Понедельник, 1 февраля
«Игра на понижение»
Авантюрная экранизация романа про нескольких сотрудников американской биржи, предсказавших мировой финансовый кризис
Кристиан Бейл, Стив Кэрелл, Брэд Питт и Райан Гослинг в экранизации популярной американской книжки о нескольких менеджерах, которые не только заранее обнаружили всеобщий финансовый кризис, но и придумали вовремя, как на нем заработать.
«Джой»
Дженнифер Лоренс в роли героической изобретательницы «Волшебной швабры»
Дженнифер Лоренс и Брэдли Купер снова играют в фильме Дэвида О.Расселла. Главная героиня — Джой Мангано, мать-одиночка, которая содержит целый дом родственников и однажды изобретает «Волшебную швабру», потому что знает все о том, как правильно мыть полы. Успех приходит не сразу, но при помощи «Магазина на диване» и невероятного упорства Джой неумолимо движется к собственной промышленной империи.
Вторник, 2 февраля
«Последнее лето» (в рамках фестиваля 2morrow)
Тихая драма про японку на яхте
В море дрейфует яхта, персонал — капитан и две длинноногие девушки — нервно ждет гостей. Сначала приезжает угрюмая короткостриженая японка (Ринко Кикути, которая умеет так смотреть, что удивляешься, как люди на экране не умирают; тут она будет делать это примерно две трети фильма), следом за ней — маленький мальчик Кен, ее сын. Он достаточно приветлив с обеими девушками и капитаном, но матери при этом долго не говорит ни слова. Весь фильм — долгое наблюдение за тем, как развиваются их отношения: от холодного отказа к обмену несколькими теплыми улыбками и парой фраз на японском языке. Удивительное дело: полтора часа посреди моря при солнечной безветренной погоде несколько людей, о которых зрителю сообщают всего ничего (недостаточно даже, чтобы заранее знать, есть ли серьезный повод сочувствовать и волноваться), немногословно ведут войну по поводам вроде вопроса, где подавать обед, как положено или же прямо на палубу, — а наблюдать за этим не надоедает.
«Таир Салахов. Солнце в зените»
Большая ретроспектива патриарха «сурового стиля» в Третьякове
«Друг Шостаковича и Раушенберга», отец известной галеристки и художницы Айдан Салаховой, Таир Салахов был ключевой фигурой советского культурного пространства второй половины XX века. Еще в 50-е годы студент из Азербайджана привлек внимание к своему творчеству мощной дипломной работой, а в 60-е стал одним из представителей «сурового стиля» — важного романтического направления в советском реализме. Его герои — волевые, сосредоточенные — стали воплощением мечты целого поколения об обновлении, но при этом не стали символом нонконформизма. В отличие от многих признанных художников того времени, Таир Салахов никогда не был отщепенцем, он занимал такие должности, как секретарь правления Союза художников СССР, — и одновременно дружил со многими западными художниками, способствуя организации их первых выставок на территории Союза. Кураторы ретроспективы попытались уйти от стереотипов и показать картины Салахова как в первый раз — от романтического флера раннего «сурового стиля» до зрелых работ признанного мастера.
«Одно внутри другого. Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета»
Современные художники о быстро устаревающих гаджетах в ММСИ на Петровке
Все авторы, принадлежащие к числу молодых представителей художественного цеха, родились еще в СССР и помнят мир без сотовых телефонов, социальных сетей и доступной информации из «Википедии». Широкополосный интернет изменил все — от общения до образования, от дизайна до оплаты покупок. В работах молодых авторов интернет отрефлексирован наряду с новыми гаджетами и явлениями, которые заполнили нашу жизнь окончательно и бесповоротно. Фотоаппараты, телефоны, плееры и фейсбучные страницы — явления одного порядка, которые бесконечно воспроизводятся друг в друге и навевают одновременно ужас и восторг. Среди авторов – Мария Агуреева, Кирилл Гаршин, Евгений Гранильщиков и Евгения Мачнева.
«Шляпа волшебника: Муми-Тролли и другие герои нашего детства»
Выставка к 70-летнему юбилею муми-троллей в галерее «На Солянке»
Туве Янссон происходила из артистической семьи, и с детства ее склонность к фантазированию всячески поощрялась. Первый муми-тролль появился на двери туалета на даче Янссонов, а потом история про Муми-маму, Муми-папу и остальных героев развивалась уже на страницах газет и в отдельных книгах. На выставке в галерее на Солянке дань великой истории отдают современные художники. Посетители увидят видео-перформанс Марины Абрамович и произведения медиа-художницы Марике ван Вардендам, а также фирменную плюшевую инсталляция Ростана Тавасиева, световые объекты Саши Лысова, интерактивные работы московского дуэта МишМаш, а также художницы Анны Франц. Зрителей ждет еще несколько сюрпризов от художников, и настоящая праздничная атмосфера Муми-дола.
«Желтый желтый зеленый»
Выставка памяти трех последних биеннале современного искусства в Венеции в Stella Art Foundation
Комиссаром русского павильона на протяжении шести последних лет была Стелла Кесаева, основательница Stella Art Foundation. Под ее руководством павильон отпраздновал 100-летний юбилей и показал всему миру жемчужины московского концептуализма и таких художников, как Андрей Монастырский, Ирина Нахова и Вадим Захаров. О том, как прошли эти шесть лет и какие выставки представляли Россию в Венеции, рассказывает небольшая выставка, снабженная стеной почета из распечатанных статей, написанных в разное время о выставках в российском павильоне. Название отражает изменение цвета павильона: прежде выкрашенный в желтый, в 2015 году он приобрел зеленый, исторически более точный цвет.
«Под знаком Малевича. Графика из собрания Третьяковской галереи»
Редкая графика Малевича и его соратников в Третьяковке на Крымском валу
В этом году отмечается 100-летний юбилей «Черного квадрата» — отличный повод для Третьяковской галереи, где юбиляр выставлен в постоянной экспозиции, показать все стороны знаменитого отца супрематизма. В истории супрематизма и кубофутуризма очень много графики: это и эскизы к различным спектаклям и перформансам, и наброски картин, и просто геометрические фантазии. На выставке можно будет изучить историю общества УНОВИС и разглядеть работы его участников, учеников и соратников Малевича, совершивших революцию в мировом изобразительном искусстве.
Четверг, 4 февраля
«Большой Вавилон»
Документальный фильм про закулисье главного театра страны
Режиссеры Ник Рид и Марк Франкетти снимали для HBO закулистье Большого театра в течение целого сезона. Начали сразу после нападения на худрука Сергея Филина, которому плеснули в лицо кислотой во дворе. Новый худрук, внутренние конфликты, будни балерин, парадный Медведев в ложе, нарядные репетиции и споры на планерке — материала за несколько месяцев было отснято столько, что в «Большой Вавилон» поместилось всего по чуть-чуть.
«Бруклин»
Ирландская иммигрантка не может выбрать между двумя мужчинами по разные стороны Атлантики
Степенная историческая мелодрама. Ирландская эмигрантка, переехав в Америку, а потом вернувшись на время домой, успевает за это время полюбить двух мужчин на разных континентах. Ирландку играет замечательно повзрослевшая Сирша Ронан, ее кавалеров — Эмори Коэн (в Америке) и рыжий наследник актерской династии Доналл Глисон (в Ирландии). «Бруклин» ведет повествование с такой нарядной старомодностью, что она может показаться даже чуть старше 50-х, в которых разворачивается действие, но это ему идет. Здесь есть все, чего можно ждать от прилежной мигрантской истории: два одиночества, три одиночества — и даже больше. А также программные для Америки, населенной когда-то одиночками со всего света, вопросы и сомнения — в доме, в себе, в близких.
«И грянул шторм»
Морской экшн про героических береговых охранников 50-х
Два нефтяных танкера повреждены штормом. Несмотря на то, что волны продолжают бушевать, команда береговых спасателей отправляется с мыса Кейп Код спасать членов экипажа обоих кораблей на деревянных лодках. Фильм основан на реальных событиях.
«50 оттенков черного»
Больше ада: пародия на «50 оттенков серого» от создателей «Южного Централа»
Марлон Уайанс показывает как нужно издеваться над нежными девушками — не в том смысле, в котором герой оригинала пытался подступиться к его героине, а в совсем другом: в духе старого-доброго неполиткорректного чернокожего юмора.