Летом 2013 года с подачи тогдашнего руководителя Департамента культуры Сергея Капкова московские власти пересмотрели отношение к граффити, перестав трактовать их как форму вандализма, и начали активно предлагать стены старых зданий художникам. Логотип для инициированной Депкультом программы «Лучший город Земли» рисовал классик современного искусства Эрик Булатов; в ее рамках стены домов расписывали выдающиеся российские и зарубежные графиттисты, а курировала проект Сабина Чагина, за которой благодаря стартовавшему впоследствии Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» закрепилась репутация чуть ли не главного по стрит-арту человека в Москве.
Однако контроль над уличной повесткой Чагина быстро потеряла, переехав со своими инициативами в парки и музейные залы. Еще во времена Капкова уличное искусство со стен начали вытеснять рекламные и патриотические росписи, художественное качество и смысл которых, вероятно, более понятны городским чиновникам, а не экспертам в мире стрит-арта. В итоге, несмотря на регулярное возмущение в фейсбуке, сейчас в Москве граффитти ассоциируются с триколорами, взятием Крыма, летчиками-героями Второй мировой, военной славой Древней Руси и с вещами поважнее курса доллара.
Еще одна важная тема настенных росписей — призывы к здоровому образу жизни, которые исходят в первую очередь от проекта «Трезвая Россия». В последние дни по их инициативе на Никитском бульваре, 25, и площади Павелецкого вокзала появились идентичные граффити — грудь накачанного мужчины на фоне сине-красного щита с белыми надписями «ГТО», «Закон 21», «Спорт», «Здоровье» и «Семья». Трезворосы также были заказчиками существовавших ранее граффити с буквами ГТО на Никитском бульваре, такой же качок украшал в 2016 году стену недалеко от «Третьяковской», был еще «ЗОЖ» в районе Вишняки.
Процесс создания нового граффити для проекта «Трезвая Россия» на Никитском бульваре — видно предыдущую роспись от конфетного бренда Raffaello
Граффити, созданное компанией «Городские галереи» для проекта «Трезвая Россия» на Никитском бульваре, 25
Уже несуществующее граффити «ГТО», сделанное «Городскими галереями» по заказу проекта «Трезвая Россия» на Никитском бульваре, 25
Прошлогоднее граффити для проекта «Трезвая Россия» рядом со станцией метро «Третьяковская»
Что такое «Трезвая Россия»
Организация появилась в 2012 году, когда молодежные провластные движения стали трансформироваться в городских активистов («Стоп-хам», «Хрюши против», Probok.net). Имена основателей «Трезвой России» — их было несколько — не разглашают, зато теперешний руководитель проекта Султан Хамзаев на официальном сайте «ТР» фигурирует чуть ли не в каждой новости — как Собянин на сайте vmet.ro. Хамзаев, родившийся в 1982 году в Дагестане, — человек деятельный. Он успел побывать членом Общественного совета «Молодой гвардии «Единой России», координатором по межнациональным и межрелигиозным отношениям взрослого «ЕдРа», поучаствовать в Общественном совете при ФСКН и позаседать в Общественной палате.
Год назад Хамзаев был выдвинут в Государственную думу от партии «Гражданская платформа» и запомнился телезрителям тем, что во время дебатов на Первом канале кидался бумажками в своего соперника — лидера «Зеленых» Олега Митволя, который обвинял «Трезвую Россию» в финансировании государством. По итогам выборов «Гражданская платформа» заняла последнее место и не прошла в нижнюю палату парламента. Митволь тоже не прошел.
С 2013 года проект «Трезвая Россия» плотно сотрудничает с государством в борьбе за популяризацию здорового образа жизни в 70 регионах страны. Хамзаев утверждает, что он стремится существовать вне политики и участвует в ней ровно настолько, насколько это требуется для продвижения собственных инициатив. «Мы не хотим быть окрашенными в какие-либо цвета, — сказал он в разговоре с корреспондентом «Афиши». — Но для качественных изменений необходим максимальный уровень синергии с государством. «Трезвая Россия» — это не какая-то директива, а наша философия и образ жизни».
Деятельность активистов «ТР» намного шире, чем заказ пропагандирующих ЗОЖ граффити. Они продвигают идеи шаговой доступности спортивных площадок и пытаются защитить подростков от алкоголя, наркотиков и табака, для чего проводят комплекс мер. Например, устраивают контрольные закупки, то есть выявляют факт продажи спиртного детям или его сбыта в неположенное время. Ведут борьбу с суррогатами и обращаются с жалобами в прокуратуру и Роскомнадзор на сайты, нелегально торгующие алкогольной продукцией и наркотиками. Также они проводят расследования с федеральными каналами — например, недавно помогли ведущему программы «Честный детектив» Эдуарду Петрову рассказать о том, как устроен серый рынок алкоголя. Почти с самого основания они выступают за принятие «Закона 21», запрещающего продажу выпивки лицам моложе 21 года.
Несмотря на тесную связь с госструктурами, по словам Хамзаева, власти финансируют лишь малую часть деятельности «Трезвой России». Он говорит, что привлечь к финансированию представителей бизнеса пока не получается, поэтому проект в основном существует за счет гражданского общества. Как сознательные граждане передают свои сбережения «ТР», неизвестно — на главной странице сайта нет ничего похожего на кнопку «Поддержать».
Граффити с Александром Пушкиным и Натальей Гончаровой, выполненное «Городскими галереями» по заказу «Лаборатории Касперского» на Никитском бульваре, 25
Граффити с хоккеистом, изображением Крымского полуострова и надписью «2014. Вернули свое» на Новослободской улице по заказу проекта «Сеть»
Работа «НЭЗО Street Art» для проекта «Сеть» на Покровском бульваре
Кто делает пропагандистские граффити
Среди исполнителей работ с политическим и пропагандистским уклоном фигурирует компания «НЭЗО Street Art» — они сделали «Возвращение в родную гавань» на Покровке и хоккеиста-военного и Крым на Новослободской, — а также фирма «Городские галереи»: их авторству принадлежат граффити с Пушкиным и Натали и «ГТО» на Никитских Воротах. Они же занимались и новым рисунком для «Трезвой России». По словам исполнительного директора «ГГ» Ольги Фридман, с трезвенниками их связывает «братско-духовное» партнерство.
У Фридман тоже интересная биография: до создания «Городских галерей» она училась в МГИМО и занималась общественно-политической деятельностью — участвовала в молодежном сионистском движении «Ор Цион», организовывала общественные дебаты совместно с Союзом израильских студентов и помогала в проведении предвыборной кампании депутатов муниципальных собраний Москвы. А еще вела ЖЖ, в котором делилась результатами своей политической деятельности и размышлениями об оппозиции и судьбе страны. Параллельно девушка закончила годовые курсы в Миланском институте моды и дизайна Marangoni, но до запуска собственной линии одежды дело не дошло.
Основанная ею в 2014 году компания выполняет граффити не только на социальную и политическую тематику, но также и заказы от крупных корпораций. Например, перед Новым годом «ГГ» сделали рамку для интерактивной открытки Raffaello на все том же Никитском бульваре. Большой вопрос во всей истории с рекламными и патриотическими граффити — согласование с властями: кто именно разрешает наносить на здания рисунки, до сих пор неизвестно. Ответить не могут ни в районных управах, ни в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, ни в Департаменте капитального ремонта города.
О процессе согласования не смогла рассказать и Фридман: «Единственное, что могу сказать, — мы делаем все в рамках закона, — ответила она на вопрос Daily. — В этом достаточно сложном и кропотливом процессе задействовано большое количество различных органов. К тому же согласование каждого дома проходит индивидуально, а не под копирку».
Какой вообще в этом смысл
Хамзаев рассказывает, что каждая деталь их граффити наполнена глубоко проработанным значением. Так использованные цвета обозначают российский триколор. Щит символизирует защиту: он убежден, что его организация охраняет интересы и здоровье подрастающего поколения. «ГТО» — потому что «ТР» горячо пропагандирует советские спортивные нормативы: пару лет назад Хамзаев предлагал распространить их и на людей с ограниченными возможностями. С «Законом 21» и «Общественным контролем» вроде понятно — это неотъемлемая часть работы «Трезвой России». Слова «семья» и «дети» отражают еще один аспект их деятельности: организация ведет свой рейтинг рождаемости, основанный на открытых источниках; в 2016 году лидерами стали Чечня, Ингушетия и Тыва.
Собрать свидетельства о том, что кто-то из посетителей баров Мити Борисова на Никитском бульваре, увидев пропаганду «Трезвой России», променял алкоголь и промискуитет на дворовую спортплощадку, не представляется возможным. Сооснователь фитнес-сообщества Nula Project и спортивный мотиватор Милан Милетич сомневается в эффективности такой рекламы: «Если мы хотим развивать здоровый образ жизни, то надо начинать со школ, с колледжей и университетов, а не навязывать свои идеи уже взрослым людям, — говорит он. — Надо работать над созданием новой системы. Рисовать подобные граффити все равно что выбрасывать деньги на ветер. В Москве есть столько бесплатных и крутых проектов, направленных на развитие спорта. Почему не поддержать их?»
Однако «ТР» не планирует останавливаться на достигнутом. Хамзаев убежден в правильности действий: «За три года наш проект максимально качественно зарекомендовал себя на разных уровнях взаимоотношений с властью и обществом. Мы считаем, что можем потратить интеллект, энергию и другие ресурсы на дальнейшее продвижение этой истории». Очевидно, что город ожидает дальнейшая экспансии патриотическо-оздоровительных рисунков Хамзаева — Фридман на тему ЗОЖа. Интересно, что эта идеология в нулевые годы ассоциировалась с правыми, листовка со слоганом «Трезвый — значит русский!» даже попала в список запрещенных материалов, а теперь идею здорового образа жизни пытаются продвигать с помощью граффити — искусства, которое выросло из городских субкультур и связано с левым движением. Новые патриотические инициативы у всех берут понемногу.