Городские игры

Как устроена индустрия квестов: взгляд изнутри

14 февраля 2017 в 18:35
Фотография: Клаустрофобия / moscow.claustrophobia.com/ru
В ночь с 18 на 19 февраля сервис «Афиша–Квесты» проведет вторую «Ночь квестов» — теперь уже по всей России. Накануне акции сценарист игр в реальности Антон Качулин рассказал «Афише Daily», как их придумывают, сколько денег на это тратят и что в квесте может пойти не так.
Антон Качулин

сценарист квестов

Как и где появились первые квесты

Один из многочисленных примеров flash-игр жанра «выйти из комнаты»

Квесты в реальности во многом вдохновлены flash-играми жанра «выйти из комнаты», которые были популярны в нулевых. В них не было какого-то сюжета — это просто набор головоломок с одной целью — выбраться из локации. Потом в Европе начали пытаться воплотить механику этих игр в жизни.

Параллельно с этим в Европе и США развивалась традиция карнавала с заготовленными активностями. На Хеллоуин и другие праздники люди часто устраивали свои маленькие квесты, со временем это переросло в индустрию — появились дома с привидениями (haunted house). Это такой популярный тип аттракциона, в котором участники проходят одну комнату за другой, где их пугают актеры. События в комнатах происходят по сценарию. На стыке этих аттракционов и flash-игр появились квесты в том виде, в котором мы их знаем.

Создатели «Клаустрофобии» впервые сыграли в квест в Будапеште, после решили повторить опыт в Москве. Здесь они выстрелили, потому что идея попала на благодатную почву: у нас много ролевиков, любителей «Дозоров», городских квестов. При этом постоянно действующих городских развлечений очень мало. Так мало, что первые квесты в Москве были порой полностью забронированы на два месяца вперед.

Как пишется сценарий квеста

Карта загадок одного из квестов

Для классического часового квеста характерен набор из 12–15 задач, которые могут идти последовательно (или параллельно), а также 3–5 вау-эффектов. Задачи должны быть прозрачные — для их решения не нужно знать какие-то факты или формулы, и они должны отличаться друг от друга по механике.

Обычно выделяют задачи на логику, наблюдательность, командную работу, органы чувств, применение предмета, физическую активность. Все задачи делятся на два типа: пазлы и таски. Пазл — это задача в себе, классическая головоломка. Пример — кубик Рубика (хотя в квестах такие сложные головоломки обычно не применяются). Таск — это задача, извлекаемая из сюжета или сеттинга (окружения и места, где развивается сюжет). Простой пример: чтобы сварить зелье в котле, игрок должен включить огонь под этим котлом.

Также в структуру квеста всегда входит некоторое количество простых активностей, которые делаются без подсказки: подняться по канату, вынуть меч из камня и забраться на пьедестал.

Кто придумывает квесты

Обычно есть два сценариста: один придумывает синопсис истории и задания, а второй вычитывает его текст и комментирует загадки. Также в команду входят инженер, дизайнер, бутафор, звукорежиссер и несколько разнорабочих. При этом в индустрии работают люди с очень разным образованием: программисты, журналисты, физики и психологи.

Сценаристов квестов можно разделить на «гуманитариев» и «математиков». Первые при разработке сценария отталкиваются от сеттинга и придумывают к нему задачи. Вторые, наоборот, ищут классные задачи, а затем думают над тем, как их интегрировать в сценарий. Я в этом смысле «гуманитарий», ищу яркие предметы и механики в сеттинге и думаю, что можно с ними сделать.

Перед тем как начать работать над сценарием, я обычно смотрю фильм, читаю книгу или играю в игру, по мотивам которой заказчик хочет сделать квест. После этого я выписываю механики, антуражные предметы и культовые объекты, которые появляются в сеттинге. Затем начинаю думать, как использовать их в сценарии.

Самые избитые и заезженные задания в квестах

После самых первых месяцев существования квестов в Москве притчей во языцех стали ультрафиолет, переставление батареек из одного предмета в другой и, конечно, навесные кодовые замки из «Леруа Мерлен». Сейчас людей стали раздражать лазерные лучи, через которые нужно пробираться, и даже обыкновенный сейф как таковой считается избитым элементом — его стараются не использовать лишний раз.

Среди первых квестов была целая эпидемия тюрем. Тюрьма — это очень простой сеттинг, понятная массовой аудитории идея о побеге, которую использовали практически все компании. Со временем это стало банальщиной.

Игровые компании ищут все новые ходы, чтобы постоянно удивлять: например, в Таллине сейчас открывается площадка, где в капсуле команда сможет проверить свой вестибулярный аппарат. В Красноярске недавно открылся квест, который начинается очень неожиданно: игроки только приходят в зону ожидания, располагаются поудобнее, пьют чай и понимают, что в этот момент и начинается игра.

Сколько стоит сделать квест

На рынке квестов сложилось две бизнес-модели. Лучшие квесты в Москве открывают «задорого», рассчитывая на долгую окупаемость. Другие стараются открыться побыстрее и подешевле в надежде на то, что проект окупится еще до распространения негативных оценок в сети. Те, кто идет по второму пути, стараются искать готовые решения в интернете и ездят за игровым инвентарем в ближайший хозяйственный магазин. Те, кто идет по первому пути, заказывают хорошую бутафорию у профессиональных студий (индустрия за несколько лет уже создала целые компании по разработке игрового инвентаря).

Бюджет самых первых квестов в Москве составлял от 200 до 400 тысяч рублей со сроком окупаемости от нескольких месяцев до полугода. Загрузка тогда даже на самые простенькие квесты была очень высокая. Нередко квест отбивался несколько раз, пока его не закрывали. Сейчас ситуация сильно изменилась.

Количество игроков на рынке квестов выросло в десятки раз: в Москве сейчас более 650 квестов. А по неофициальным данным, общая аудитория квестов в Москве составляет 300–400 тысяч игроков. Поэтому локации загружаются уже не полностью и конкуренция очень высокая.

Открытие успешной площадки стало стоить дороже, чем раньше. Крупные компании ищут партнеров в регионах. Там по-прежнему можно построить недорогой и успешный квест. В столице на открытие качественного проекта придется потратить от полутора миллионов. По неофициальной информации, один из самых дорогих классических квестов в Москве — «Последняя загадка Леонардо». Есть оценки, по которым его создание обошлось разработчикам в более чем 10 млн рублей.

Как отличить хороший квест от плохого

Главный показатель — если ты получил яркие эмоции, значит, это квест хороший. Чтобы игроку понравилось, его нужно удивить хотя бы три раза за квест. Для нас, разработчиков, также важно наличие оригинального дизайна, интересного сценария, необычных инженерных решений — с умеренной степенью сложности.

У крупных компаний есть свои группы экспертов, которые тестируют. Это люди, за спиной которых сотни пройденных квестов. Новый проект открывается после того, как они вынесут свое решение. Потом создатели проверяют квест на знакомых, потом на незнакомых. Для хороших компаний принято прохождение 100 и более тестов перед официальным запуском. Важно, чтобы 30 игр подряд прошли без поломок.

Существует проклятие экспертов-тестировщиков: когда они приезжают на локации, все всегда идет не так. Локации затапливает, они сгорают, отказывает электрика. Но бывают необычные случаи и без экспертов. Я знаю историю, когда на тестирование квеста про Гарри Поттера молодой человек взял свою подругу. Они были увлечены друг другом больше, чем борьбой с Темным Лордом. И решили заняться любовью. Оператор пытался привлечь их внимание, но ничего не помогало. Тест квеста не удался.

Чем отличается рынок квестов в России и на Западе

В России самый крутой в мире рынок квестов. У нас много компаний, высокая конкуренция, очень высокое качество комнат, которого я не видел ни в Европе, ни в США. Много оригинальных и необычных форматов. Но сама индустрия очень закрытая. Компании стараются не раскрывать контакты людей, с которыми работают. На Западе дела обстоят иначе. В США даже проводят целые конференции по строительству квестов, есть несколько больших сообществ в фейсбуке.

Достижением можно считать появление сервиса «Афиша–Квесты». До этого на рынке существовали какие-то агрегаторы, но большинство были аффилированы с той или другой компанией и имели непрозрачную системой рейтингов. У «Афиши», на мой взгляд, рейтинг довольно объективен, ему можно доверять.

Ближайшее будущее квестов

На мой взгляд, скоро должны появиться квесты-испытания по модели игр tower defence (жанр видеоигр, главная цель которых — защита башни или территории от врагов; яркие примеры — Plants vs. Zombies и Kingdom Rush. — Прим. ред.). Игроки будут препятствовать друг другу и создавать ловушки. По-прежнему не появилось качественного квеста-свидания. А это очень перспективный формат.

Мне также кажется, что в скором времени будут активно появляться рекламные квесты. В Москве уже есть несколько таких проектов, и они себя хорошо показали. Такую рекламу не будут воспринимать негативно, зато она будет давать много эмоций. А квестовые компании получат фиксированную прибыль, которая так нужна на непредсказуемом рынке развлечений.

Убьет ли офлайн-игры виртуальная реальность

После появления первых VR-игр в Москве было впечатление, что у этого формата есть коммерческое преимущество — такие игры легко перевозить с локации на локацию. Софт и оборудование можно установить везде: на корпоративе, дне рождения, в торговом центре.

Но опыт показал, что квесты и VR-игры — разный тип развлечений. От VR игроки получают другое удовольствие: от контакта с теми вещами, с которыми на самом деле соприкоснуться невозможно. Например, в VR вы можете стать волшебником и творить руками магию.

Популярность квестов в реальности держится на ощущении присутствия, реальном контакте с предметами. Тут как с компьютерными играми и настольными: одно не исключает другого, это разные ощущения, разный экспириенс.

VR может стать помощником для квестов и офлайн-игр — я знаю, что сейчас разрабатывается VR-версия «Мафии». Игроки будут находиться в любой точке земного шара, но, надев очки, окажутся в одной комнате и в одинаковых условиях со своей командой.


В ночь с 18 на 19 февраля большинство квестов в сервисе «Афиши» будут работать со скидкой от 40% до 99%. Ищите лучшие предложения в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах.

Расскажите друзьям
Читайте также