Понедельник, 31 октября
«О, интернет! Грезы цифрового мира»
Документальный фильм Вернера Херцога об интернете
74-летний мэтр оказался очарован миром интернета — он исследует, с чего он начинался, куда развивается и чем закончится. Херцог погружается в его самые прекрасные технологические проявления, но и касается спорной стороны: он общается с интернет-зависимыми, жертвами троллинга и технолуддитами. Заканчивает свою ленту режиссер предостережением: виртуальный мир, на котором теперь завязана вся наша жизнь, очень хрупкий и может рухнуть в один момент.
«Доктор Стрэндж»
Бенедикт Камбербатч учится магии
К третьей фазе киновселенная Marvel наконец решила пустить в ход магию — не все же супергероям Землю спасать, пора и волшебникам. На роль такого спасителя был призван Доктор Стрэндж (Бенедикт Камбербатч) — талантливый нейрохирург, который в результате несчастного случая стал оперировать не руками, а заклинаниями. Что же: «Мстителям» магия точно не помешает, а Стрэнджу — известность. За исключением малоизвестного телефильма, он до этого не появлялся в кино. Подробно о новом супергеройском фильме читайте в рецензии Антона Долина.
Вторник, 1 ноября
Большой фестиваль мультфильмов
Анимация со всего света
Один из самых крупных смотров мультипликации в России. В десятке программ можно обнаружить мультфильмы для самых маленьких, сборники любимых советских мультфильмов и совершенно взрослые картины с документальной основой («Башня») и суровым подходом. Помимо множества мультфильмов одним из главных событий фестиваля станет показ славного фильма «Лабиринт» с Дэвидом Боуи — фильм отмечает 30-летний юбилей.
«Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром. Импровизация. Звук»
Звуковые приключения в усадьбе князей Голицыных
18 российских и зарубежных художников, которые исследуют память и свободу, выступят в роли современных трубадуров — создавая новый язык искусства, где смешиваются поэзия, музыка и видео. На время выставки особняк Голицыных превратится в пространство, наполненное музыкой, — со звучащим лабиринтом Петра Айду, звуковыми путешествиями по знаменитым европейским музеям от Петра Александровского. Специально для проекта созданы новые работы — от Саши Пироговой, Петра Жукова и Кирилла Широкова, а также Марины Черниковой.
«Адриен Мондо и Клер Барден. XYZT, абстрактные пейзажи»
Цифровой лес от французских волшебников
Выставка самых знаменитых французских художников-театралов в новом пространстве на Саввинской набережной напоминает виртуальный лес с кинетическим песком и деревьями, которые складываются из слов, где зритель может легко создать облака. Один из последних проектов Адриена Мондо и Клер Барден — декорации к проекту хип-хоп-хореографа Мураду Мерзуки, где построенная на принципах оптических иллюзий декорация спорила за внимание зрителей наравне с танцовщиками. Московская же инсталляция построена в рамках фестиваля «Территория», который из года в год пытается нащупать границу между театром и искусством — чтобы показать, что на самом деле сейчас ее нет.
«Я, Дэниел Блэйк»
Манифест о социальном пособии — главный приз Канн-2016
Новый фильм 80-летнего британского классика социального кино Кена Лоуча («Ветер, который качает вереск», «Доля ангелов»), получившего в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Канн из рук братьев Коэн. Кино про канцелярскую ловушку, в которой оказался простой работяга Дэниел Блэйк: его списали с работы по состоянию здоровья, но врачи не признали его больным. В итоге он не может получить ни пособие по безработице, ни медицинские выплаты. Блэйк стоически обивает пороги собеса, а попутно помогает безработной матери-одиночке (лондонская копия Милы Кунис — Хейли Сквирс). Кино про бунт маленького человека против бюрократической машины. О победителях Каннского кинофестиваля (и фильме «Я, Дэниел Блейк» в частности) Антон Долин писал здесь.
Среда, 2 ноября
«Булгаков. Две биографии» в «Новом Манеже»
Двойная жизнь самого народного писателя прошлого века
Кураторы из Музея Булгакова к юбилею писателя подготовились с размахом — и показывают в «Новом Манеже» целых 700 экспонатов из 30 архивов, библиотек и частных коллекций, от театральных декораций до архивов ОГПУ, пристально наблюдавших за жизнью Булгакова. В пространстве «Манежа» воссоздана и его третья квартира — с реконструированной обстановкой и интерьером. Половина выставки отдана театру — с закулисьем МХАТа, где происходила борьба с цензурой, вторая — самостоятельной жизни его произведений, которые долго не могли получить одобрение критики и только после публикации «Мастера и Маргариты» получили международное признание. Среди экспонатов есть действительно уникальные — рецепт на монокль, забытый в кармане номерок МХАТа, газета с первой публикацией Булгакова и телеинтервью с женой.
«Другое пространство»
Пять дней лучшей новой музыки
Представьте, что на многодневном московском фестивале играют Radiohead, Kraftwerk, Фрэнк Оушен, Aphex Twin и еще увесистая пригоршня музыкантов схожего калибра. Без преувеличения, пятое «Другое пространство» — событие примерно такого же масштаба, но в мире современной академической музыки. Сам факт исполнения, например, «Групп» для трех оркестров Карлхайнца Штокхаузена или «Симфонии» Лучано Берио уже делает фестиваль эпохальным событием — эту великую авангардную музыку никогда не играли в России. Список музыкантов не менее впечатляющий: один из самых востребованных дирижеров современности Владимир Юровский, пианист энциклопедических музыкальных знаний Алексей Любимов, последовательный антиавангардист Владимир Мартынов, Московский ансамбль современной музыки, Госоркестр имени Светланова. Особое внимание стоит обратить на оперный блок: 5 ноября «Студия новой музыки» сыграет ультрапсиходелический, будто Pink Floyd на ЛСД, «Индекс металлов» Ромителли, а 6-го Юровский, Госоркестр и пачка всемирно известных певцов исполнят чуть ли не поп-мелодичную — в самом хорошем смысле — оперу «Эль-Ниньо» американца Джона Адамса.
Вручение премии «Золотая горгулья»
В «16 тоннах» чествуют молодых российских музыкантов
В среду Равшана Куркова и Антон Севидов будут весь вечер шутить и раздавать премии в номинациях «Легенда», «Независимый музыкальный проект», «Диджей» и «Хип-хоп-исполнитель», а в перерывах на сцене будут выступать Антоха МС, Манижа, «Моя Мишель», «ГШ», Хаски и другие.
Хосе Гонсалес
Шведский бард выступает в Yotaspace
Кудрявый швед аргентинского происхождения приезжал со своими проникновенными песнями в Москву только один раз — шесть лет назад. В этот раз, как обещают, все будет примерно так же: акустическая гитара, немного грусти, меланхолические каверы на The Knife, Massive Attack и Кайли Миноуг. Послушать кавер Гонсалеса на песню Артура Расселла «This Is How We Walk on the Moon» можно здесь.
Четверг, 3 ноября
Луна в «Известия Hall»
Новая украинская ретропоп-сенсация
Музыка украинки Кристины Бардаш звучит так, будто Лану Дель Рей продюсирует Мистер Кредо: она одновременно старомодная, вневременная, ироничная, искренняя. Певица эксплуатирует эстетику девяностых: снимает нарочито любительские видео с VHS-эффектом, на концертах продает плакаты с логотипом журнала Cool!, а ее продакшен достаточно тонко имитирует характерные приемы поп-музыки этого периода. У Луны в конце мая вышел дебютный альбом «Магниты», уже сформировавший вокруг исполнительницы фан-базу, впереди первый московский концерт. Если его покажется мало, после можно отправиться в Dewarʼs Powerhouse — там Луна отыграет диджей-сет.
Карл Крейг в «Конструкторе»
Настоящий классик техно-Детройта
Живой классик, пионер детройтского техно 1990-х, создатель лейбла Planet E вот уже три десятка лет играет на танцполах планеты фирменное шероховатое атмосферное техно.
6 лет клубу Rodnya
Большой трехдневный праздник
В клубе Rodnya Studio на Artplay c 3 по 6 ноября отмечают день рождения. В первую ночь, в четверг, играют Kubikov, Easy Changes, Julia Govor, Sanchez, Abelle, Rabotnic и другие, в следущие дни в программе Aquarius Heaven, Max Grabke, Karman Sadighi, Doyeq, Anushka и т. д. Кому недостаточно перечисления имен, то знайте, что Rodnya — это главный московский техно-клуб со времен закрытия «Армы». Билеты в предпродаже здесь.
«Танцовщица»
Авангардные танцы и дочка Джонни Деппа в роли Айседоры Дункан
Байопик о родоначальнице танца модерн — американской актрисе Лои Фуллер, которая произвела фурор в Париже XIX века своими авангардными танцами с развевающимися тканями и световыми эффектами. Все ее наработки потом использовала танцовщица Айседора Дункан — в фильме ее играет дочка Джонни Деппа, Лили-Роуз Мелоди Депп; непростым взаимоотношениям Фуллер и Дункан посвящена значительная часть «Танцовщицы». Участник конкурса «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля-2016.
«Девушка в поезде»
«Исчезнувшая», увиденная из окна электрички
Каждый день Рейчел (Эмили Блант) ездит на поезде из пригорода в Лондон как бы на работу, но на самом деле она так пытается замаскировать свою алкогольную зависимость, преследующую ее после развода. Однажды она становится свидетельницей пропажи девушки и начинает собственное расследование. Экранизация главного детективного бестселлера прошлого года уровня «Исчезнувшей» — настоящий саспенс на колесах.
«Альдабра: Невероятное путешествие»
Черепахи, крабы и островная экзотика в 3D
Семейное и познавательное документальное кино об уникальном коралловом острове Альдабра, относящемся к архипелагу Сейшельских островов. Фильм представляет 3D-путешествие по этому уникальному месту с множеством подводных съемок и поясняющих комментариев. Русскую версию озвучил актер театра и кино Максим Матвеев.
«Война против всех»
Новый фильм режиссера «Голгофы» и «Однажды в Ирландии»
После «Однажды в Ирландии» МакДонах-старший возвращается к жанру бадди-муви, только теперь вместо хорошего и плохого полицейского у него в комплекте сразу два «плохих лейтенанта» — коррумпированные копы из Нью-Мексико, которых играют Александер Скарсгорд и Майкл Пенья. Последний, к слову, снимался в похожем по завязке «Патруле», но фильм МакДонаха не такой ерундовый, а настоящий штучный по нынешним временам товар.
Фестиваль «Blick: Музыка в кино»
Документалки немецких режиссеров, так или иначе связанные с музыкой
Гете-институт и Центр документального кино проводят кинофестиваль, все фильмы которого объединены одной темой: музыка. Откроется Blick фильмом 1927 года — картиной Вальтера Руттмана «Берлин: Симфония большого города», сопровождаться показ будет живой музыкой Сергея Летова. Также в программе фильм «Малийский блюз» про музыкантов, которые умудряются не бросать любимое дело даже в условиях жесточайшей бедности и шариата, роуд-муви про немецкую народную музыку «Звук родины: Германия поет», «Рок-апокалипсис» — съемка фестиваля Wacken Open Air, показанная в 3D, и т. д.
Лекция «Публичный язык. Как преодолеть немоту?»
Разговор о насилии, травле и морализаторстве
Главный редактор издания Wonderzine Ольга Страховская и политолог Сергей Медведев будут обсуждать в ММСИ, как на наших глазах рождается пространство публичного разговора. Речь пойдет о темах, которые много лет были в России табуированы, — в том числе о домашнем насилии. Подробнее о новом цикле лекций просветительского проекта InLiberty «Я могу говорить» журналист Вера Шенгелия рассказала «Афише Daily» вот здесь.
Когда
3 ноября, 19.30
Где
ММСИ на Петровке, Петровка, 25, м. «Пушкинская», «Тверская», «Чеховская»
Подробности и регистрация
Паблик-ток Антона Белова и Сесилии Дин
Диалог о коммерции и современном искусстве
В четверг директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов и основательница журнала Visionaire Сесилия Дин (на счету которой совместные проекты с Джоном Балдессари, Карлом Лагерфельдом, Марио Тестино и другими не менее замечательными людьми) будут обсуждать, как могут сосуществовать бескомпромиссное современное искусство и коммерческий подход. После разговора в книжном «Гаража» можно будет поглазеть на 25 лучших номеров журнала за всю его историю.
Когда
3 ноября, 18.00
Где
Музей современного искусства «Гараж», Крымский Вал, 9, парк Горького, м. «Октябрьская», «Парк культуры»
Регистрация
«Discipline»
Индустриальное техно накануне государственного праздника
Место вечеринки все еще не объявлено, но главное известно: в четверг в Москве играть будет берлинский диджей Хайден Пайн, он же — Phase Fatale. Кроме него в программе вечера Futurist, Deutschmark, Kubrakov и Rozet. Приходить, как и всегда, нужно в черном.
Когда
3 ноября, 23.00
Подробности