Во вторник диджей и национальная гордость Нина Кравиц опубликовала в фейсбуке от руки написанную записку: «Я приехала домой. Собираемся в «Рабице» в четверг». За два дня на вечеринку раскупили 600 билетов. «Афиша Daily» сходила на рейв и убедилась — в Москве он лучший.

Диджей, мировая техно-звезда и основатель лейбла «Трип» Нина Кравиц давным-давно переехала в Берлин и большую часть времени ездит с гастролями, выступая в крупнейших клубах и на стотысячных фестивалях, — Россия осталась настолько позади, что даже в лайнапах в скобках напротив ее имени подписывают не напрашивающееся «Rus», а «Трип». Тем более удивительно было внезапное сообщение, что Кравиц выступает в Москве, на самой счастливой и самой не похожей на Москву площадке — в клубе «Рабица».

Очарование «Рабицы» — в нарочитой недоделанности, в перебоях электричества, как на лучших подпольных рейвах 20 лет назад, в обшарпанности интерьера, духоте на танцполе, которая не мешает животным танцам. Мировую звезду техно еще пару месяцев никто здесь не ожидал — теперь же «Рабица» претендует на звание как минимум московского Kater Blau и, наверное, скоро начнет славиться очень жестким фейсконтролем. «Афиша Daily» сходила на четверговый рейв и поговорила с теми, кто постоянно здесь бывает — и записала их наблюдения о духе времени.

Нина Кравиц

Диджей, основатель лейбла «Трип»

«Я приехала домой на каникулы. Увидела картинки из «Рабицы» у Никиты (Забелина, соорганизатора вечеринки «Я приехала домой». — Прим. ред.) в фейсбуке. Классное место! Мне сразу же захотелось там что-нибудь замутить. Никита говорит, давай в конце сентября. А я подумала — сентябрь в Москве волшебный. Все еще тепло и можно танцевать на улице. Короче, надо делать в четверг. Я заметила, что в Москве выросло новое поколение, задающее городу новый ритм. Молодая кровь чувствуется везде, и в клубы такие люди приходят танцевать. Очень здорово двигаются. Выжимают из жизни все, что можно, как в последний раз».

Сергей Голиков

Совладелец клуба «Рабица»

«Мне кажется, новая культурная волна нарастала в последнее время, а это лето расставило точки. Все это будет жить, пока будет кризис, пока все будет плохо и нестабильно. Явно подвижка сейчас в сторону более радикальной молодежной субкультуры, и это очень типично для периода кризиса. Это такой новый панк, только вместо него — техно. Сейчас все говорят, что в моде девяностые, а мода же чутко реагирует на такие вещи. Появляется похожее ощущение в воздухе: люди начинают больше бояться или больше злиться — и, конечно, образы девяностых возникают. Понятно, что время сейчас не такое сложное, как тогда.

Все новое, что происходит сейчас в музыке, — это какие-то постдабстеповые и совсем молодежные дела — у нас в «Рабице» совсем не так. У нас все-таки здесь классический рейв, это аналоговый клуб. Мы про аналоговый примитивизм, даже не про техно. Про пещерность звука».

Вечеринка была заявлена в 22.00, но людей стали пускать только к 23.00. Спустя 20 минут танцпол на улице был забит полностью

© Владимир Медведев 1 / 5

Нина Кравиц отыграла два сета: один ночью в пространстве «Галерея», а второй — уже утром на улице вместе с Никитой Забелиным

© Владимир Медведев 2 / 5

Дарина Ананко

Педагог

«Я думаю, следующая вечеринка, которая захватит Москву — это «Центрифуга» Филиппа Горбачева. Первая проходила в «Кругозоре» в июле, это была презентация Филиппа, выступали Obgon, Inga Mauer, София Родина. Я считаю, это была одна из крутейших вечеринок лета, особенно учитывая, что Outline не было. Я знаю, что она будет повторяться и даст жару. Вот с «Армой» сейчас непонятно. Я хотела бы пойти на ближайшую, но пока жду лайнап. Хотя думаю, будет, как обычно, — полное погружение».

Сергей Якобсон

Арт-директор, фейсконтрольщик

«Что касается электронной музыки, в ней сейчас не разбирается только ленивый, ну или человек абсолютно не интересующийся музыкой. В Москве все всегда были музыкальными снобами, ну или просто я всегда общался с такими людьми. Хотя снобизмом в полной мере это назвать нельзя, скорее эрудиция. Многие мои знакомые все свое свободное время тратят на безустанный и доскональный диггинг. Разные промогруппы аккумулируют вокруг себя людей со схожим музыкальным вкусом и мировоззрением. Ведь полноценное атмосферное мероприятие может создать только команда единомышленников, а для людей все-таки важна атмосфера, не только громкое имя».

Александр Ус

Креативный директор Sila Sveta

© Владимир Медведев

«Если мы только протаптывали дорожку новому русскому рейву, то новое поколение по ней пробежало и впитало все самое лучшее. Я на них смотрю, и мне очень нравится. Новые рейверы — они смелые. Я вижу очень много молодежи, которая, например, делает татуировки на лице. Они красивые. Немного бессмысленные в массе своей, но при этом дико открытые и интересующиеся. Танцы на окнах мне еще очень нравятся — есть у них такая забава, что в «Кругозоре», что здесь. Раньше у нас было по-другому, мы более зажатые были. А они любят себя показывать. Единственный минус — что они все начинают быть друг на друга похожи. Есть, конечно, выдающиеся персонажи, но в целом довольно однородная масса. Однородная классная масса.

Я этим летом прокатался по всем городам, кучу времени провел в Америке и Европе. Я не знаю, может быть, мне просто Россия ближе, но по факту тут вообще самая классная комбинация. На лучшие вечеринки, чем здесь, я не попадал. Даже в Берлине не совсем то. Там ребята все же какие-то немного грязные. У нас все же сохраняется какой-то дух интеллигенции. Я не попадаю туда, где я по колено в говне. Девочки у нас приятнее, у нас все уровнем чуть выше. Но, может, это какой-то национализм во мне начинает просыпаться в этом плане».

Никита Котов

Архитектор

«Все началось с «Армы», она создала беспрецедентный формат, который объединяет музыку и искусство. Такого до этого нигде не было, ни в России, ни за рубежом, — по крайней мере, я не видел и не слышал о таком. Это абсолютно уникальный формат вечеринки, которого просто не было. Такого качества и даже подхода к проведению мероприятий, такого погружения с головой, такой любви ко всему — к музыке, к оформлению сцен, к пространству вокруг — я правда нигде не наблюдал. Многие говорят, что «Рабица» похожа на маленький Outline — которого в этом году не было. Не знаю, я не был на территории, но видел фотографии — наверное, похоже. Сложно судить, потому что два предыдущих Outline были абсолютно разные: первый — это отдых на природе, а второй — настоящий индустриальный рейв. Третий должен был быть уютным и домашним, такой очаровательный хендмейд. Но вообще «Рабица» мне напоминает Берлин, конечно же. Какой-то такой беспечностью, легкостью, безумием».

Андрей Oid

Композитор, диджей, арт-директор Noor Electro

«По большому счету русский рейв сейчас почти ничем не отличается от рейвов в девяностые. Но как говорится — same but different, и если бы в музыке ничего не происходило, то вряд бы мы сейчас об этом говорили. Просто, чтобы расслышать музыку, требуются определенные усилия, и те, кто не ищет нового, говорят, что в музыке ничего не происходит. А вот люди, конечно же, изменились. Молодежь сейчас гораздо лучше понимает, чего она хочет, и обладает гораздо большими знаниями и информацией. Когда я ходил на первые рейвы в своей жизни, у меня даже пейджера не было, не говоря о мобильном телефоне и интернете. В то же время, именно тогда я ощутил связь со всеми окружающими благодаря музыке. А вообще за последние пару лет произошли такие изменения, что я порой не верю своим глазам. В Москве ли я вообще?»

Настя Макоста

Корреспондент

«В «Рабице» рейвы очень похожи на «Арму» и по духу, и по людям, и по продолжительности мероприятий. Это очень уютное клевое место, плюс тут музыка, как я люблю. Я очень жду следующую вечеринку «Армы», будет классно, но я не жду чего-то грандиозного, что будет круче, чем обычно. Несомненно, «Арма» все еще главная по рейву в Москве! «Арма» всегда будет королевой, но если раньше это было чем-то уникальным и для своих, то сейчас у меня для своих другая тусовка, а «Арма» уже как будто бы для всех. Хотя, почему я так говорю, будто это что-то плохое!»