Этой осенью 18 крупнейших музеев России, включая Пушкинский, Русский музей и Дворец Меншикова, откроют бесплатный вход: это подарок Сбербанка в честь своего 175-летия. «Афиша Daily» рассказывает про 20 примечательных работ в этих музеях — от Ростова-на-Дону до Владивостока.
партнерский материал

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Симоне Мартини «Мария Магдалина», 1322-1323-е года

Самая ранняя картина Итальянского Возрождения
© Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Коллекция итальянской живописи — одна из ключевых в собрании Пушкинского: здесь собрано более 500 шедевров из Италии Средневековья и Раннего Нового времени. Среди них есть «Благовещение» суперзвезды Итальянского Возрождения Сандро Боттичелли, но, вероятно, самой ранней подписной работой коллекции станет «Мария Магдалина», написанная замечательным мастером Симоне Мартини в 1320-х годах придворным художником папы Бенедикта XII в Авиньоне и другом поэта Франческо Петрарки.

«Давид», слепок статуи Микеланджело Буонаротти

Самый фотографируемый экспонат музея
© Depositphotos

Каждый девятый снимок с геотегом Пушкинского музея будет на фоне исполинской статуи Давида — чаще всего в интересном ракурсе. Причина исключительного внимания к «Давиду» очевидна: 5,5-метровый обнаженный гипсовый красавец, подлинник которого был создан величайшим мастером в истории искусства, доминирует в Итальянском дворике как веховой столб на перекрестке экскурсионных троп от Средневековья к Новому времени, из Италии в Северные страны, и с первого этажа на второй.

Рембрандт, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660 год

Самая дорогая
© Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Если попытаться выбрать самого дорогого художника из коллекции Пушкинского, им будет недавний рекордсмен аукционов Поль Гоген (300 млн за картину «Когда свадьба»), а вслед за ним пойдет Пабло Пикассо (104 млн за «Мальчика с трубкой») — но они расположены в галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Самой дорогой картиной собрания в основном здании будет Рембрандт: его работы в частных коллекциях так редки, что каждая создает свой прецедент на рынке и оценивается не менее, чем в 40-60 млн долларов. А год назад парные портреты были выкуплены вскладчину двумя знаменитыми музеями, парижским Лувром и амстердамским Рейксмузеумум, за рекордные 180 млн.

Дворец Меншикова (филиал Эрмитажа)

«Сад земных наслаждений», копия картины Иеронима Босха, XVI век

Самая детализированная картина
© Музей Прадо

По «Саду земных наслаждений» Босха проводят интерактивные экскурсии, чтобы как следует рассмотреть работу и изучить всех персонажей. Оригинал представляет собой триптих со складными панелями, на левой расположен рай, на правой — ад. Средняя же, заглавная панель, копию которой можно будет увидеть, представляет собой собственно «Сад земных наслаждений», который можно разглядывать бесконечно, — с куполом, накрывающим любовников вслед за фламандской поговоркой «Счастье, как стекло, однажды разбивается», и людьми, которые, по мнению некоторых искусствоведов, сошли с ума за свои грехи. Автор копии неизвестен, но, скорее всего, он был нидерландским художником школы Босха.

Русский музей

Василий Кандинский «Композиция VI», 1913 год

Самая дорогая картина русского художника в коллекции
© Русский музей

Самые дорогие отечественные художники на рынке — Ротко, Малевич и Кандинский. «Фуга» последнего была продана на Sothebyʼs за почти $20 млн, а «Белый звук» — за 23. «Композиция VI» недавно побывала на гастролях в Третьяковке вместе с «Композицией VII». Эти две работы признаны лучшими произведениями художника и объединяют его главные темы и мотивы. Отправной точкой для «Композиции VI» стала композиция на стекле «Потоп», которую художник пытался переосмыслить. Как объяснял он сам в одной из лекций, в этих работах его начала интересовать неумелость: он лишил краски яркости и уменьшил саму выразительность, сократив выразительность элементов.

Казимир Малевич «Черный квадрат», 1923 год

Одно из самых важных произведений искусств в мире
© Русский музей

Возможно, самая важная картина в истории искусства и ключевая для экспозиции Русского музея. «Черный квадрат» Малевича — неисчерпаемый источник смыслов и одновременно точка, с которой берет начало современное искусство. Мир знает как минимум четыре живописных «Черных квадрата». В Русском музее хранится второй и самый большой (106×106 см), созданный Малевичем в 1923 году для Международной выставки в Венеции.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Художник флорентийской школы XIV века, мастерская братьев ди Чоне, «Мадонна с младенцем»

Самая загадочная картина
© Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Смысловое ядро коллекции западноевропейского искусства Екатеринбургского музея составляют произведения, полученные из собрания Эрмитажа. Среди них самый ранний и интересный шедевр — «Мадонна с младенцем», или «Мадонна Смирение», флорентийской школы XIV века. Атрибуция произведения представляет собой загадку, однако еще большей тайной для научного отдела музея стала иконография образа: младенец надевает на палец Богоматери кольцо. Этот жест должен означать символическое обручение Богоматери. В музее полагают, что известных аналогов этой композиции не существует.

Ярославский художественный музей

Ярославская школа, «Спас Вседержитель», середина XIII века

Совершенное творение древних мастеров
© Ярославский художественный музей

Написанная, вероятно, в самом начале XIII века, икона «Спас Вседержитель» была династической реликвией ярославских князей. До XX века служила молитвенным образом в придворном Успенском соборе Ярославля, а потом уже была отдана музею. Великий советский реставратор и художник Игорь Грабарь называл ее за гармонию композиции и чистоту тонов «совершенным творением» владимиро-суздальских мастеров.

Новосибирский художественный музей

Николай Рерих «Красные кони», 1925 год

Самая главная работа Рериха на фоне других работ Рериха
© Новосибирский художественный музей

Еще в советское время Новосибирский музей заработал себе репутацию главного центра рериховедов: в его коллекции почти 70 картин Святослава и Николая Рерихов, отца и сына, полученных от Третьяковской галереи и Эрмитажа. Николай Рерих не только кумир странствующих мистиков всего мира, но и чрезвычайно любим в США. Неслучайно творческое наследие художника входит в топ самых дорогих произведений искусства.

Хорст Янссен «Автопортрет», 1995 год

Самая новая работа в разделе современного европейского искусства
© Новосибирский художественный музей

Янссен — замечательный немецкий график, чья выставка проходила в Новосибирском музее в 1996 году, спустя год после его смерти. Его отдельная серия была посвящена России — с портретом Гоголя и туфелькой Плисецкой, а экспрессионистский «Автопортрет», одна из последних в творчестве художника работ, стала частью постоянной коллекции музея.

Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Михаил Врубель «Полет Фауста и Мефистофеля», 1896 год

Самый ценный эскиз
© Музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Окончательный вариант панно размерами почти 3×2,5 метра хранится в Третьяковке — и своими полупрозрачными оттенками и прерывистым, словно стежки, контуром напоминает старинный гобелен. Гордость казанского музея, не менее масштабная по размеру, — эскизный вариант произведения Михаила Врубеля, который интересно рассматривать, сравнивая с оригиналом. Стилистическая имитация древних техник прикладного искусства, таких как витраж и гобелен, не случайна: панно предназначалось для готического особняка Алексея Морозова.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Петр и Иоанн у врат храма», 1659 год

Самая ценная гравюра
© Музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Как это часто бывает с наследием старых мастеров, количество шедевров, авторство которых документально подтверждено, — невелико, а вот вещей, приписанных великим именам, куда больше. Наследие Рембрандта Харменса ван Рейна не исключение. Если количество его законченных живописных произведений поддается подсчету, то подсчитать авторские графические листы, особенно отпечатки — всегда сложно. Заново открытый Рембрандт неизбежно привлечет в музей толпу туристов. Гравюра «Петр и Иоанн у врат храма» как раз тот самый случай, когда в подписи гения можно не сомневаться.

Краснодарский художественный музей им. Коваленко

Валентин Серов «Портрет Красильщиковой», 1906 год

Самый народный художник России
© Краснодарский художественный музей им. Коваленко

Двухметровый портрет Красильщиковой хранится в музее уже 91 год и таких очередей, как в Третьяковке, конечно же, не собирает. Поздний портрет Елизаветы Красильщиковой кисти Валентина Серова выполнен в редкой для парадного портрета технике пастели.

Ростовский музей изобразительных искусств

Питер Пауль Рубенс «Сусанна и старцы», 1607–1608 годы

Самое приятное открытие музея
© Ростовский музей изобразительных искусств

Знаменитый фламандец был крайне плодовит, и шедевры его мастерской хранятся чуть ли не во всех крупных музеях мировых столиц. В рамках советской программы распределения в 1940-х годах Рубенс попал и в музей Ростова-на-Дону: несколько картин фламандцев приехали сюда из Эрмитажа. С Рубенсом, как и Рембрандтом, вопрос атрибуции всегда стоит остро: у художника была солидная мастерская, и разобраться, где рука самого художника, а где — его учеников, бывает непросто. «Сусанна» в советские годы числилась в инвентарных книгах как полотно одного из учеников школы. Но в 2000-х картина была направлена на экспертизу в Москву, где было установлено авторство самого Рубенса. Картина была в очень плохом состоянии: обширные загрязнения и широкий разрез по центру полотна. В 2006 году ее торжественно вернули отреставрированной в постоянную коллекцию музея.

Владимир Вейсберг «Портрет Поповой», 1978 год

Самая дорогая работа музея из коллекции современного искусства
© Ростовский музей изобразительных искусств

В Ростове-на-Дону неплохая коллекция современного отечественного искусства: есть и Кошляков, и Тер-Оганьян. Самым дорогим на рынке из тех, что здесь представлены, будет Вейсберг: его рекорд на аукционных торгах в докризисном 2007-м — почти $400 000 (за картину «Обнаженная»).

Приморская картинная галерея, Владивосток

Марк Шагал «Портрет брата Давида с мандолиной», 1914 год

Первый советский музейный Шагал
© Приморская картинная галерея

Единственная работа Шагала, экспонируемая в азиатской части России, долгое время хранилась в коллекции художественного отдела Краеведческого музея, а потом уже вошла в собрание галереи. Картина много гастролировала — от Флоренции до Брюсселя, и провела за границей два года. Интересно, что первая выставка Шагала случилась в Москве только в 1989 году, а во Владивостоке его показывали с 1970-х, что было настоящим чудом.

Пермская художественная галерея

Ян Брейгель «Сельский пейзаж с дорогой»

Единственный Брейгель на Урале
© Пермская художественная галерея

Арт-дилеры шутят, что работы знаменитой династии такая же общепринятая валюта, как Уорхол на торгах современным искусством, и интересно, что рекордные суммы за них часто отдавали покупатели из России. Самый дорогой в семействе Брейгелей — Питер, но работы Яна Брейгеля-старшего тоже представляют собой серьезные инвестиции: его натюрморт недавно был продан за почти 4 миллиона, а «Райский сад с грехопадением» два года назад ушел почти за 7. Минимальная цена за «Сельский пейзаж с дорогой» составит миллион.

Астраханская картинная галерея им. Догадина

Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею», 1889–1890 годы

Самая знаменитая картина музея
© Картинная галерея им. Догадина

«Видение отроку Варфоломею» рассматривалось как истинное воплощение русского православия и духовности — и потому вошло во все учебники. Несмотря на то что Михаил Нестеров создал целый цикл живописных полотен, посвященных Сергию Радонежскому (отрок Варфоломей — имя святого до принятия монашеского пострига), художник считал именно эту композицию своим лучшим произведением. Картина небольшого формата, что раньше была в коллекции Третьяковской галереи, хранится в музее Астрахани.

Красноярский художественный музей им. Сурикова

Василий Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», 1870 год

Первая работа Сурикова
© Художественный музей им. Сурикова

В красноярский музей следует отправляться смотреть на Сурикова: здесь собрано около 80 его произведений. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» — первая самостоятельная работа художника.

Выставка «Extension.kr» в зале «Арсенал», Нижний Новгород

Чхве Су Ан «Лесные мечтатели», 2016 год

Самый инновационный экспонат
© Choi & Lager Gallery

Совсем новая работа знаменитого корейского скульптора станет премьерой выставки в Нижнем Новгороде. Суана Чхве волнует слом эпохи и стремительно наступающее новое время — с биотехнологиями, генной инженерией и искусственным интеллектом. Его гиперреалистичные скульптуры — ответ на вызов, с которым сталкивается как отдельная личность, так и общество в целом. Интересно, что его скульптуры — результат долгой работы, когда он разбирает на части и собирает заново в новом порядке первоначальный эскиз.

Выражаем свою благодарность искусствоведу и оценщику Ульяне Добровой за помощь в подготовке этого материала.

Этот материал мы подготовили совместно со Сбербанком, который в честь своего 175-летия организует бесплатный вход в 18 российских музеев в 17 городах России. Акция началась 1 октября и продлится до конца ноября. Подробнее со списком музеев, участников юбилейной программы Сбербанка, можно ознакомиться здесь.