Прошлой весной, когда в Москве начались масштабные работы по программе «Моя улица», замглавы Департамента транспорта Алина Бисембаева говорила, что велополосы закладываются в геометрию реконструируемых улиц, а в этом январе появился список из 23 улиц, где весной-летом должна была появиться велосипедная разметка. Так вот — ничего этого не будет. На прошлой неделе стало известно, что московские власти решили затормозить развитие велоинфраструктуры — ни одной новой велополосы или велодорожки в 2017 году в центре города не появится. Информация это неофициальная, но не верить ей причин нет. По крайней мере, ее до сих пор не опровергли, и заявлений о том, что все прежние обещания в силе, не поступало.
Чиновники, которые разрабатывают проекты организации движения, в частных беседах подтверждают, что велополосы у них в документах присутствуют, но на каком-то этапе они пропали. Памятником нереализованным планам стали затянутые в полиэтилен велосветофоры на Малой Дмитровке и пересечении Никитского бульвара с Новым Арбатом, который в этом году тоже должен был получить велополосы, став чуть менее похожим на фривей.
Поскольку они не требуют капитального строительства и предполагают лишь разметку, то дело тут явно не в сложности или высокой стоимости проекта. Неофициальная причина происходящего звучит так: власти города не видят социального запроса на велоинфраструктуру. Говоря по-человечески, городские начальники не чувствуют, что москвичам действительно нужны все эти велополосы и велодорожки.
Другое дело, как оценить запрос. Ожидать резкого роста числа поездок с той инфраструктурой, которая имеется в городе, наивно. Чиновники любят говорить о том, что в Москве построено 200 км велодорожек, однако большая их часть приходится на парки и разбросана по городу. А те, что располагаются на улицах и представляют собой какую-никакую сеть, немногочисленны. Не говоря уж о том, что количество машин, наплевательски запаркованных на велополосе на бульварах, сводит на нет весь ее смысл и удобство.
Несмотря на все сложности, велосипедистов в городе все-таки становится больше — это просто заметить, хотя по-настоящему их никто не считал. Так что если вам хочется точных цифр, посмотрите на велопрокат — его популярность растет гораздо активней, чем развивается велосеть. Например, в прошлом году «Велобайк» поставил всего несколько новых станций, а число поездок выросло в два раза, перевалив за 1 600 000. Это очень достойный результат, если учесть, что пользователям проката приходится либо конкурировать за тротуары с пешеходами, либо рисковать здоровьем на проезжей части.
Для руководства города все это выглядит неубедительно. Велосипедистам говорят, что их не слышно, и ставят им в пример группу «Синие ведерки» Петра Шкуматова. Созданная для борьбы с мигалками, в последние несколько лет она в основном воюет с платными парковками и иногда с велосипедами, которые считает частью «антисоциальной политики» правительства Москвы, направленной на «геноцид автомобилистов». «Ведерки» действительно очень активны в фейсбуке, их лента пестрит шутками про «оленевода» с «эстонцем» и лайфхаками о том, как не платить за парковку. Накануне велопарада в «Синих ведерках» традиционно появляются пожелания смерти их участникам и новая порция шуток про «велооленей» и «ликсупедиков».
Все это по-своему весело, но отменять велоинфраструктуру, потому что она не нравится защитникам прав автомобилистов, странно. Тогда уж надо заодно и от платной парковки отказываться. Так же странно не понимать, что люди, которых заставляют платить за бесплатную ранее услугу, неизбежно будут возмущаться громче тех, кого лишили туманных перспектив на велосипедный рай. Власти многих городов не ждут, когда на них снизойдет «социальный запрос», а сами создают спрос на инфраструктуру. Существует огромный массив исследований, показывающих, что развитие велотранспорта делает горожан более здоровыми и позволяет уменьшить расходы на здравоохранение, сокращает пробки и вредные выбросы, приносит выгоду малому и среднему бизнесу, делает улицы безопасней не только для велосипедистов, но и всех остальных участников движения. И самое главное: строительство безопасной и удобной велоинфраструктуры приводит на улицы новых велосипедистов. Именно в такой последовательности, а не наоборот. Происходит это за счет людей, которые в отсутствие полос и дорожек просто боятся сесть на велосипед.