Сергей Сергеев
Промоутер, ресторатор (клубы Mix, «Солянка», «Конструктор»)
«Не было никакого драматического момента, когда я решил, что офисная работа не для меня. Все решила жизнь. В Англии в начале 90-х я продавал рекламу; вернувшись в Москву, занялся клубами и больше в офис не ходил. Когда я работал в «Солянке», моим рабочим местом был любой свободный столик.
У меня долго не было даже электронной почты, я приходил на деловые встречи с бумажкой формата А4, чтобы тезисно записывать договоренности. Новые технологии победили меня после того, как Роман Бурцев, владелец «Солянки», сказал, что, если я не заведу почту, он со мной расстанется. За что ему, конечно, спасибо. Теперь вся эта декадентская синатровщина, когда деньги только в кэше и договоренности только на бумажке, кажется мне смешной.
Когда ты привозишь в страну музыкантов или открываешь кафе и рестораны, все спокойно рулится дистанционно: главное, чтобы под рукой был надежный и быстрый мобильный интернет и чтобы он везде ловил. В последнее время у моего провайдера МТС все это есть, и мне больше не нужно искать вайфай. Не вижу проблем, чтобы, находясь в Петербурге, где я сейчас по делам, не решить вопрос со встречей и сопровождением артистов, которые выступят сегодня у нас в клубе «Конструктор».
Я могу работать из дома, массу вещей делаю в кафе, у меня нет календарного отпуска — могу сорваться и уехать в любой момент. Это не значит, что я просыпаюсь в 3 часа дня, просто сам себе диктую временные рамки. Из поездок стараюсь управляться с делами — у меня даже получается. Могу и пропасть с радаров, но ненадолго — на несколько дней коллег я не брошу, стараюсь всегда быть на связи.
У такого ритма жизни есть и свои недостатки. Нужно иметь большую внутреннюю дисциплину, а я человек ленивый, приходится больше заставлять себя концентрироваться на делах и не отключать голову в местах, которые располагают к релаксу; следить, чтобы не разрядился телефон и я не выпал из рабочего процесса».
Николай Куликов
Сценарист (фильмы «Легенда № 17», «Горько!», «Экипаж»)
«После окончания университета я занимался организацией мероприятий, но очень быстро понял, что мне нравится работать в трусах, а офисная культура этого, к сожалению, не предполагает. Когда я пишу сценарии, предпочитаю уезжать из Москвы. Например, «Легенду № 17» мы с моим соавтором Местецким писали в небольшом российском городке у моря и чувствовали себя как советские писатели эпохи СССР.
Сейчас мы с друзьями разрабатываем сериал, находясь за тысячи километров друг от друга. Мой соавтор по другому проекту работает Германии, а я — в Москве: пишем с ним сценарий для немцев. Все обсуждаем при помощи видеочатов. Причем удивительно — при таком способе общения мы почему-то меньше отвлекаемся на посторонние разговоры. Смартфон с хорошим интернетом — это как замочная скважина, через которую мы обмениваемся своими мыслями. Технологичность процесса лично меня дисциплинирует, что самым лучшим образом влияет на соблюдение дедлайнов».
Алена Ермакова
Организатор фестивалей Stay Hungry, совладелица кафе «Искра»
«Сбежать с офисной работы мне никогда не хотелось, но я и не работала в больших корпорациях. Зато был богатый опыт работы в кафе. Наверное, поэтому, как только мы открыли кафе «Искра», я почти переехала туда вместе с ноутбуком. Лишь в те дни, когда мне нужно сосредоточенно работать над текстом или таблицей много часов подряд, я ухожу в коворкинг, потому что на гостей слишком приятно отвлекаться.
Когда мы готовим вечеринку или фестиваль, вся команда постоянно должна быть на связи. К счастью, всю работу можно делать удаленно при помощи смартфона и мобильного интернета, когда можно быстро принять какой-то файл; в рабочих чатах обсуждать вопросы, смотреть документы и сканировать их в специальных приложениях. Ну а то, что соцсети — главный помощник в поиске любых полезных контактов и оповещении аудитории о грядущих событиях, и рассказывать уже неприлично.
В командировки мы с моим компаньоном Аней Бичевской ездим все чаще, и работать из другого города бывает иногда легче, чем из Москвы. Все видят по нашим статусам и чекинам, что мы уехали, не пишут и не звонят по несущественным поводам — только по срочным вопросам. А мы садимся в каком-нибудь кафе и делаем все дела. Мы стремимся к тому, чтобы мы могли уехать куда-то надолго, а работа в нашем кафе продолжалась безо всяких сбоев. Это пока задача на будущее, но мы верим, что соберем команду мечты и максимально прокачаем наше умение делегировать».
Марк Зисельсон
Кинооператор фильмов и сериалов «Как меня зовут», «Про любовь-2» и «Сладкая жизнь»
«Я учился на операторском факультете во ВГИКе. Офисного опыта у меня вообще не было. Люди, которые занимаются кино, постоянно разъезжают по городу, стране или миру. Каждый проект имеет свои локации — многие снимаются частями в разных городах или странах.
Когда ты говоришь друзьям, что едешь в длинную командировку на три месяца, это вызывает восторг и зависть. Но на самом деле на отдых и осмотр достопримечательностей остается мало времени. Фильм «Как меня зовут», например, мы снимали в Крыму. Свободное время, конечно, было — мы же не на каторге, но за два месяца работы это в общей сложности семь выходных. Конечно, это огромное преимущество — постоянно разъезжать по стране и смотреть новые места. Это интересно, но это все равно работа.
Вообще кино — это процесс, в котором десятки людей разных профессий принимают ответственные решения, физически находясь в разных местах. Вся работа координируется в режиме онлайн, в такой своеобразной виртуальной штаб-квартире.
Мой смартфон для меня стал рабочим инструментом. Есть специальные программы, чтобы фотографировать локации, где автоматически фиксируется место съемки, направление и даже возможная оптика, на которую можно снимать. Есть приложения, благодаря которым можно посмотреть местоположение солнца и луны в определенном месте в определенное время — это важно для съемок, поэтому и хороший мобильный интернет важен.
Сейчас я работаю над фильмом «Про любовь-2», который продюсирует Анна Меликян. Это альманах, в котором задействованы пять режиссеров, поэтому у меня в телефоне несколько групповых чатов. Фактически я работаю над пятью разными — хоть и короткометражными — фильмами одновременно.
Поскольку график ненормированный, может запросто быть два месяца свободных, а может и четыре месяца работы нон-стоп. С таким режимом привыкаешь к тому, что время нужно использовать по максимуму и не откладывать ничего на завтра. Если вдруг сегодня ты можешь куда-то съездить с друзьями — это надо делать не откладывая, потому что завтра уже может начаться новый проект».
Материал подготовлен совместно с оператором мобильной связи МТС, представляющим самую обширную 4G-сеть в стране. Узнать, работает ли 4G от МТС в вашем регионе, можно, ознакомившись с картой покрытия этого оператора.