Как запускался проект
До запуска собственного бизнеса его основательница Виктория Киян проработала архитектором и руководителем проектов в строительной компании. Один проект был в Новороссийске, Вике пришлось прожить там два года, а закончив работу, она решила не возвращаться в столицу. Одной из причин стал джек-рассел-терьер по имени Макарон. Завести собаку в Москве Виктория не могла — не было времени, чтобы ее выгуливать, а в Новороссийске получилось.
В первую осень выяснилось, что найти стильную добротную одежду для питомца не так просто. Тогда и появилась идея запустить российский бренд, который бы специализировался на качественных куртках и свитерах для собак.
Полгода ушло на то, чтобы создать первые образцы. Дизайн вещей Виктория придумывала сама, тут пригодилось ее второе образование — технолога одежды. В качестве модели выступал все тот же терьер Макарон. В сентябре 2013 года начались первые продажи через социальные сети — благодаря отзывам первых заказчиков запустилось сарафанное радио. А спустя год безымянный проект получил название Bravehound, чтобы покупатели смогли узнавать бренд и доверять ему.
Как все устроено
Сейчас компания выпускает шерстяные свитера, дождевики и куртки в охотничьем стиле — в котором моментально опознается влияние благородной британской марки Barbour. Большая часть заказов — изготовление вещей по индивидуальным размерам, поэтому основательница проекта называет свой бизнес «своеобразным собачьим ателье». В отличие от человека снять мерки с собаки не просто: заказчикам приходится звонить Виктории по скайпу, чтобы сделать замеры под ее руководством и надзором.
Bravehound шьет одежду для собак любых пород и размеров, хотя большинство клиентов — владельцы крупных псов, для которых сложно найти готовые вещи в магазинах. Большие гладкошерстные собаки в русском климате часто простывают, поэтому зачастую хозяева вынуждены надевать на них свои, человеческие свитера. Виктория говорит, что в первую очередь компания стремится решить эту проблему, но обращаются к ней и владельцы совсем маленьких питомцев. Скажем, как-то сотрудникам Bravehound пришлось отказать женщине, которая в течение месяца терроризировала их с просьбой сшить одежду для ее лысой морской свинки.
Еще одна частая просьба от покупателей — выпускать не только одежду, но и обувь: зимой соль и вредные реагенты разъедают кожу на лапах, бродить по льду элементарно холодно. Однако шить тряпичные ботинки Вика не хочет, а изготавливать полноценную обувку с резиновой подошвой пока нет возможности.
На данный момент в компании работают 7 швей и 8 вязальщиц. Свитера делаются из шерстяной нитки, зимние куртки — из полушерсти и ткани, которую используют для пошива настоящих военных шинелей. В среднем за месяц проект получает около 200 заказов. Компания также выпускает несколько линеек свитеров и попон, уже отсортированных по размерам. Купить их можно в паре московских магазинов, а также в Англии, Голландии и Германии.
С одеждой для собак Bravehound удалось создать насколько убедительный образ, что, как рассказывает создательница марки, каждый второй человек, заказывая куртки и свитера для питомца, спрашивал, есть ли у них что-нибудь для людей. В итоге в мае 2016 года Виктория запустила новую линейку свитеров — на этот раз для хозяев. Все модели вяжутся вручную по индивидуальному заказу, купить их можно только, договорившись индивидуально на фейсбуке. Сейчас в месяц компания продает около 30 человеческих свитеров. При этом многие заказчики покупают их, чтобы создать «фэмили лук», заказывая одинаковые вещи для себя и своего пса.
Доходы и расходы
На старте в проект было вложено около 100 тыс. рублей собственных средств Вики. Через четыре месяца после открытия компания вышла на уровень безубыточности. Сейчас они планируют привлекать сторонние инвестиции для расширения производства.
Стоимость одежды зависит от размера собаки: от 2 тысяч рублей за небольшой свитер до 9 тысяч за зимнюю куртку на очень большого пса. Разброс цен на свитера для двуногих примерно такой же — от 4 до 9 тысяч рублей в зависимости от размера и модели.
Планы
Сейчас основная задача создателей компании — расширение производства. С началом сезона, то есть осенью-зимой, Bravehound сыпется много заказов, причем география клиентуры ширится: помимо России заказы идут из США, Канады и Европы; приходится наращивать объемы. Чтобы справляться со спросом, Виктория решила перенести производственный цех из Новороссийска в Краснодар — город больше, и там проще найти специалистов. Создатели проекта планируют и дальше развивать тему с обычной, человеческой одеждой — к свитерам добавятся куртки и жилеты. «Владельцы собак воплощают определенный стиль жизни, и вполне логично, что ему должна соответствовать одежда», — говорит Вика.
«Важно не ограничиваться кажущейся стабильностью, все время развиваться и двигаться вперед — открывать для себя новые рынки, заводить полезные знакомства, улучшать качество продукции, развиваться и еще раз развиваться. Ни дня без движения — все время гребите. Аргонавтов в фильме помните? Вот точно так же, но только лучше».
«Найдите лучших фотографов или видеомонтажеров для рекламы, привлеките самого остроумного копирайтера для своих текстов. Не жадничайте на упаковку вашего продукта и делайте покупателям маленькие приятности — они обязательно оценят».
«Вы можете увидеть идею в любом месте в любое время. Просто включите функцию четвертого измерения (оно же все равно где-то есть) и смотрите на жизнь под разными углами. Самые ценные идеи и решения могут лежать на виду, и их никто не будет замечать, кроме вас».
«У вас крутой продукт, крутая команда, и вдруг кто-то из сотрудников начинает подводить. Сделайте пару «последних китайских» предупреждений. Если это не работает, то смело расставайтесь. Это знак того, что вы обязательно найдете более квалифицированного специалиста и тем самым усилите свои позиции».
«Речь про стиль ведения дел, стиль руководства предприятием и общения с заказчиками. Очень важно, как вы выглядите в глазах людей, которые на вас смотрят. Будьте джентльменами в бизнесе, ведь джентльменов все любят. И, конечно же, не будьте слишком серьезными».