1816 год
Перенос Нижегородской ярмарки
У Нижнего Новгорода есть своя Стрелка — в символическом для города месте слияния Волги и Оки. Именно сюда — по другую сторону Волги от Кремля, — перенесли главную ярмарку страны (до того она проходила в Казани и Васильсурске). Фактически она являлась центром торговли между Европой и Азией: здесь устанавливались цены на чай, мануфактуру, металл, рыбу, соль, хлеб и меха. Ярмарка существовала самостоятельно от Нижнего Новгорода, фактически это был город в городе
1882 год
На Ходынском поле проходит 15-я Всероссийская промышленная выставка
Здесь и далее: 15-я Всероссийская выставка в Москве
Ее визитная карточка — главное здание из металла и стекла в форме восьмиконечной звезды, составленное из восьми одинаковых павильонов. Выставочная площадь — 35 000 кв.м, весит постройка почти 2 тонны, в центре кольца разбит сад, играет оркестр. Выступивший автором конструкции Александр Резанов был сподвижником Тона и вместе с ним занимался храмом Христа Спасителя. Каркас разрабатывали два конструктора, которые по иронии судьбы стали в будущем министрами путей сообщения и финансов, — Г.Паукер и И.Вышнеградский.
1896 год
Всероссийская промышленная выставка в Нижнем Новгороде
Гиперболоидная башня Шухова на фоне главного павильона. Это первая в мире такая конструкция, которая после выставки была перенесена в село Полбино Липецкой области
Сетчатое стальное покрытие Овального павильона В. Г. Шухова
Главный вход в павильон машинного отдела
Внутренний вид павильона машинного отдела главного здания
Дополнительное здание Машинного отдела с арочным покрытием системы инженера В.Г.Шухова, построенное cтроительной конторой инженера А.В.Бари для выставки 1896 года
Панорама выставки
Вид на выставку сверху
Следующая выставка прошла уже в Нижнем Новгороде в 1896 году. Главный павильон для нее привезли из Москвы — тот самый, с Ходынского поля, — и благодаря этому повторному использованию здания удалось сэкономить 300 тысяч рублей. Сбором и разбором занимался Санкт-Петербургский металлический завод, на нем же изготовили все конструкции.
«Начиная с первой, в 1829 году в Санкт-Петербурге, выставка в Нижнем была по счету 16-й; и по своему масштабу и архитектуре она была на уровне всемирных выставок — вошла в историю с определением «великая». Это был последний аккорд дореволюционной России в масштабной демонстрации своих достижений. Лучшие архитекторы рубежа веков проектировали для нее павильоны, кроме одного — центрального. Это было круглое в плане кольцо диаметра 300 метров, которое вбирало в себя восемь павильонов, располагавшихся как спицы колеса. Здание привезли из Москвы, хотя его конструкции были изготовлены на Санкт-Петербургском металлическом заводе, где потом же строилось и покрытие для ГУМа.
Это важный этап в истории строительства: вместо монолитных колонн крышу держали полые, собранные из уголков, соединявшиеся железными полосами при помощи клепок. От этого колонны получались прозрачными и кружевными; тогда не было башенных кранов, и такие сооружения собирались при помощи только лебедок и мускулов. Мне эта конструкция напоминает ствол пальмы, который переходит незаметно для глаза в арки — такое удивительное переплетение металла».
Начало XX века
Что стало с павильонами
Выставка в Нижнем была сезонной и продлилась четыре месяца — с начала лета по октябрь 1986 года, — и как только она закончилась, все павильоны были разобраны и распроданы. Об их судьбе известно не так много: они разошлись по разным концам России. Два из восьми фрагментов Главного павильона купил, вероятно, купец Дмитрий Сироткин, будущий городской голова. Из их конструкций он обустроил склады для своей будущей активной речной торговли. Как раз в это время он приобрел первый буксир, затем он купит еще четыре. В 1907 году образовалось Торгово-промышленное и пароходное товарищество Дмитрия Васильевича Сироткина с капиталом в 1,5 миллиона рублей — это 5 пароходов, около 50 непаровых судов, в том числе более 20 барж. В 1910 году Д.В.Сироткин стал директором-распорядителем крупной пароходной компании «Волга».
Советское время
Во все годы СССР порт, где располагались складские помещения, сработанные из конструкций ярмарки, успешно функционировал. В 1990-е склады не использовались и были закрыты. Железная дорогая, связывавшая его с городом, разрушена еще в 1980-е — при строительстве микрорайона «Мещерское озеро». Порт умирает.
2008 год
Обсуждение новой судьбы Стрелки
Среди зафиксированных предложений — одно от архитектурного бюро Speech: Сергей Чобан вместе со своим тогдашним партнером, а теперь главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым предлагает создать на Стрелке проект комплекса Kempinski Plaza. Городские власти рассматривают и другие варианты развития: обсуждается парк, а потом и футбольный стадион к FIFA 2018, котлован для которого в итоге вырыли в 2014 году.
2015 год
Обнаружение конструкций
Всему полуострову предстоит радикальная реконструкция с полным выносом грузового порта. Такая идея возникла еще в 1980-е — теперь ее реализуют. Во время одной из экскурсий по заброшенной территории Татьяна Виноградова, эксперт по наследию Шухова, впервые увидела ажурные конструкции старых пакгаузов, один из которых предназначен к сносу. Вместе с архитектором Денисом Плехановым им удается доказать, что они представляют собой фрагменты центральных павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Фактически найден новый слой наследия — в городе проводят обсуждения того, как ему можно дать новую жизнь.
«История с пакгаузами в 2015-м стала для Нижнего серьезным архитектурным открытием — мы узнали массу фактов, и очень не хотелось, чтобы однажды это все исчезло. А исчезновения уже начались: после перевода порта на другую площадку оборудование распродавали и сдавали на металлолом. Мы создали петицию — с просьбой сохранить объекты порта. Многих горожан обеспокоило заявление заместителя губернатора Аверина о том, что на Стрелке будет православный парк воинской славыПарк АверинаСфотографировавший макет архитектор Игорь Широков писал в своем блоге: «Это обычный, советского образца мемориальный комплекс. Возможно, даже с колумбарием, где хранятся урны». Главное, никто не мог объяснить, что это значит. На картинках — танки и какие-то надгробия. Мы по-другому ощущаем это пространство. Это живое подтверждение многослойности нашей истории, и баржи, и краны, что стояли здесь, были частью городского образа».
Декабрь 2016 года
Обеспокоенная общественность начинает собирать подписи
Сносят портовые краны, вписавшиеся в городской ландшафт.
«Допустить демонтаж конструкций — значит потерять возможности развития Стрелки. История города за 250 лет фактически выражена в объектах-артефактах, без которых смысловое и инфраструктурное содержание территории будет утрачено. На этом месте не нужно создавать искусственных градостроительных слоев — достаточно начать последовательное проектирование в режиме открытого диалога администрации, горожан, архитекторов и бизнеса. Ведь грамотное использование конструкций могло бы создать точку притяжения в масштабах всей страны. К сожалению, пока такой диалог не складывается».
Январь 2017 года
19 января планируется проведение градостроительного совета при губернаторе Нижегородской области Валерии Шанцеве, бывшем вице-мэре Москвы. На этом градсовете решится судьба павильонов, так как весной должна начаться стройка парка к ЧМ-2018.
«Мне довелось взглянуть на эти павильоны в сентябре. Состояние у них хорошее: под защитой стен и перекрытий коррозии они почти не подверглись. Итак, это одни из старейших металлоконструкций в России, редчайший сохранившийся пример инженерного искусства конца XIX века. Конструкции очень красивы и имеют архитектурную ценность, имеют мемориальную ценность как свидетели двух крупнейших российских промышленных выставок. И в лучших российских традициях их собираются демонтировать для создания на Стрелке православного парка у строящегося стадиона. Я считаю, что нам надо задействовать весь арсенал средств, который в Москве помог отстоять Шуховскую башню три года назад».
«Павильоны имеют ценность не только для города, но и для всей страны. Эти ажурные конструкции предвосхищают работы Шухова: и ГУМ, и Киевский вокзал появились много позже. Мало кто из российских городов может похвастаться таким наследием, а Нижнему Новгороду нужен новый бренд и точки роста. Так что сохранить объект было бы полезно и в смысле развития локального сообщества, и поддержки туризма, создания прецедента, подобного московскому «Гаражу» и питерской Новой Голландии. Особенно учитывая скорое открытие высокоскоростной железной дороги Москва — Казань, которая позволит добираться из Москвы до Нижнего за час. Их снос под предлогом подготовки к чемпионату мира может бросить плохую тень на имидж всей страны».
«Выставочные сооружения XIX — начала XX века практически не сохранились: от всех 16 выставок до наших дней дошел лишь Царский павильон Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года (ныне ресторан «Паризьен» на Ленинградском проспекте в Москве). А теперь к нему добавились обнаруженные фрагменты центрального павильона той же выставки, перевезенного затем в Нижний Новгород и игравшего главную роль в комплексе Всероссийской промышленной выставки 1896 года. А из зарубежных выставочных павильонов Российской империи сегодня существует лишь щусевский павильон в Венеции».
«Как реально существующие объекты металлические конструкции сохраняются там, где вокруг них сохраняется реальная жизнь. Если эта конструкция стоит в центре Парижа и становится символом города, то она сохраняется, как Эйфелева башня. Верх ГУМа, несмотря на ужасные проблемы, тоже никто не ставит под сомнение. Покрытие Киевского вокзала — конструкция вполне актуальна. Но если такие инженерные вещи оказываются вне социального контекста, то часто гибнут. А ведь такие значимые, большие и необычные постройки привлекают внимание. Жаль, что эта потрясающая металлическая конструкция стоит на отшибе».
«Чемпионат мира превращается в стихийное бедствие по отношению к архитектурному наследию. Только что писала о подобной угрозе памятнику конструктивизма в Екатеринбурге — Институту охраны материнства и младенчества, и вот теперь Нижний Новгород. Инженерные памятники всегда под ударом, потому что их не привыкли считать ценным наследием. Их нещадно эксплуатируют, а потом уничтожают, как только они перестают приносить пользу. История с Шуховской башней это отношение ярко продемонстрировала. Здесь мы видим аналогичную ситуацию: есть уникальный объект, чудом обнаруженный, сенсационный, его надо холить и лелеять, реставрировать и возить туристов показывать. Но что мы слышим от проектировщика? «Новые постройки в этих кварталах по высоте и виду будут имитировать историческую среду». Традиционно мы ликвидируем оригинал — перенесем, выкинем, припрячем, замаскируем, — а на его месте водрузим муляж. Несмотря на безусловную, как сейчас требуется, историческую и патриотическую ценность этих пакгаузов, им все равно предпочтут Аллею Славы и обелиски Оке и Волге, которые страшно вообразить».
Подписать петицию