Дата запуска
ноябрь 2015 года
Бюджет
2 миллиона рублей
Команда при запуске
2 человека
Сайт
1lf.su
Как запускался проект
До знакомства со стрелковыми луками Дмитрий Савенков, столяр по образованию, владел небольшой строительной компанией в Петербурге и занимался мелкими подрядами. В 2002 году он записался в секцию стрельбы и через три года получил звание мастера спорта. Достигнув определенного уровня, Дмитрий решил организовать тренировочную площадку для других спортсменов и любителей и в 2012 году открыл центр «Луч 21».
Все оборудование (луки и стрелы) приходилось заказывать за рубежом. Компаний-поставщиков было не так много, поэтому иногда чего-то не хватало (например, стрел нужной жесткости) или просто приходилось долго ждать заказ.
Занимаясь спортом, Дмитрий неоднократно ездил на соревнования по стрельбе, общался с другими лучниками и знал, что спрос на подобную продукцию есть. В конце концов Савенков нашел единомышленника, специалиста по изготовлению луков Андрея Афанасьева, под руководством которого и был разработан модельный ряд. В ноябре 2015 года двое предпринимателей открыли фабрику в Великих Луках.
Как это устроено
На данный момент компания изготавливает 9 разных моделей. Одна из самых популярных — «Чумон» — повторяет луки, из которых стреляли азиатские народы. Сейчас «Чумон» активно закупают жители Республики Тыва, которые используют его в национальных видах спорта. Кроме того, из-за небольшой длины (1,2–1,3 м) эту модель любят конные лучники.
Модель «Венгр» имеет форму, характерную для луков венгерского и монгольского типа, и позволяет стрелять с кольцом: на большой палец руки надевается перстень, с помощью которого натягивается тетива. Для участников соревнований по 3D-стрельбе (стрельбе по мишеням в виде настоящих животных) фабрика выпускает длинный лук «Луна», соответствующий требованиям регламента.
Кроме того, «Первая лучная» продает разборные модели, которые теоретически можно использовать для охоты. (Сейчас охота с луком не запрещена законодательно, но и не разрешена, поэтому любителей этого занятия нередко пытаются привлечь к ответственности.)
Для юных стрелков компания разработала две модели — «Скиф» и «Вождь», предназначенные для детей от 5 лет. Дмитрий считает, что чем больше таких луков они произведут и продадут, тем популярнее в будущем будет этот вид спорта. Фабрика также изготавливает учебно-тренировочный «Пионер», который подойдет начинающим спортсменам. Как и лыжи, лук подбирается по росту, поэтому каждая модель выпускается в нескольких размерах.
Основные породы дерева, которые используют при производстве, — это отечественные ясень и клен. Кроме того, фабрика работает с экзотическими и редкими породами древесины. В среднем на изготовление одного лука уходит 7–8 часов, так как процесс включает в себя склейку и неоднократную обработку изделия.
10% продукции «Первая лучная» изготавливает под заказ. Часто клиент просит сделать оригинальную рукоятку с радиальными вставками или придать ей анатомическую форму для удобства. В эстетических целях сотрудники компании используют прозрачный стеклоламинат и такие ценные породы древесины, как мореный дуб, орех, бубинга, сапеле.
Сейчас на фабрике в Великих Луках трудятся 4 человека. По словам Дмитрия, сложно найти людей, которые могут качественно работать руками. Основателям «Первой лучной» приходится тратить много времени на то, чтобы обучить своих сотрудников.
Фабрика реализует свои изделия как через собственный сайт, так и через торговые сети. Благодаря профессиональным знакомствам Дмитрия из его луков стреляют спортсмены не только из родного Петербурга, но и со всей России. Помимо этого, среди клиентов есть детские секции, тиры и ролевики, которые используют луки в играх.
Как уверяет основатель проекта, у них нет конкурентов на российском рынке. Другие производители работают только под заказ, в то время как фабрика Дмитрия изготавливает луки серийно и массово. Что касается азиатских производителей, то, как правило, их изделия проигрывают в качестве. Крупные производственные компании сращивают и восстанавливают древесину, а «Первая лучная» не обладает такими технологиями и вынуждена использовать только качественный материал. Кроме того, отечественные луки дешевле импортных, особенно в премиум-сегменте. Однако Дмитрий признает, что зарубежные производители выигрывают в отделке.
Доходы и расходы
На запуск фабрики потребовалось около 2 миллионов рублей, взятых из личных средств. Говорить о самоокупаемости предприятия пока рано. По словам создателей фабрики, деньги могут вернуться через несколько лет, если торговля будет идти хорошо.
Средняя стоимость базовых луков — 10–11 тысяч рублей, подростковые модели фабрика продает по 3500. Оборот компании составляет примерно 250–300 тысяч рублей в месяц.
Планы
Дмитрий рассчитывает, что через несколько месяцев фабрика будет продавать до 100 луков ежемесячно. Когда эта цель будет достигнута, можно будет задуматься о выходе на зарубежный рынок. Помимо этого, компания планирует заказывать аксессуары для лучников и продавать их под своим брендом.
«Каждый взрослый человек должен иметь свое хобби, которое помогает ему в различных трудностях и его поддерживает. Если человек чем-то искренне увлечен, то окружающие это чувствуют и возникает доверительное общение, которое и способствует рождению подобных проектов».
«Ее нужно тренировать и следовать ее советам. Я, например, своевременно вложил деньги в покупку оборудования до того, как начался кризис. Если бы я сделал это позже, потребовалось бы гораздо больше денег на запуск фабрики».
«Когда речь идет о товарах массового спроса, вам может помочь опыт других производителей. Если же вы выпускаете нишевые продукты, как это делаем мы, то приходится полагаться только на свои силы и возможности».