Как выглядят интерьеры Дома Перцовой — в 1907-м и в 2017-м

28 марта 2017 в 13:00
Фотография: ИТАР-ТАСС
Ведущий телепрограммы «Сделано в Москве» и автор блога «Ну да, Москва» Владимир Раевский рассказал «Афише Daily» о своем визите в Дом Перцовой — сказочную кирпичную избушку у храма Христа Спасителя и одно из самых закрытых зданий города.
Владимир Раевский

Ведущий программы «Сделано в Москве». С 2015 года вместе с редактором передачи Сашей Запоевой ведет паблик и инстаграм «Ну да, Москва», где без краеведческого занудства рассказывает об архитектуре города.

«В каждом выпуске программы «Сделано в Москве» мы рассказываем о том, что является частью московской идентичности, — от докторской колбасы и хрущевок до картины «Черный квадрат» и романа «Двенадцать стульев».

Для съемок регулярно приходится забираться в практически недосягаемые места. Как-то я, держась за канат, стоял на скользкой покатой крыше, с которой открывался вид на Китайский домик на Мясницкой улице. Ходил ночью по путям метро. Залезал в башенку Дома Моссельпрома. Звонил в колокола Даниловского монастыря. Карабкался на купол ГУМа и заводил часы на Казанском вокзале.

Для программы о Доме Перцовой тоже был предпринят невероятный продюсерский кульбит: нам объявили день и час для входа только после многочисленных разговоров по телефону и пачек писем от нашего продюсера Анны. Дело в том, что этот дом — на мой взгляд, один из самых красивых в Москве — закрыт от всех на амбарный замок. В нем с середины 1970-х годов находится Главное управление дипломатическим корпусом МИД России. Для своих он титулуется страшным словом «главк». Это организация, обслуживающая все дипломатические и иностранные представительства в Москве, а также предоставляющая им аренду квартир и офисов, медицинское обслуживание, организацию деловых и развлекательных мероприятий и еще ряд услуг. Разумеется, главк тесно связан со спецслужбами, поэтому попасть туда с улицы невозможно.

У Дома Перцовой интересная история. В самом начале XX века предприниматель и железнодорожный магнат Петр Перцов, проложивший тысячи верст железных дорог в дореволюционной России, решил выстроить себе дом. Его приятель-русофил Иван Цветков сказал, что сдаст ему информацию о продающемся участке около храма Христа Спасителя, если тот построит здание в русском стиле. Перцов согласился, и Цветков слил ему инсайд о том, кто продает козырный участок.

Был объявлен конкурс на лучшее оформление дома. В жюри позвали известных художников — Виктора Васнецова, Василия Сурикова, Василия Поленова и архитектора Федора Шехтеля. Но, видимо, зря, потому что Перцов сам выбрал художника Сергея Малютина — члена Союза русских художников, иллюстратора сказок Пушкина, оформителя театральных спектаклей и автора дизайна матрешки. В работе над проектом дома Малютин выложил целый славянский мир: птицы сирин, солнце Ярило, бык и медведь в схватке, бдящие совы и прочие персонажи древнего эпоса. По его же рисункам была сделана мебель — похожая сейчас находится в Музее декоративно-прикладного искусства.

История Дома Перцовой

Согласно старинной русской традиции экономической безопасности предприниматель записал недвижимость на жену, и потому здание называется Домом Перцовой, а не Перцова. В части дома жил он сам с семьей, другая сдавалась внаем. Одну из квартир в доходной части снимала, судя по всему, загадочная героиня из «Чистого понедельника» Ивана Бунина.

А в подвале арендовал зал театр «Летучая мышь» — Comedy Club дореволюционной Москвы, театр Никиты Балиева и Николая Тарасова, в котором показывали пародии на спектакли других московских театров. Здесь мхатовские знаменитости выступали в неожиданных образах. Например, Василий Качалов изображал циркового борца, а Ольга Книппер-Чехова — парижскую шансонетку. Неудивительно, что в театре можно было встретить весь бомонд (вход был исключительно по спецприглашениям) — от Константина Станиславского и Евгения Вахтангова до Федора Шаляпина и Леонида Собинова.

Сейчас Дом Перцовой выглядит как обычный офис с рабочими комнатами, в которых есть компьютеры, скоросшиватели и бумажки в файликах. Впрочем, кое-что осталось от начала прошлого века, и это страшно любопытные артефакты прошлой, перцовской жизни. Например, красивейшая деревянная лестница, позвоночником пронизывающая всю хозяйскую часть дома. Ее украшают вырезанные из дерева совы, которые частично облысели за сто лет прикосновений, — оттого они кажутся еще древнее. Еще сохранилась деревянная входная группа с птицей сирин — ее видно и на старых фотографиях. Вход, который был прорублен слева, теперь почему-то находится справа. Остался и старый гардероб (изнутри он обит линолеумом), и еще двери в кабинеты некоторых главковских начальников. В подвале, где когда-то громыхала «Летучая мышь», теперь столовка. Там снимать почему-то запрещено, хотя она выглядит совершенно обычно, создавая грустный и трогательный контраст со славой столетней давности».