Самый старый из действующих берлинских кинотеатров Moviemento находится между турецким магазином и казино в районе Кройцберг. C 26 по 30 октября здесь прошел Berlin Pornfilmfestival. Два лестничных пролета, три небольших зала, стойка с билетами, газировкой и бутербродами. Зрители фестиваля — самые обычные люди: от гетеросексуальной семейной пары за 70, проживающей по соседству, до «просто проходившего мимо» офисного работника и студентов, специально приехавших на фестиваль из Лиона.
Программа
«Первые несколько лет мы проводили фестиваль в больших кинотеатрах, и они пустовали. С тех пор как мы оказались в маленьком кинотеатре, мы переполнены, и люди спрашивают, почему мы не переедем в более просторное помещение», — рассказывает одна из пяти организаторов фестиваля Мануэла Кай. Ей 52 года, и она была главным редактором важнейшего берлинского ЛГБТ-журнала Siegessäule, основала журнал для лесбиянок L-MAG и сняла первое немецкое лесбийское порно, а также отбирала фильмы в программу Берлинале.
Больше половины зрителей — женщины. «Мы привлекли женскую аудиторию, потому что с самого начала показывали фильмы, сделанные женщинами. Мы в принципе хотели, чтобы на фестивале было комфортно всем, независимо от пола и ориентации», — рассказывает Кай в перерыве между показами.
«В команде организаторов есть люди разной сексуальной идентификации, и мы очень быстро поняли, что каждому из нас не так важно, кто занимается сексом на экране. Мужчины, женщины, гетеросексуальная пара, трансгендеры — если между людьми есть химия, это классно», — говорит другой куратор фестиваля, 36-летний кинокритик Йохен Вернер.
О разнообразии контента и целевой аудитории можно судить по маркировкам фильмов в программе: H (hetero), L (lesbian), G (gay), D (documentary), FT (fetish), T (transgender), SW (sexwork), A (animation). Фильмы, снятые женщинами, выделены особо, буквой F. Их в нынешней программе чуть ли не больше половины. Также — что может показаться неожиданным — едва ли не 50 процентов всех фильмов не содержат вообще никаких откровенных сексуальных сцен, о чем сигнализирует отметка NX.
В программе много инди-порно, которое невозможно найти в открытом доступе, но попадаются и фильмы с крупных кинофестивалей: с Берлинале («Тео и Юго в одной лодке»), из Канн («Любовь» Гаспара Ноэ) или с «Сандэнса» («Мандарин»). Всего представлено 23 страны, но большая часть фильмов — из США и Германии. Фильм российского режиссера был показан на фестивале лишь однажды.
«Я могу быть феминисткой и делать порно»
Одна из организаторов фестиваля, 28-летняя Паулита Паппель, переехала в Берлин из Мадрида после школы. В этом году на фестивале шли три снятые ею короткометражки: «Женская эякуляция» («Female Ejaculation»), «Сюприз на день рождения» («Birthday Surprise») и «Эксперимент в тиндере» («The Tinder Experiment»).
«Я всегда интересовалась порнографией, но, будучи феминисткой, думала, что порнография — это инструмент патриархата, который угнетает и подавляет женщину. А здесь, в Берлине, я встретила порнографов-феминистов и поняла: я могу быть феминисткой и в то же время делать порно. Тогда я начала сниматься», — рассказывает она.
В числе прочего Паппель появлялась в фильмах проекта Ersties («молодые девушки») — на этой платформе публикуются порновидео с участием обычных девушек. Каждая может отправить заявку на съемку, после чего команда Ersties организует ее и выплатит героине от 450 до 750 евро. Доступ к контенту платный — от 8 до 25 евро в месяц, в зависимости от того, на какой срок покупается абонемент.
Сейчас Паппель не снимается. Она помогает вести сайт Ersties, снимает фильмы для него и для проекта шведского режиссера Эрики Ласт «XConfessions» и готовит к запуску платформу Lustery — это что-то вроде Ersties, только участники будут снимать свой секс сами.
«Эксперимент в Тиндере»: девушка приходит на свидание в футболке с Ферби
Раньше герой фильма был анархистом, а теперь снимается в «Женской эякуляции»
«Сюрприз на день рождения» случается в торжественном месте
«Мой отец очень поддерживает меня, — говорит Паппель о реакции семьи на свою профессию. — Мама тоже, но для нее это поначалу было трудно. Ей казалось, что в порнографии женщин эксплуатируют, и она очень переживала. Но мы много говорили, и я думаю, ее взгляды поменялись. Она настоящий пример того, что человек может учиться всю жизнь. А другие члены семьи о моей профессии не знают».
Паулита Паппель — это псевдоним, и его моя собеседница использует для всего, что связано с порно. Под настоящим именем она продюсирует фильмы, которые в категорию порно не попадают, и надеется когда-нибудь увидеть их на крупных фестивалях вроде Берлинале и Канн.
Австралийский пейзаж и спальня
31-летняя режиссер из Австралии Мишель Флинн тоже пришла в порно как актриса и со временем оказалась по другую сторону объектива. На фестивале показали ее фильм «Momentum, Vol. 4» — роуд-муви, снятый в умопомрачительных австралийских пейзажах, где утомленные солнцем герои пьют пиво, угоняют машину, играют в настольные игры, мастурбируют и занимаются сексом, не обращая внимания на мух и сильный ветер. Одна из сцен снята для просмотра в очках виртуальной реальности.
«Я живу в маленьком городе, так что я избирательна в том, кому рассказываю о своем занятии. Но в целом я не скрываю его. Я горжусь тем, что делаю, и честно говорю об этом. Это ни в коем случае не стыдно, это просто работа, это бизнес», — говорит режиссер.
У Флинн есть онлайн-кинотеатр, где можно за деньги посмотреть снятые ею фильмы, а также дополнительные материалы к ним. Свои проекты Флинн финансирует сама, но также снимает на заказ для немецкого эротического канала Beate-Uhse.TV и для Ersties.
Еще одна австралийка, 44-летняя Анна Браунфилд, привезла на фестиваль полнометражный фильм «Спальня» («The Bedroom»). Это несколько порноисторий, разворачивающихся в одной и той же комнате в разные времена. 60-е годы — пара молодоженов, 70-е — мастурбирующая в спальне своих родителей девушка, только что открывшая для себя Playboy, 80-е — гей-пара во время эпидемии ВИЧ, 90-е — пара лесбиянок, одетых а-ля Гвен Стефани, 2000-е — виртуальный секс. Наконец, один из героев видео из наших дней — человек так называемого «неопределенного» пола. Официально существование третьего пола было признано в Австралии еще в 2014 году.
Браунфилд сняла свой первый порнофильм — «Группа» («The Band») — в 2006 году, но вышел он только через три года и открывал Берлинский порнофестиваль. «А потом я родила ребенка, снимала документальные фильмы и занималась другими проектами, пока не поняла, что настало время снять новое полнометражное порно», — говорит режиссер.
Деньги на «Спальню» — около 10 тысяч австралийских долларов — собрали при помощи краудфандинга. Они покрыли расходы на съемки. Постпродакшен Анна финансировала из средств, которые зарабатывает лекциями по кинопроизводству в университете и съемками корпоративных видео.
Спальня: 1960-е
Спальня: 1970-е
Спальня: 1980-е
Спальня: 1980-е
Спальня: 1990-е
Спальня-2010
«Порно — это не то, на что я живу, но в то же время я независима и могу не идти против своих принципов. Мне важно сохранить мое художественное видение. Важны высокие стандарты производства, чтобы фильм выглядел хорошо. Я не стыжусь того, что делаю. Это вопрос выбора. И это касается моей съемочной команды и актеров. Важно, что никто из них не находится под давлением, что они чувствуют себя комфортно», — говорит Браунфилд.
Среди ее принципов — пропаганда безопасного секса. В «Спальне» актеры занимаются сексом с презервативами, а в лесбийской сцене используются перчатки.
«Я делаю множество людей счастливыми»
47-летняя американка Дженнифер Лион Белл, получившая образование психолога в Гарварде и живущая в Европе с конца 1990-х, говорит, что перестала относить себя к категории режиссеров фильмов для женщин.
«Изначально я стала снимать фильмы для людей вроде себя. Мне хотелось, чтобы женская сексуальность была представлена по-другому, чем в виденном мной порно. Но выяснилось, что этого хотят не только женщины. Все заинтересованы в том, чтобы секс был менее постановочным, чтобы женское удовольствие было правдоподобным», — говорит она.
Снимать фильмы для взрослых Лион Белл начала около десяти лет назад, а до этого работала в рекламе. Сейчас она живет в Амстердаме с дочерью и своим партнером.
Кожа. Любовь. Солнце
Серебряные ботинки
Matinée
Лион Белл не рассказывает о своей профессии всем направо и налево. «Иногда я говорю, что снимаю документальные и художественные фильмы об отношениях, что не совсем неправда», — смеется она. Семья режиссера была несколько озадачена, когда узнала, чем их дочь будет заниматься после образования в Гарварде: «Конечно, они надеялись, что я буду доктором, академиком или адвокатом, но они очень быстро поняли, что порно — это то, что делает меня счастливой, и что я делаю множество людей счастливыми. Я нашла, чем могу служить обществу, вот и все!»
Сексуальное образование
На нынешний фестиваль Лион Белл приехала в качестве гостя круглого стола на тему «Секс-позитивное воспитание детей». «Можем ли мы считаться самым family-friendly-порнофестивалем в мире?» — так дерзко сформулирован вопрос в аннотации к мероприятию. Лион Белл вместе с другими работниками индустрии для взрослых рассказывали о том, как пытаются воспитать в детях осознанное отношение к своему и чужому телу, уверенность в себе и открытость разным представлениям о сексуальности. Все это должно в том числе подготовить их к безболезненному принятию информации о профессии их родителей.
«Я хочу, чтобы у нее был инструментарий, при помощи которого она могла бы говорить о том, что я делаю, в позитивном ключе. Чтобы к тому времени, как кто-то начнет закачивать в ее голову негативные идеи [о секс-работе], у нее уже сложилось непредубежденное отношение к ней», — говорила одна из участниц дискуссии.
«Если бы не легальные ограничения, у нас на фестивале была бы детская секция, и она была бы образовательной. Есть фильмы, которые рассказывают о сексуальности, и при этом они не откровенные и не наносят вреда ребенку, — говорит Мануэла Кай, когда я прошу рассказать о фестивальной политике по отношению к детям. — Сексуальное воспитание — важная тема в сегодняшней Германии. Сейчас мы переживаем поворот к консервативным правым взглядам: есть большая группа людей, которые называют себя «Обеспокоенными родителями», они хотят прекращения сексуального образования в школе».
Невидимые люди
Почти каждый год на фестивале есть тематический фокус. В этом году — ВИЧ/СПИД, а в прошлом году — секс и инвалидность. Тему фестиваля не берут с потолка — она назначается только в том случае, если в этом году вышло достаточно фильмов на эту тематику.
Организаторы признаются, что очень хотят сделать фокусом фестиваля секс и возраст, но материала никогда не хватает. Кое-какие фильмы на эту тему попадаются на каждом фестивале, и в этом году среди них — документальный фильм с говорящим названием «Sex and the Silver Gays» и короткометражка «Этаж Х» («Etage X») режиссера Франси Фабритц, которая победила в своей номинации. Это не порнофильм, но это фильм о сексуальном приключении с участием двух женщин.
«Моя цель была показать женщин за 50. В нашем обществе они невидимые, особенно в сексуальном контексте, а я хотела показать их дерзость, их жажду авантюр, их сексуальные фантазии. Вообще-то, изначально мы хотели найти актрис еще на десять лет старше, но это оказалось трудно», — говорит Фабритц, которой сейчас 31 год.
Картина снята в рамках учебы в престижной Немецкой академии кино и телевидения. «Этаж Х» профинансирован школой, а школа моя государственная, так что можно сказать, что мой фильм снят на деньги налогоплательщиков», — поясняет режиссер.
Фильмы, снятые не по учебе, Фабритц финансирует сама, а ее друзья бесплатно играют в них. Пока что ее источники заработка — работа бартендером в гей-баре Schwuz и перекладывание бумажек в офисе.
«Моя мама здесь, на фестивале. Конечно, родственники думали, что это странно, но они уважают мой выбор, и если я показываю им свои фильмы, они смотрят их. Три последних порнофильма я показала маме, потому что мне кажется, все должны знать, как выглядит лесбийский секс».
В этом году фестиваль установил рекорд посещаемости: более девяти тысяч человек. Как и в прошлые годы, организаторы и их помощники работали бесплатно, а все вырученные деньги — от продажи билетов в кино и за вход на традиционную фестивальную вечеринку — пойдут на организацию нового фестиваля.
Я спрашиваю кураторов о том, почему они так держатся за слово «порно» в названии, тогда как в реальности это скорее фестиваль фильмов о сексуальности, среди которых есть и порнофильмы.
«Нужно использовать это слово, чтобы его у нас не забрали, потому что в мире так много плохого порно. Есть важная мысль, высказанная Энни Спринкл (американская порнозвезда, ведущая, писатель. — Прим. ред.): она считает, что ответ плохому порно и сексистскому порно не в том, чтобы не делать порно, а том, чтобы делать его лучше и более разноплановым», — говорит Вернер.
«Ну хорошо, зачем смотреть порно на большом экране? Какой опыт это приносит?» — спрашиваю я. «Мы хотели создать пространство, в котором порно снова, как в начале своей истории, воспринимается как фильм, а не как инструмент для мастурбации. Если ты смотришь его в зале вместе с другими людьми, оно снова становится произведением искусства», — объясняет Вернер.
Мануэла Кай добавляет: «Еще важно то, что сразу после фильма включается свет и мы обсуждаем его с создателями и актерами, так что здесь очень много коммуникации. Мы снимаем с порно печать молчания. Здесь ты можешь спросить все, что когда-либо хотел узнать. И ты видишь так много разных сексуальных стилей и вкусов, ты можешь открыть вещи, которые никогда бы не нашел в интернете, просто потому что у тебя не было идеи искать их. Это место для экспериментов».