Зачем вы это сделали?

Активистка Серое Фиолетовое: «Война станет нашим телом»

18 февраля 2017 в 10:05
31 января художница и активистка Серое Фиолетовое (она же Мария Штерн, по паспорту — Олег Васильев) и ее спутница Виктория Мирошниченко пропали на территории ДНР, где собирались провести акцию в поддержку ЛГБТ-сообщества. 14 февраля их выпустили за пределы самопровозглашенной республики.

Серое Фиолетовое — агендер, идентифицирующий себя в среднем или, если это невозможно, в женском роде. Активистка и бывшая участница группы «Война». Частью акции в ДНР должна была стать операция по орхиэктомии (удалению яичек), которую Серое Фиолетовое планировало провести самостоятельно, а также съемки художественного фильма по мотивам «Эпоса о Гильгамеше».


 — Почему Серое Фиолетовое?

— В 2011–2012 годах, когда появилась потребность в псевдониме, я автоматически выбрало Серое Фиолетовое и только потом осознало, что уже использовало его раньше — в давних литературных опытах.

— Как вы пришли к идентификации себя как агендера?

— Это был довольно естественный для меня процесс. Как только в детстве я узнало, что такое гендерная идентичность, стало понятно, что я ею не обладаю. У меня всегда были проблемы с восприятием собственного тела и необходимостью вписываться в какие-то традиционные гендерные роли.

реклама

— Как вы попали в группу «Война»? В каких акциях довелось поучаствовать?

— Когда группа «Война» только появилась, мне показалось, что это ровно тот язык и та деятельность, которой и нужно заниматься. Впервые я участвовало в акции около Таганской прокуратуры. После нее меня пригласили на акции «Памяти декабристов (ПэДэ)» (в рамках акции 7 сентября 2008 года, в День города, в качестве подарка мэру Лужкову к потолку магазина «Ашан» были подвешены пять человек — трое гастарбайтеров и двое представителей меньшинств, среди которых было и Серое Фиолетовое. — Прим. ред.) и «Запрещение клубов». В какой-то момент я перестало быть активной участницей группы, но тем не менее уже оказалось связано с этой средой.

В группу меня пригласили, во-первых, потому что я было связано с борьбой за права ЛГБТ, а во-вторых, Олегу Воротникову очень понравился мой тогдашний интернет-перформанс «Педофилофобия». В тот период как раз начиналась официальная антипедофильская кампания и борьба с так называемыми «преступлениями ненависти». Тогда я вывесило в ЖЖ текст со списком санкций в отношении педофилофобов, которые отметятся в комментариях к этому посту. Сразу нашлась какая-то группа патриотов, которая писала на меня заявления в полицию, но это, к счастью, ничем не закончилось. Олегу эта история понравилась, и меня пригласили в «Войну». Потом наши пути разошлись по разным соображениям.

 — Расскажите подробнее про акцию, которую вы провели в ДНР. Какие смыслы в нее закладывались изначально?

— Я планировало довольно большой акционистский видеопроект. Центральная линия должна была обозначаться лозунгом «Война станет нашим телом». Это, собственно, и был слоган акции, который я хотело сбросить на шестиметровом радужном флаге в Донецке. Сценарий был довольно сложный. Он включал строительство на вершине террикона (искусственная насыпь из отходов от производств. — Прим. ред.), танцы, сцены насилия, воспроизводство пыток, известных по отчетным документам ОБСЕ.

Основное содержание акции — это соединение разного рода разломов: гендерных, политических, культурных. Я рассматривало их как универсальные зоны свободы и в то же время зоны невозможности нормального, урегулированного существования. При этом свобода, которую даруют эти разломы, все равно связана с постоянной опасностью, с радикальным насилием. Так родилась параллель между ополченцами и трансгендерными людьми. И те и другие погибают. Ополченцы гибнут, будучи на войне. Среди трансгендеров 40% пытаются покончить с собой. До 40% пытаются провести операцию по орхиэктомии (удалению яичек) в домашних условиях. Примерно так же себя ощущает человек, годами живущий на войне, как жители Донецка и других городов, находящихся на линии фронта. Каждый день на них может упасть «Град», каждый день повторяется ситуация постоянной опасности. Так и квир-человек вынужден жить в мире, где само его присутствие становится акцией, своего рода радикальным действием. Каждый раз, выходя на улицу, он рискует. Каждое его взаимодействие с официальными органами власти — это провокация.

— Вы взяли за основу акции «Эпос о Гильгамеше». Почему выбрали именно его?

— Есть очевидные параллели. Слово «свобода» (или «ама-ги»), например, впервые было написано именно на шумерском языке. Это один из символов либертарианства. Кроме того, это ультрапатриархальный эпос, а Гильгамеш — ультрапатриархальный герой. Мне было интересно трансформировать его в такой квир-феминистский образ. Собственно, название проекта «Четыре ниггуна для Ишхары, Шамхат, Хумбабы и Нинсун» — это четыре молитвы для женских побежденных персонажей этого патриархального эпоса.

Для проекта еще были подготовлены музыкальные фрагменты. Там была русская духовная поэзия, модифицированная и наложенная на шумовую индустриальную музыку.

— Почему именно в ДНР? Не затерялась ли ваша акция в политическом контексте?

— Там сложилась уникальная ситуация. Это одна из крупнейших городских агломераций Европы, которая уже давно находится в состоянии непрерывных боевых действий, позиционной войны, обстрелов. Причем там абсолютно антропогенный военный ландшафт с рукотворными горами и прочим.

Сначала я планировало провести акцию с украинской стороны, потому что одного из моих друзей-художников пригласили делать проект в Авдеевке. Я тоже подумало, что надо ехать и делать что-то акционистское.

реклама

— Вы планировали провести операцию по орхиэктомии без посторонней помощи?

— Предполагалось, что я буду проводить операцию в присутствии врачей и машины скорой помощи, которая могла бы отвезти меня в клинику, если что-то пойдет не так. В целом операция несложная, ее можно провести под местной анестезией — главное, все делать в стерильных условиях. Но для того, чтобы добиться разрешения сделать ее в больнице, трансгендерным людям приходится проходить какие-то безумные психиатрические экспертизы, жить в стационаре, стоять в очередях годами, хотя это дело пятнадцати минут. Около 40% трансгендеров в итоге пытаются сделать операцию в домашних условиях. Если взять крупнейший англоязычный форум на эту тему, то сразу станет ясно, что такие попытки предпринимаются довольно часто. Еще 30% об этом задумываются, поэтому я рассматривало операцию как такой символический жест отказа от маскулинности, гендерного перехода.

— Думали ли вы о том, что акция может сработать на созвучии с тем, что делает Петр Павленский?

— Я планировало действовать совсем в другом духе. Акции Павленского всегда направлены против власти, а я склонно не к противостоянию, а к диалогу. Мне не близка логика жесткого противостояния чему-либо. То, что делает Павленский, — это такая городская скульптура, он работает с конкретным фрагментом реальности. Мне тоже интересно работать с языком тела, но я делаю это совсем в другом направлении.

Например, еще одной ключевой сценой акции должно было стать скармливание части собственного тела после операции бродячим собакам, то есть передачи части себя слабым и отверженным, которые выглядят агрессивно и опасно. Это такая метафора всей акции: я как международная интеллектуалка еду в это пространство, населенное страшными — реально страшными! — боевиками, где постоянно творится насилие. Эта сцена и воспроизводит такую ситуацию.

— Как вы считаете, ваша акция удалась? Вы высказали то, что хотели?

— Я считаю, что, конечно, удалась. Все ее элементы оказались воспроизведены в плотном контакте с реальностью. Некоторая часть людей, которые оказались вовлечены в этот процесс со стороны МГБ ДНР (Министерства государственной безопасности. — Прим. ред.), в общем, прекрасно понимали, в чем участвуют. Периодически это прямо заявлялось даже.

— С чем вы столкнулись, когда пересекли границу?

— Нас немедленно задержали люди с оружием. В МГБ ко мне применяли разного рода психологическое и физическое насилие, а дальше начались беседы уже в более спокойном духе — было несколько разговоров с военным психиатром, история с твитом, написанным якобы от моего имени. В общем, это был интересный опыт в силу того, что насилие оказалось перемешано с какими-то осмысленными обсуждениями. Главной фразой, которую постоянно произносили люди, перевозившие меня с места на место, была «Сделайте, пожалуйста, лицо погрустнее, Олег Олегович». То есть все происходило в режиме диалога — очень ироничного с обеих сторон. Вначале моей акции, конечно, пытались навязать какой-то политический смысл, но довольно скоро стало понятно, что это абсурд. Хотя формально они проверяли, являюсь ли я шпионкой.

— А кто должен был вам помогать в акции? Какова была роль Виктории Мирошниченко?

— Она должна была документировать акцию. Ну и мне просто нужен был свой человек для моральной поддержки. Предполагалось, что она будет постоянно находиться рядом.

реклама

— Это ваша первая самостоятельная акция такого масштаба?

— Да, верно. Я думаю, что буду заниматься какими-то другими вещами. Для меня очень важна категория пространства, именно с ней я и хочу работать. В данном случае это была граница-война.

— Как вы оцениваете роль СМИ, которые в кризисной ситуации сразу начали писать о вас в мужском роде, называть мужским именем?

— Они нарисовали образ ужасного пространства и меня — изначально слабого, маргинального персонажа, угодившего в этот разлом. На деле это, конечно, было столкновение двух маргиналий: войны, на которую сейчас бегут все исключенные, и радикальной уязвимости, квира, к которому принадлежу я.
Важнейшая идея, заложенная в этом проекте, — это идея радикального присутствия. Ведь акция свершается не потому, что происходит какое-то взаимодействие с внешним миром. В ее основе — присутствие меня как квир-художницы в подвалах ДНР. Часть людей, которые что-либо со мной делали, например, сами же говорили, что, мол, насилие, которое мы к вам применяли, — это эхо того, что здесь происходит. То есть, по сути, они воспроизвели главный слоган акции.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия