея городского транспорта в полукилометре от Белорусского вокзала.
Правильно, что в проекте нашлось много места для пешеходов — наземные переходы через Тверскую, новые остановки общественного транспорта. Сейчас они отброшены во все стороны от площади — это недопустимо. Для укрупнения пересадочного узла важно и запланированное возвращение трамваев. Однако параллельно на соседних 1-й Тверской-Ямской и Лесной продолжается снятие инфраструктуры общественного транспорта — троллейбусов. А ведь экологичный транспорт на Тверской Заставе мог быть представлен не только одной тупиковой линией трамвая. К тому же надо помнить, что история троллейбуса в городе начиналась как раз с линии от Белорусского вокзала к «Соколу». Москва до недавнего времени была троллейбусной столицей мира. Возвращать Москву москвичам и при этом перепрофилировать то, что работало в одной сфере почти полтора века, — странно».