Когда приходится возвращаться домой на автобусе ночью, всегда интересно, кого еще жизнь закинула вместе с тобой. «Афиша Daily» спросила и сфотографировала пассажиров ночных маршуртов — получилась московская версия фильма «Ночь на земле» Джима Джармуша.

Лидия

Работает в «Макдоналдсе» на выдаче в «Макавто»

После часа ночи ехала по маршруту Н1 (Озерная улица — аэропорт Шереметьево)

«Я постоянно пользуюсь этим маршрутом, так как работаю в «Макдоналдсе», и моя смена обычно длится до часу. В это время в автобусе едут уставшие работяги и веселая молодежь. Также часто бывают люди с чемоданами, которые спешат в аэропорт. Я сама приехала в Москву из Владикавказа. У нас город намного меньше, но после 8 вечера я боялась выходить на улицу, да и ночных автобусов там нет. В Москве же все иначе: люди здесь спокойные, добрые».

Андрей

Актер

В полтретьего ночи ехал по маршруту Н3 (Метро «Китай-город» — Уссурийская улица)

«На этом автобусе я возвращаюсь с работы — я актер и играю офицера СС в квестах, хотя бывает, что снимаюсь в кино и играю в театре. В своей жизни я чем только не занимался: был охранником, механиком в гоночной команде, танцором, а 7 лет назад меня потянуло на актерскую стезю. Я начал играть с нуля, так как до этого никогда не занимался театральным искусством.

На квестах приходится очень сильно затрачиваться, потому что актер один, а играющих — пять-шесть человек, и тебе нужно «задавить» их морально. Работа неинтересная, мне бы больше хотелось сниматься в кино или играть в театре, а в квестах я только ради денег. Кроме того, мне не нравятся ни сама роль, ни форма СС, но актер — существо подневольное и ничего другого я пока не нашел».

Подробности по теме
Городские игры
Как устроена индустрия квестов: взгляд изнутри
Как устроена индустрия квестов: взгляд изнутри

Роман

Без двадцати час ехал по маршруту Н1 (Озерная улица — аэропорт Шереметьево)

«На самом деле я сел в этот автобус наугад — мне нужно доехать до «Кантемировской» или хотя бы до «Китай-города». Мы засиделись с друзьями в баре после того моего выступления на фестивале комедийной импровизации. Я работаю менеджером по продажам, но для самореализации учусь выступать на сцене. Какое-то время назад мне были интересны театральные выступления, я даже занимался в театре. Потом забросил, но не так давно попал на мастер-класс по импровизации — и меня снова захлестнуло».

Мария

Посетительница бара

В двадцать минут второго ехала по маршруту Н1 (Озерная улица — аэропорт Шереметьево)

«Года два назад я продала машину, но передвигаться по городу как-то надо. В интернете прочитала про ночные автобусы, подумала сначала, что это байки, но потом попробовала и теперь езжу постоянно. Этот автобус — великая вещь, мне машина больше не нужна.

Как правило, я еду из дома в клуб — я люблю танцевать, поэтому каждые выходные выбираюсь куда-нибудь. Например, на этом маршруте мне удобнее всего ехать до «Красного Октября». Сегодня же я направляюсь в Berlin Bar, там будет играть техно Мик Закон, диджей из Германии. Его я знаю лично — к незнакомым людям я ночью не езжу».

Руслан

Диджей

В полтретьего ночи ехал по маршруту Н3 (Метро «Китай-город» — Уссурийская улица)

«Я еду из бара домой, чтобы оттуда отправиться на юбилей подруги. Можно сказать, что наш вечер только начинается. Автобус этот — одна из тех классных штук, которые есть в Москве. Сам я родом из Йошкар-Олы. Я там учился на художника-реставратора, но в какой-то момент знакомые бандиты предложили ставить музыку в их клубе со словами: «Чувак, у тебя столько музыки, почему ты не хочешь поработать диджеем?» Мне на пальцах объяснили, что делать, так и началась моя карьера.

Однажды даже хотел заняться сексом в пустом ночном салоне. Я тогда был молодой и наглый — это было год назад

С 1995 года я играл в Питере, а в 2000-м перебрался в Москву: здесь не лучше, но платят больше. В этом году мне будет 50 лет, так что я один из старейших диджеев Москвы. Я играю в разных местах, например, на Mercedes-Benz Fashion Week, где меня можно встретить с 2012 года.

Что касается автобуса, то езжу я на нем часто. Однажды даже хотел заняться сексом в пустом ночном салоне. Я тогда был молодой и наглый — это было год назад. Мы с подругой забились в конец автобуса, где водитель нас не мог увидеть. Однако ничего не получилось, потому что зашли посторонние».

Ольга

Наблюдательница московской ночной жизни

В десять минут третьего ехала по маршруту Н3 (Метро «Китай-город» — Уссурийская улица)

«Я часто езжу на общественном транспорте после закрытия метро. Как ни странно, ночью там всегда много пассажиров. Днем это пенсионерки, но по ночам автобус полон молодых людей. Первое время мне было страшно, но потом понимаешь, что это ребята по 20–30 лет, которые просто задержались в клубе. Плюс ночного транспорта в том, что не нужно заказывать такси, вводить трясущимися пальцами адрес, с кем-то созваниваться. Ты просто сидишь, едешь, смотришь в окно. Из минусов — контролеры. Я обычно плачу за проезд, но бывает, что в 4 утра тебе слишком весело, чтобы покупать талончик.

Во время таких поездок интересно наблюдать за жизнью города. Мой маршрут проходит мимо храма Матроны Московской, где находятся мощи этой святой. Вот едешь из клуба, потрепанный и тусовый, и думаешь, что ты один в пустом городе, а тут внезапно видишь толпу женщин, которые занимают очередь в 4 часа утра.

Периодически в автобусе завязываются занимательные разговоры. Как-то мы возвращались с другом из клуба «Смена». В автобусе был поддатый пятидесятилетний мужчина — такой типичный пассажир, который бурчит себе что-то под нос, и от него все отсаживаются, чтобы не чувствовать запах водки. Мой друг, наоборот, решил побеседовать с ним, и всю дорогу они спорили, кто круче — «Кино» или «Гражданская оборона». Мужик так сильно переживал, что мой друг слушает «какого-то голимого Цоя, а не Летова», что в итоге сам отсел от нас».

Подробности по теме
Москва на колесах
Проект «Магистраль»: зачем в городе переделали весь наземный транспорт
Проект «Магистраль»: зачем в городе переделали весь наземный транспорт

Владимир

Пенсионер

В без десяти четыре ехал по маршруту 3Н (метро «Чистые пруды» — улица Академика Янгеля)

«Я пенсионер, большую часть жизни прожил в Москве. Занимался всем: например, работал на стройке. Сегодня вечером встретился с друзьями, мы попили пивка, и я опоздал на метро. Я живу в Бирюлево, но туда ночные автобусы не ездят. Теперь жду, когда откроется метро, поэтому катаюсь от одной конечной до другой и обратно».

Кирилл и Иван

В час ночи ехали по маршруту Н1 (Озерная улица — аэропорт Шереметьево)

Кирилл: «Мы возвращаемся со станции «Тропарево», где у нас была тусовка на хате, и едем до ТРЦ «РИО», где нас ждет клад».

Иван: «Вообще, я часто катаюсь на ночных автобусах: мой кореш живет на «Сухаревской», откуда я сначала еду на троллейбусе до «Парка культуры», а затем домой на автобусе Н1. В ночное время 90% пассажиров — бомжи. Приходится прикрываться, чтобы не заболеть туберкулезом, понял, братан? Что касается остальных пассажиров, они наркоманы».

Евгений

Романтик, верящий в карму

В полтретьего ехал по маршруту Н3 (Метро «Китай-город» — Уссурийская улица)

«Я еду домой после вечера со своей любовью, упрятавшей меня во френдзону. Я встретил ее в августе 2015 года: будучи в Риме, я около Колизея увидел симпатичных девушек, которые оказались русскими. С одной из них, мулаткой, я познакомился, так как неравнодушен к таким особям. Мы продолжили общаться и в Москве, но в итоге я сам облажался и вот попал во френдзону. Сначала корил во всем мир, но потом на меня снизошло озарение и я понял, что во всем виноват я сам. Первое время было тяжело потушить поток своих чувств и флюидов, но сейчас мы вроде дружим.

Кстати, пока я ждал этот автобус, на остановке встретил чувака из Германии, который только прилетел в Россию. Я купил ему козинаков, посадил на нужный автобус и пропустил через турникет. Для меня это было своего рода кармой — в свое время, когда я путешествовал по Германии, меня приютил один немец, и я чувствовал, что за мной остался долг».

Зарина

Сотрудница торгового центра

Без пяти три ехала по маршруту Н3 (Метро «Китай-город» — Уссурийская улица)

«Я работаю в торговом центре на «Измайловской». Обычно я освобождаюсь до закрытия метро, но сегодня пришлось задержаться и ехать домой на автобусе. В Москве я работаю всего седьмой месяц, до этого я жила в Южной Корее. Сама я из Киргизии, но моя сестра вышла замуж за корейца, переехала туда, а я вместе с ней. Работала там горничной в гостинице, трудиться нужно было каждый день, без выходных и без перерывов на обед. Работа мне нравилась, но я получила образование и захотела работать по специальности, поэтому и перебралась в Москву, но пока устроилась только кассиром».

Влад

Студент

Без пятнадцати три ехал по маршруту Н3 (Метро «Китай-город» — Уссурийская улица)

«Мы с другом возвращаемся от «Щелковской», где тусили у подруги. Товарищ вот устал, у него был тяжелый день. Мы решили подъехать на автобусе, так как пешочком идти далеко. Я уже не первый раз еду на ночном маршруте, хотя обычно либо успеваю на метро, либо заказываю такси. Правда, на автобусе долго ехать, так как маршрут составлен не лучшим образом.

Я студент второго курса, учусь на юриста. Заниматься юриспруденцией не хочу, диплом получаю только для того, чтобы на работу взяли. А так даже не знаю, где хочу работать, в голове пока нет никаких идей».

Андрей

Философ-англичанин

Без двадцати четыре ехал по маршруту 3Н (метро «Чистые пруды» — улица Академика Янгеля)

«Сейчас я еду домой из «Пропаганды», я часто бываю там и всегда возвращаюсь этим автобусом до «Тульской», где снимаю квартиру. Сам я родился в России, но рос в Англии. Когда мне было 4 года, мама вышла замуж второй раз за американца и мы переехали в Великобританию — сначала в Бирмингем, потом в Кембридж. 7 лет назад я решил, что хочу жить там, где родился, и вернулся домой. Мне нравится, что я на Родине и чувствую эту связь с корнями: я все-таки ощущаю себя больше русским, чем англичанином, хотя в Англии я даже забыл русский язык. Нужно время, что вспомнить его и социализироваться в новой стране, так как в России у меня не осталось родственников.

В Москве я преподаю частным клиентам английский язык, но по образованию я философ. Я никогда не работал по специальности, но всегда интересовался разными философскими вопросами, например, смыслом жизни. Я просто читаю, думаю и занимаюсь медитацией, так как исповедую буддизм».

Игорь Леонтьев

Водитель ночного автобуса Н1

«Уже 20 лет я вожу автобусы и троллейбусы, а 4 года назад начал работать на ночном маршруте Н1, идущем от Озерной улицы до Шереметьево. Мы сами выбираем, в какую смену работать, мне больше нравится ездить ночью — меньше транспорта на дорогах. А в прошлом году я все новогодние каникулы провел на ночном маршруте, включая ночь с 31 декабря на 1 января. Едешь, а тебя пассажиры поздравляют, за окном взрываются фейерверки. Впрочем, для меня это самый обычный праздник.

Маршрут пользуется популярностью, поэтому пассажиров много в любое время. Часто это те, кто летит куда-то из Шереметьево или работает в аэропорту. Такие люди, как правило, садятся на «Юго-Западной» и уже едут до конца. В центре к ним присоединяется молодежь, возвращающаяся домой. Бывает, заходят люди с гитарой и всю ночь играют, поют песни. Один раз ехал дед-гармонист, который возвращался с банкета и решил продолжить свое выступление уже в автобусе. Причем он играл для души, а не ради денег.

Ночью ездить не опаснее, чем днем. Знаю, что у коллеги, работающего в дневную смену, как-то обстреляли автобус из пневматического оружия, но у меня таких случаев не было. Лишь раз я столкнулся с дебоширом: молодой человек возвращался после дискотеки, принял где-то каких-то веществ и вел себя агрессивно. Пассажиры пригрозили ему полицией, и он сам покинул салон».