Что говорят очевидцы
«Выйдя на поверхность, я заплакала»
«Я ехала по синей ветке метро через полчаса после теракта. Еще не знала, что людей взорвали. Машинист объявил: «Станцию «Технологический институт» по техническим причинам проедем без остановки». На самой станции поезд замедлил ход, и мы увидели развороченный вагон, трупы, кровь. Я поняла — произошло что-то ужасное. Но даже в голову не пришло, что теракт. Рядом с телами стояли люди в военной форме — человек пятнадцать. Они как будто оцепенели с открытыми ртами. Выйдя на поверхность, я заплакала. Вечером мне позвонили несколько знакомых с вопросом, все ли в порядке. Меня это успокоило и очень тронуло».
«Нам ничего не сказали»
«Я вожу поезда по ветке, на которой произошел взрыв. О теракте нам ничего не сказали — так что пассажиры были в курсе, а мы нет. По внутренней связи нам передавали приказы. Сначала — остановиться и выпустить людей. Потом самостоятельно проверить все вагоны, все сиденья. После чего мы еще три часа просидели в своих кабинах без объяснений. Наконец, нас попросили сделать «баранку» — круг — и передать составы сменщикам. Никаких разъяснительных бесед, ничего! Сегодня снова часть станций перекрыли, и снова всю информацию о возможных заложенных бомбах мы узнаем от родственников по телефонам. Такое бесцеремонное и пренебрежительное отношение со стороны руководства возмущает всех».
«Чувствовалось какое-то единение»
«Город оказался полностью парализован. Метро не работало. Я зашла на «Яндекс.Навигатор», а там тысячи сообщений «Готов бесплатно подвезти» — каждый дом в каждом районе был отмечен флажком с телефоном. Мне нужно было ехать от Черной речки до Ладожского вокзала. Я набрала пять номеров — три не ответили. Оказалось, что телефонные линии перегружены. Одна машина уже уехала. А пятая меня забрала. Мы молча ехали с парнем и девушкой — все-таки тягостно, не до разговоров. Но чувствовалось какое-то единение. Как будто мы, сидящие в машине, не чужие друг другу, а свои. Точно так же бесплатно добрались до дома еще несколько моих знакомых. Сегодня утром на «Яндекс.Навигаторе» люди продолжали предлагать помощь, несмотря на то что коллапса больше нет».
«Трагедия витала везде в этот день»
«Трагедия витала везде в этот день: покупаю продукты в гипермаркете, а у женщины на кассе глаза мокрые. Было трудно переключиться на другую тему, но я все равно решил поехать на лекции. Хотя какие могут быть лекции! Когда стоял на автобусной остановке, подъехала девушка и спросила, кого нужно подвести. К ней в машину села бабушка с ребенком. И это на севере города, где не было проблем с транспортом. Еще в автобусе с меня плату не взяли, сказали: «Сегодня бесплатно».
«Чувствовалась какая-то внутренняя сила»
«Вчера вечером я прошел пешком от Московских ворот до Петроградской стороны — это километров десять. Все автобусы были забиты. У станции «Технологический институт», где произошел теракт, полиция оцепила территорию. Полицейские были очень любезны — не кричали, не требовали чего-то от людей, стоящих поблизости, спокойно отвечали на любые вопросы. Меня поразили фотографы, которые бесцеремонно делали снимки и расталкивали людей, принесших цветы и свечи к одному из домов. Хотя большинство в этот день были особенно вежливы друг с другом, стараясь не обострять обстановку. Вообще, в городе чувствовалась какая-то внутренняя сила, как будто все были друг за друга».
Как помогали петербуржцам
Транспорт
После теракта власти города приняли решение эвакуировать метро и закрыть все станции на вход и выход. Добраться до безопасного места стало возможно только на общественном транспорте, проезд в котором сделали бесплатным. Попасть домой незнакомцам помогали многие автомобилисты — их можно было найти по хэштегу #домой. Также волонтеры с автомобилями отмечались на «Яндекс.Картах» и создали специальный чат в телеграме. Сеть автозаправок «Газпромнефть» предлагала им бесплатно заправиться. Крупные такси-сервисы тоже не остались в стороне — в течение дня они бесплатно довозили всех до нужного места. Первым был «Таксовичкоф», за ним подтянулись Uber, «Яндекс.Такси», а также каршеринговая служба «Делимобиль».
«Узнав о взрыве, мы решили отправить все свободные машины к пострадавшим станциям — «Технологический институт» и «Сенная площадь». Но уже через 15 минут стало понятно, что закроют не только их и городской наземный транспорт просто не справится. Тогда наши водители начали собирать людей у метро в разных точках города и развозить по домам. Работали до двух часов ночи и в итоге смогли помочь 5760 человекам».
«Мы решили приложить все усилия, чтобы помочь людям, оказавшимся на месте трагедии. Отправили сообщения всем водителям с просьбой быть ближе к Невскому проспекту и довозить людей до нужных мест. Все поездки из этого района были бесплатными до конца дня. Для нас это была естественная реакция — мы увидели, что в нашей помощи нуждаются, и помогли».
«Как только стало известно о теракте, мы не раздумывая убрали аренду на все сто машин, которые есть в местном автопарке, и сделали общую рассылку пользователям — их свыше 20 тысяч — с просьбой оказать помощь людям. Мы были приятно удивлены тем, что нашими машинами пользовались в течение всего дня».
«Вчера в Петербурге была сложная транспортная обстановка. Естественно, пассажиры опаздывали на рейсы, и руководство компании посчитало необходимым разрешить всем бесплатный обмен билетов на другое время. Мы всегда стремимся оказывать содействие в сложных ситуациях — это не политика компании, а общечеловеческая политика».
Мобильная связь и реклама
Зафиксировав рост трафика, сотовые операторы — например, МТС, «Мегафон» и Tele2 — делали все возможное, чтобы люди могли оставаться на связи. А также отменили плату за звонки на номера горячих линий МЧС. На некоторых зданиях вместо наружной рекламы появились плакаты с телефонами доверия.
Еда
Многие заведения — «Две палочки», «Бекицер», KFC, «Циферблат», «Цифербург» и другие — бесплатно кормили волонтеров и всех, кто не мог выбраться из центра. Дать комментарий «Афише Daily» большинство из представителей компаний отказались, так как не захотели «…выставлять то, что сделал бы любой на нашем месте, как нечто особенное».
«Не думаю, что мы делали что-то особенное. Просто увидели из окна — оно выходит прямо на площадь Восстания — толпу людей на остановке и решили пригласить их к себе. Не по тарифу, а просто погреться, зарядить гаджеты, позвонить близким. Из центра ведь было совершенно невозможно уехать. Поэтому мы принимали всех. Конечно, люди были подавлены, но в то же время чувствовалась какая-то сплоченность».
Деньги и возврат билетов
Несмотря на то что ситуация в городе более-менее стабилизировалась, многие продолжают оказывать помощь петербуржцам. Так, Сбербанк пообещал взять на себя долги по кредитам всех пострадавших при взрыве, а в РЖД объявили, что билеты на поезда дальнего следования из Петербурга можно будет вернуть без «оплаты сборов за услугу».
«Мы разделяем боль и горечь тех, кто понес невосполнимые утраты, и скорбим вместе со всей страной. Среди пострадавших есть и клиенты Сбербанка. Поэтому банк возьмет на себя урегулирование задолженностей по их кредитам. Обратиться по этому вопросу можно по телефону +7 (812) 610 23 00.
Также петербургская Региональная общественная организация «Прерванный полет» открыла счет для благотворительных пожертвований пострадавшим. Перевести средства можно в любом отделении или банкомате Сбербанка, а также онлайн, указав в поисковике «Помощь пострадавшим при взрыве в метро» или «Прерванный полет».