Айвазовский в Третьяковке, Спейси в «Девяти жизнях», «Артмоссфера» в Манеже

Лето подходит к своему завершению, а в Москве просыпается культурная жизнь. Самое время перемещаться из парков и веранд кафе в музеи и кинотеатры — особенно при таком разнообразии вариантов.

Понедельник, 29 августа

Фестиваль израильского кино

Самый короткий и самый интересный кинофестиваль уходящего лета

Современное кино в Израиле сейчас переживает неплохой период — на фествиале покажут в сумме девять фильмов, которые были отмечены призами на кинофестивалях по всему миру. Главным поводом для нынешнего фестиваля стало 25-летие установления дипломатических отношений между Россией и Израилем, но даже при такой официальной формулировке это хорошая возможность ознакомиться. Так, например, документальный фильм «Рабин — своими словами», рассказывающий печально известную историю жизни премьер-министра Израиля. В 1994 году Рабин получил Нобелевскую премию мира «за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке», а в 1995 году он был убит студентом юрфака и правым активистом Игалем Амиром.

«Питер Соул. You Better Call Saul»

Первая московская выставка нью-йоркского «плохого» художника

Питер Соул — один из главных представителей движения Bad Painting, «плохой живописи». Художники, которых критик Марша Такер отнесла к этому направлению, в 50-е и 60-е годы создавали произведения, в которых с легкостью смешивались самые расхожие клише и приемы, создавая альтернативную реальность, в которой Энди Уорхол в виде трехглавой гидры был лишь самым безобидным существом. В своих работах Питер Соул критикует поп-культуру и политику, а его работы сегодня, как ни удивительно, смотрятся по-прежнему свежо и злободневно.

«Тибетская книга мертвых»

Спиритуалитический перформанс в заброшенном депо

Василий Березин, актер и режиссер, участник «Неявных воздействий» Всеволода Лисовского, выпускник ГИТИСа, делает постановку в по-настоящему жутком месте — заброшенном депо Курского вокзала, где происходили страшные истории. Забавно выглядит список благодарностей: ОВД по Басманному району, РЖД, Московской школе нового кино и «Театр.doc». Один час без антракта.

Вторник, 30 августа

Специальный показ на «Стрелке»: Best of Shnit 2015

Лучшие короткометражки прошлого года

Shortfilmfestival появился в одно время с фестивалем Future Shorts в 2003 году, но почему-то менее известен в широких кругах. Так или иначе на «Стрелке» устраивают показ фильмов — победителей прошлого года из семи разных стран. Тут и фантастика из Франции («Реальность+»), и черная комедия из Канады («Смерть в шоколаде»), и психоделическая мультипликация из Нидерландов («Время отщепенца»). Показ должен был состояться на прошлой неделе, но его перенесли на 30 августа. Вход по регистрации.

Показ фильма «Берлин Вавилон»

Проект «Кино о городе» продолжается

В рамках совместного проекта Немецкого культурного центра Гёте и Высшей школы урбанистики в Саду им. Баумана покажут фильм «Берлин Вавилон». Масштабный проект, показывающий столицу Германии на стыке двух веков. Режиссер фильма Хубертус Зигерт специально для съемок поговорил со знаменитыми архитекторами (тогда еще мало кому известными Ремом Колхасом, Хельмутом Янгом и Хансом Кольхоффом) о том, как менялся город после падения Берлинской стены. Фильм будет показан на немецком языке с английскими субтитрами.

«Невидимая стена»

Уличное искусство в пространстве музея

На этой неделе в Москве открывается II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», основной площадкой которой станет главное здание Манежа. Там развернется инсталляция «Невидимая стена», соединяющая в себе работы 68 художников, большая часть из которых приехала из Европы и США. Это сложно назвать граффити — на деле речь о полноценном изобразительном искусстве, которое самое время включать в образовательные программы искусствоведов в вузах. 30 августа вход на выставку осуществляется по пригласительным, но со среды она начнет работать в штатном режиме.

«Артмоссфера Live»

Афтепати II Биеннале уличного искусства

Помимо выставочных работ фестиваль «Артмоссфера» устроил коллаборацию с Heineken Bar. Уже 30 августа можно будет посмотреть на то, как Aber, он же Андрей Бергер из First Graffiti Agency, оформил стены во дворе в стиле глитч и серо-зеленых тонах. За музыкальную часть в этот вечер отвечает Cheap Treasure, а также резиденты Heineken Bar Андрей Пирумов и Андрей Чагин. Вход свободный.

Где:

Heineken

Когда:

22.00

«Юбилей ювелира»

Тихий спектакль Константина Богомолова с Олегом Табаковым

В 2015-м Олегу Табакову исполнилось 80 лет; по такому случаю артист в лучших традициях старой школы самостоятельно подобрал для нового спектакля пьесу, в которой сыграл главную роль. Что характерно, выбор пал на психологическую драму «Юбилей ювелира», написанную британской актрисой Николой МакОлифф. Суперсилу спектакля составляет не только парадоксальный выход Табакова в роли готовящегося помирать старика (у 89-летнего героя обнаружен рак, жить ему остается месяц), но и режиссерский стиль Константина Богомолова, компенсирующий почти полную статику непрекращающимся крупным планом (над сценой — экраны; на сцене — операторы). В сумме — стерильный, аккуратный, чрезвычайно деликатный и тихий спектакль про жизнь, смерть и любовь.

Среда, 31 августа

«Эффект времени. Влияние русского авангарда на современную моду»

Графическое доказательство значения русского авангарда

Среди экспонатов здесь первые имена: Dries Van Noten и Василий Кандинский, Marni и Любовь Попова. Влияние русского авангарда на все мировое искусство прошлого века бесспорно, а для этой выставки куратор Еврейского музея и креативный директор ЦУМа решили сделать простой, но эффектный ход: поставить рядом живопись и графику авангарда и модели из последних коллекций знаменитых дизайнеров. Принты, орнаменты и цветочные мотивы переходят с картин на платья — что демонстрируют более 100 экспонатов.

«Твоя_игра»

Последние показы секретного спектакля для одного зрителя

Все, что должно быть известно о спектакле бельгийской команды Ontroerend Goed: на него пускают строго по одному — и это не страшно. Сеансы устраиваются каждый день, кроме понедельника, с 13.00 до 20.30 на 4-м этаже торгового центра «Цветной», а жанр обозначен как «интерактивный опыт для одного зрителя». Ответственность за затею взял на себя импресарио Федор Елютин, годом ранее запустивший один из самых интересных и успешных театральных проектов города «Remote Moscow».

Электронная библиотека: лекция Андрея Орлова

Музыкальная история простым языком

Проект Политехнического музея совместно с интернет-изданием Colta.ru продолжает цикл лекций о музыке. В эту среду Андрей Орлов расскажет о жанре library music, который был очень популярен в 60–70-х годах прошлого века. Преимущественно такую музыку использовали в радиопередачах и телепрограммах, а ее главными представителями во Франции были Делия Дербишир, Морт Гарсон, а Эннио Морриконе и Пьеро Умилиани — в Италии. Вход на лекцию по билетам, которые можно купить онлайн.

Когда

31 августа, 20.00

Где

Электронная гостиная Политехнического музея (просп. Мира, влад. 119, стр. 26)

Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения

Важнейшие произведения Айвазовского и неизвестные работы

Иван Константинович Айвазовский за 82 года жизни создал около 6000 работ. Выдающийся маринист, один из самых популярных русских художников, автор исторически значимых для искусства работ «Девятый вал», «Радуга», «Черное море» и «Волна» стал знаменитостью уже при жизни. Ретроспектива познакомит зрителей со всеми важнейшими произведениями Айвазовского и покажет неизвестные работы. Впервые зрители увидят ранее не выставлявшееся полотно из собрания Третьяковки «У берегов Кавказа». Выставка обещает стать настоящим хитом летнего сезона.

Mana Island

Московский инди-поп на английском языке

Неожиданно обретшая популярность группа Mana Island, которая стала чем-то вроде идеального независимого бойз-бенда, имеет на своем счету всего две EP, но уже вовсю выступает на больших московских площадках и даже мелькает на фестивалях. В последний день лета ребята устраивают большой концерт, а помогут им в этом их друзья и коллеги по цеху москвичи Sea Radio.

Лекция Льва Мановича «Городские алгоритмы: как «видеть» город XXI века»

Урбанистика нового поколения

Лев Манович — один из главных экспертов в изучении новых медиа, профессор Высшей школы Городского университета Нью-Йорка. На лекции в Библиотеке Достоевского он расскажет о том, что такое «городские данные» и как их можно использовать в современной урбанистике на примере проектов, которыми он занимается в своей лаборатории Software Studies. Вход на лекцию свободный.

Когда

31 августа, 20.30

Где

Библиотека им. Ф.М.Достоевского (Чистопрудный б-р, 23, стр. 1)

Четверг, 1 сентября

«Девять жизней»

Кевин Спейси превращается в кота

Режиссер фильмов «Люди в черном» и «Достать коротышку» Барри Зонненфельд снял семейную комедию о чересчур занятом миллиардере (Кевин Спейси), которого пришлось превратить в кота, чтобы тот проводил больше времени с семьей. Чудаковатого волшебника из кошачьего магазина играет Кристофер Уокен.

«Джейсон Борн»

Мэтт Деймон вернулся к роли суперагента с неясным прошлым

Мэтт Деймон снова машет кулаками и разбивает машины в роли суперагента Джейсона Борна — его герою обещают прояснить историю происхождения и поручить новую миссию. В этот раз на подхвате у Борна боевые девушки в исполнении Алисии Викандер в Джулии Стайлз. Мужской ансамбль дополняют Томми Ли Джонс и Венсан Кассель с винтовкой.

Выставка «Какое бывает время»

Наталия Монахова в поисках утраченного времени

Наталия Монахова хочет показать, что все изобретения цифровой эпохи — про тоску об уходящем времени: своей главной целью они ставят остановить момент. Поэтому по трем залам расставлены экспериментальные работы (снятые как на профессиональную камеру, так и на простой телефон), посвященные ностальгии. Три интервью с девушками из одного города, видео, смонтированное за время поездки в метро, а также кино, составленное по большому счету из пауз, укладываются в три зала и по факту представляют собой три эксперимента со временем, нарезанных из информационного потока.

«Бабушки»

Трогательный портрет уходящей натуры

Шесть молодых артисток безо всякого грима играют старух из сибирских деревень, демонстрируя высший пилотаж актерской наблюдательности. Постановка основана на реальных интервью с сельскими жительницами и полна аутентичных деталей вроде народных песен и тщательно скопированного говора. Один из самых успешных и любимых спектаклей «Практики».