Рубенс, Серов, Шагал и другие великие художники, которых можно увидеть бесплатно

20 октября 2016 в 13:56
Этой осенью 18 крупнейших музеев России, включая Пушкинский, Русский музей и Дворец Меншикова, откроют бесплатный вход: это подарок Сбербанка в честь своего 175-летия. «Афиша Daily» рассказывает про 20 примечательных работ в этих музеях — от Ростова-на-Дону до Владивостока.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Симоне Мартини «Мария Магдалина», 1322-1323-е года

Самая ранняя картина Итальянского Возрождения

Коллекция итальянской живописи — одна из ключевых в собрании Пушкинского: здесь собрано более 500 шедевров из Италии Средневековья и Раннего Нового времени. Среди них есть «Благовещение» суперзвезды Итальянского Возрождения Сандро Боттичелли, но, вероятно, самой ранней подписной работой коллекции станет «Мария Магдалина», написанная замечательным мастером Симоне Мартини в 1320-х годах придворным художником папы Бенедикта XII в Авиньоне и другом поэта Франческо Петрарки.

«Давид», слепок статуи Микеланджело Буонаротти

Самый фотографируемый экспонат музея

Каждый девятый снимок с геотегом Пушкинского музея будет на фоне исполинской статуи Давида — чаще всего в интересном ракурсе. Причина исключительного внимания к «Давиду» очевидна: 5,5-метровый обнаженный гипсовый красавец, подлинник которого был создан величайшим мастером в истории искусства, доминирует в Итальянском дворике как веховой столб на перекрестке экскурсионных троп от Средневековья к Новому времени, из Италии в Северные страны, и с первого этажа на второй.

Рембрандт, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660 год

Самая дорогая

Если попытаться выбрать самого дорогого художника из коллекции Пушкинского, им будет недавний рекордсмен аукционов Поль Гоген (300 млн за картину «Когда свадьба»), а вслед за ним пойдет Пабло Пикассо (104 млн за «Мальчика с трубкой») — но они расположены в галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Самой дорогой картиной собрания в основном здании будет Рембрандт: его работы в частных коллекциях так редки, что каждая создает свой прецедент на рынке и оценивается не менее, чем в 40-60 млн долларов. А год назад парные портреты были выкуплены вскладчину двумя знаменитыми музеями, парижским Лувром и амстердамским Рейксмузеумум, за рекордные 180 млн.

Дворец Меншикова (филиал Эрмитажа)

«Сад земных наслаждений», копия картины Иеронима Босха, XVI век

Самая детализированная картина

По «Саду земных наслаждений» Босха проводят интерактивные экскурсии, чтобы как следует рассмотреть работу и изучить всех персонажей. Оригинал представляет собой триптих со складными панелями, на левой расположен рай, на правой — ад. Средняя же, заглавная панель, копию которой можно будет увидеть, представляет собой собственно «Сад земных наслаждений», который можно разглядывать бесконечно, — с куполом, накрывающим любовников вслед за фламандской поговоркой «Счастье, как стекло, однажды разбивается», и людьми, которые, по мнению некоторых искусствоведов, сошли с ума за свои грехи. Автор копии неизвестен, но, скорее всего, он был нидерландским художником школы Босха.

Русский музей

Василий Кандинский «Композиция VI», 1913 год

Самая дорогая картина русского художника в коллекции

Самые дорогие отечественные художники на рынке — Ротко, Малевич и Кандинский. «Фуга» последнего была продана на Sothebyʼs за почти $20 млн, а «Белый звук» — за 23. «Композиция VI» недавно побывала на гастролях в Третьяковке вместе с «Композицией VII». Эти две работы признаны лучшими произведениями художника и объединяют его главные темы и мотивы. Отправной точкой для «Композиции VI» стала композиция на стекле «Потоп», которую художник пытался переосмыслить. Как объяснял он сам в одной из лекций, в этих работах его начала интересовать неумелость: он лишил краски яркости и уменьшил саму выразительность, сократив выразительность элементов.

Казимир Малевич «Черный квадрат», 1923 год

Одно из самых важных произведений искусств в мире

Возможно, самая важная картина в истории искусства и ключевая для экспозиции Русского музея. «Черный квадрат» Малевича — неисчерпаемый источник смыслов и одновременно точка, с которой берет начало современное искусство. Мир знает как минимум четыре живописных «Черных квадрата». В Русском музее хранится второй и самый большой (106×106 см), созданный Малевичем в 1923 году для Международной выставки в Венеции.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Художник флорентийской школы XIV века, мастерская братьев ди Чоне, «Мадонна с младенцем»

Самая загадочная картина

Смысловое ядро коллекции западноевропейского искусства Екатеринбургского музея составляют произведения, полученные из собрания Эрмитажа. Среди них самый ранний и интересный шедевр — «Мадонна с младенцем», или «Мадонна Смирение», флорентийской школы XIV века. Атрибуция произведения представляет собой загадку, однако еще большей тайной для научного отдела музея стала иконография образа: младенец надевает на палец Богоматери кольцо. Этот жест должен означать символическое обручение Богоматери. В музее полагают, что известных аналогов этой композиции не существует.

Ярославский художественный музей

Ярославская школа, «Спас Вседержитель», середина XIII века

Совершенное творение древних мастеров

Написанная, вероятно, в самом начале XIII века, икона «Спас Вседержитель» была династической реликвией ярославских князей. До XX века служила молитвенным образом в придворном Успенском соборе Ярославля, а потом уже была отдана музею. Великий советский реставратор и художник Игорь Грабарь называл ее за гармонию композиции и чистоту тонов «совершенным творением» владимиро-суздальских мастеров.

Новосибирский художественный музей

Николай Рерих «Красные кони», 1925 год

Самая главная работа Рериха на фоне других работ Рериха

Еще в советское время Новосибирский музей заработал себе репутацию главного центра рериховедов: в его коллекции почти 70 картин Святослава и Николая Рерихов, отца и сына, полученных от Третьяковской галереи и Эрмитажа. Николай Рерих не только кумир странствующих мистиков всего мира, но и чрезвычайно любим в США. Неслучайно творческое наследие художника входит в топ самых дорогих произведений искусства.

Хорст Янссен «Автопортрет», 1995 год

Самая новая работа в разделе современного европейского искусства

Янссен — замечательный немецкий график, чья выставка проходила в Новосибирском музее в 1996 году, спустя год после его смерти. Его отдельная серия была посвящена России — с портретом Гоголя и туфелькой Плисецкой, а экспрессионистский «Автопортрет», одна из последних в творчестве художника работ, стала частью постоянной коллекции музея.

Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Михаил Врубель «Полет Фауста и Мефистофеля», 1896 год

Самый ценный эскиз

Окончательный вариант панно размерами почти 3×2,5 метра хранится в Третьяковке — и своими полупрозрачными оттенками и прерывистым, словно стежки, контуром напоминает старинный гобелен. Гордость казанского музея, не менее масштабная по размеру, — эскизный вариант произведения Михаила Врубеля, который интересно рассматривать, сравнивая с оригиналом. Стилистическая имитация древних техник прикладного искусства, таких как витраж и гобелен, не случайна: панно предназначалось для готического особняка Алексея Морозова.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Петр и Иоанн у врат храма», 1659 год

Самая ценная гравюра

Как это часто бывает с наследием старых мастеров, количество шедевров, авторство которых документально подтверждено, — невелико, а вот вещей, приписанных великим именам, куда больше. Наследие Рембрандта Харменса ван Рейна не исключение. Если количество его законченных живописных произведений поддается подсчету, то подсчитать авторские графические листы, особенно отпечатки — всегда сложно. Заново открытый Рембрандт неизбежно привлечет в музей толпу туристов. Гравюра «Петр и Иоанн у врат храма» как раз тот самый случай, когда в подписи гения можно не сомневаться.

Краснодарский художественный музей им. Коваленко

Валентин Серов «Портрет Красильщиковой», 1906 год

Самый народный художник России

Двухметровый портрет Красильщиковой хранится в музее уже 91 год и таких очередей, как в Третьяковке, конечно же, не собирает. Поздний портрет Елизаветы Красильщиковой кисти Валентина Серова выполнен в редкой для парадного портрета технике пастели.

Ростовский музей изобразительных искусств

Питер Пауль Рубенс «Сусанна и старцы», 1607–1608 годы

Самое приятное открытие музея

Знаменитый фламандец был крайне плодовит, и шедевры его мастерской хранятся чуть ли не во всех крупных музеях мировых столиц. В рамках советской программы распределения в 1940-х годах Рубенс попал и в музей Ростова-на-Дону: несколько картин фламандцев приехали сюда из Эрмитажа. С Рубенсом, как и Рембрандтом, вопрос атрибуции всегда стоит остро: у художника была солидная мастерская, и разобраться, где рука самого художника, а где — его учеников, бывает непросто. «Сусанна» в советские годы числилась в инвентарных книгах как полотно одного из учеников школы. Но в 2000-х картина была направлена на экспертизу в Москву, где было установлено авторство самого Рубенса. Картина была в очень плохом состоянии: обширные загрязнения и широкий разрез по центру полотна. В 2006 году ее торжественно вернули отреставрированной в постоянную коллекцию музея.

Владимир Вейсберг «Портрет Поповой», 1978 год

Самая дорогая работа музея из коллекции современного искусства

В Ростове-на-Дону неплохая коллекция современного отечественного искусства: есть и Кошляков, и Тер-Оганьян. Самым дорогим на рынке из тех, что здесь представлены, будет Вейсберг: его рекорд на аукционных торгах в докризисном 2007-м — почти $400 000 (за картину «Обнаженная»).

Приморская картинная галерея, Владивосток

Марк Шагал «Портрет брата Давида с мандолиной», 1914 год

Первый советский музейный Шагал

Единственная работа Шагала, экспонируемая в азиатской части России, долгое время хранилась в коллекции художественного отдела Краеведческого музея, а потом уже вошла в собрание галереи. Картина много гастролировала — от Флоренции до Брюсселя, и провела за границей два года. Интересно, что первая выставка Шагала случилась в Москве только в 1989 году, а во Владивостоке его показывали с 1970-х, что было настоящим чудом.

Пермская художественная галерея

Ян Брейгель «Сельский пейзаж с дорогой»

Единственный Брейгель на Урале

Арт-дилеры шутят, что работы знаменитой династии такая же общепринятая валюта, как Уорхол на торгах современным искусством, и интересно, что рекордные суммы за них часто отдавали покупатели из России. Самый дорогой в семействе Брейгелей — Питер, но работы Яна Брейгеля-старшего тоже представляют собой серьезные инвестиции: его натюрморт недавно был продан за почти 4 миллиона, а «Райский сад с грехопадением» два года назад ушел почти за 7. Минимальная цена за «Сельский пейзаж с дорогой» составит миллион.

Астраханская картинная галерея им. Догадина

Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею», 1889–1890 годы

Самая знаменитая картина музея

«Видение отроку Варфоломею» рассматривалось как истинное воплощение русского православия и духовности — и потому вошло во все учебники. Несмотря на то что Михаил Нестеров создал целый цикл живописных полотен, посвященных Сергию Радонежскому (отрок Варфоломей — имя святого до принятия монашеского пострига), художник считал именно эту композицию своим лучшим произведением. Картина небольшого формата, что раньше была в коллекции Третьяковской галереи, хранится в музее Астрахани.

Красноярский художественный музей им. Сурикова

Василий Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», 1870 год

Первая работа Сурикова

В красноярский музей следует отправляться смотреть на Сурикова: здесь собрано около 80 его произведений. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» — первая самостоятельная работа художника.

Выставка «Extension.kr» в зале «Арсенал», Нижний Новгород

Чхве Су Ан «Лесные мечтатели», 2016 год

Самый инновационный экспонат

Совсем новая работа знаменитого корейского скульптора станет премьерой выставки в Нижнем Новгороде. Суана Чхве волнует слом эпохи и стремительно наступающее новое время — с биотехнологиями, генной инженерией и искусственным интеллектом. Его гиперреалистичные скульптуры — ответ на вызов, с которым сталкивается как отдельная личность, так и общество в целом. Интересно, что его скульптуры — результат долгой работы, когда он разбирает на части и собирает заново в новом порядке первоначальный эскиз.

Выражаем свою благодарность искусствоведу и оценщику Ульяне Добровой за помощь в подготовке этого материала.

Этот материал мы подготовили совместно со Сбербанком, который в честь своего 175-летия организует бесплатный вход в 18 российских музеев в 17 городах России. Акция началась 1 октября и продлится до конца ноября. Подробнее со списком музеев, участников юбилейной программы Сбербанка, можно ознакомиться здесь.