О чем мы говорим, когда говорим о паблик-арте
Паблик-арт — это искусство в городском пространстве, рассчитанное на любого, в том числе и неподготовленного зрителя. Оно может принимать разные формы: от необычных скульптур до муралов — монументальной живописи на стенах домов.
Идея диалога художника и человека через искусство, вписанное в городскую среду, появилась в XX веке. Пионером паблик-арта считают мексиканского художника Диего Риверу. Он сделал шаг навстречу простому зрителю, расположив огромные и сложные как по форме, так и по содержанию фрески в общественных пространствах. В числе известных его работ — «История Мексики» в Национальном дворце в Мехико. Ривера обратился к ключевым событиям, связанным с историей своего народа: со времен ацтеков и до Мексиканской революции (1910–1920). Для Диего Риверы муралы были формой диалога с широкой публикой и возможностью донести до нее свои идеи, в том числе и политические (Ривера был убежденным коммунистом).

Современный паблик-арт — и буквы «Love» Роберта Индианы в Нью-Йорке, и портрет Майи Плисецкой в московском сквере на Большой Дмитровке. Иногда к паблик-арту относят и граффити, в том числе работы Бэнкси и Жан-Мишеля Баскии. Хотя некоторые специалисты отделяют подобный стрит-арт от паблик-арта, поскольку первый не санкционирован городскими властями.
Что происходит с паблик-артом в России

В СССР паблик-арт в первую очередь служил для пропаганды светлого коммунистического будущего и создания образа идеального советского человека. Правда, в шестидесятые годы на улицах городов начали появляться абстрактные объекты вроде «Лента Мебуса» на фасаде Центрального экономико-математического института РАН в Москве. В девяностые часть советского наследия была утрачена, а доступное массам искусство мало кого интересовало. Тема вернулась в повестку дня уже в XXI веке.
Современный паблик-арт заставляет о себе говорить, а порой становится темой для споров. К примеру, вся столица обсуждала и «Большую глину» Урса Фишера на Болотной набережной, и сменившую ее «Садовую лопатку» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген.
Иногда произведения городского искусства становятся символом места: после того как в Перми в 2009 году установили арт-объект Бориса Матросова «Счастье не за горами», он превратился в визитную карточку уральского города.
По всей стране действуют фестивали паблик-арта. В числе самых известных «Смена» — благодаря ему произведения искусства появляются на улицах промышленных городов и рабочих поселок.
Новый заметный проект — программа «Взгляды», действующая на Дальнем Востоке. За два года в Южно-Сахалинске появилось более семидесяти муралов, двадцать пять из них — в этом году.
Как сегодня работают с паблик-артом

Муралы в Южно-Сахалинске начали рисовать до того, как «Взгляды» пришли на остров. «Они были скорее декоративными. Визуально эти муралы были понятны местным жителям и радовали глаз, но выполняли исключительно прикладные функции: сделать серый фасад ярким. Скорее это была форма благоустройства», — объясняет Александр Мущенко, куратор проекта.
Мущенко — уроженец Южно-Сахалинска, живущий в Петербурге. В городе на Неве он работал над созданием Музея стрит-арта. Вместе с командой энтузиастов он и предложил новый подход к городскому искусству.

«Искусство — это всегда что-то большее, чем мы видим. Это идея, история, путь художника, его мир, выраженный в объекте. Когда у нас появилась возможность работать с художниками, мы хотели подчеркнуть важность их видения и выбрали для программы название „Взгляды“. Здесь встречаются взгляды творцов и жителей города, создается новое пространство для диалога и развития креативных индустрий. До программы объекты в городе появлялись хаотично и зависели от разных заказчиков. А у нас есть цельная концепция, своя стратегия и дорожная карта».

В первом сезоне эскизы муралов выбирали в формате опен-колов: художники предлагали идеи, а решение принимало жюри. В 2025-м появился дополнительный отбор: «Куратор, основываясь на понимании художников, предлагает Департаменту архитектуры города их кандидатуры, а город формирует финальный список. Для нас очень важно имеют ли художники релевантный задаче опыт», — говорит Мущенко.
В течение нескольких месяцев в Южно-Сахалинск приезжают художники, причем не только из России. В 2025 году организаторам пригласили швейцарца Антуана Гиньяра (LPVDA). Он сделал монументальный рисунок мальчика с компасом на деревянном фасаде жилого дома.
Работая в городе, художники полагаются не только на собственное видение.

«Я начинал с окружающей среды — с фасадов. Благодаря панорамным видам в „Яндекс Картах“ составлял общую палитру и общее представление о месте. Затем обращался к архивным источникам, они приводили к каким-то местным историям. В итоге у меня собралась большая база для основания эскизов. Изменения приходилось вносить, один эскиз даже был отклонен, хотя концептуально он вписывался в историю острова. Пришлось делать новый за короткий срок, но все получилось, благо база уже была собрана».
Почему люди не всегда понимают паблик-арт
По словам Александра Мущенко, у «Взглядов» нет проблем с властями — программа работает в тесной связке с губернатором и мэром Южно-Сахалинска. А вот жители города не всегда рады рисункам. Порой широкую публику оставляют в замешательстве абстрактные изображения. Некоторые люди в целом недовольны вмешательством художников в повседневную жизнь.


«Люди подходили и говорили, что они не понимают, что нарисовано. Я отвечал, что можно не понимать — это же не сканворд. Можно просто почувствовать, как вы себя ощущаете с этой работой. Затем люди признавали, что узнают фрагменты. Я думаю, что новая работа, особенно настолько яркая, как моя, может вызывать не только приятные чувства, но и тревогу. Но постепенно что-то менялось в восприятии людей. Принять изменение — уже большая открытость».

«У меня была идея сделать мурал с тенями от несуществующих объектов, которые падают на рисунок как бы снаружи. Сделав эскиз, я сразу понимал, что это немного нестандартная работа и, вероятно, люди воспримут ее специфически. Когда работа была завершена, я получил положительный фидбэк, а не только непонимание. Цветовая гамма соответствует реальному дому, картинка встраивается в среду и не мешает. Я думаю, что со временем мой мурал приживется и понравится даже тем, кто его не понимал изначально».

Когда жильцы дома недовольны появлению паблик-арта на стене здания, организаторам приходится искать другой фасад. Кураторы не вмешиваются в уже согласованные эскизы, а стараются подобрать подходящее место. У художников также есть право голоса, к тому же они работают не бесплатно: по мнению организаторов программы, любой труд должен оплачиваться.
Как муралы меняют облик Южно-Сахалинска
Южно-Сахалинск — пример того, как искусство позитивно влияет на место. В городе немного интересной архитектуры: город начал активно застраиваться в середине XX века. На тот момент в Советском Союзе уже объявили войну «архитектурным излишествам». Невысокие жилые дома, такие же как и в спальных районах других российских населенных пунктов, занимают большую часть Южно-Сахалинска. Благодаря муралам он обретает уникальность.

«Паблик-арт позволяет расширить и улучшить опыт восприятия города жителями и туристами. Появляются точки визуального притяжения. Плюс мы постоянно находимся в поиске локальной идентичности. Сахалинская область — молодой регион, и мы чувствуем запрос на понятные местному населению образы. Есть еще и навигационный эффект: люди начинают ориентироваться по муралам, предлагают встретиться у них, объясняют, как пройти или проехать, ориентируясь на них. Мы верим в то, что создаем благоприятную атмосферу для развития креативной экономики. Это и новые рабочие места, и возможности для профессионального роста».
В отзывах о поездках на Сахалин туристы уже пишут не только о природе острова, но о рисунках на стенах. Появились и специальные маршруты, позволяющие взглянуть на самые интересные рисунки. Местные жители согласны с тем, что искусство идет на пользу городу.


«Муралы делают город ярче и глубже, заставляют по-новому посмотреть на привычные вещи. Сахалинская улица — это теперь не просто полоса асфальта с запада на восток, а история освоения острова в лицах. Или непонятная аббревиатура СахНИРО благодаря муралу стала не набором букв, а историей про наших лососей. И конечно, совершенно прекрасное „пластилиновое“ полотно на Дворце детского творчества. Даже тот, кто никогда не был внутри, сразу поймет, про что это здание».

«Я отношусь к муралам положительно. Наш город в целом заметно меняется в позитивную сторону, а муралы дополняют и подчеркивают улучшения. Буду рад, если на улицах будет больше искусства: я занимаюсь бизнесом, связанным с туризмом, и как никто заинтересован в появлении арт-объектов».
Паблик-арт развивается не только на Дальнем Востоке. Муралы сейчас активно рисуют на севере, в первую очередь в Мурманске. В Нижегородской области, в городе Выкса, прямо на улицах появляются необычные скульптуры и инсталляции современных художников. Вчерашние серые панельки все чаще раскрашивают в яркие цвета, и эта тенденция не может не радовать.

