«Это не забастовка. Проба сил»: что происходит с московским метрополитеном

16 августа 2023 в 18:40
Фото: Anadolu Agency/Getty Images
На днях стало известно, что сотрудники московского метрополитена массово уходят на больничный из‑за неоплачиваемых переработок. Триггером стала смерть их 28-летнего коллеги, который якобы уснул на рабочем месте и упал на рельсы. «Афиша Daily» поговорила с сотрудниками и разобралась в ситуации.

Массовые больничные и петиция

Более 300 сотрудников московского метро вышли на больничные из‑за переработок. Об этом говорится в заявлении независимого профсоюза работников метрополитена. «Поезда не выходят — не хватает машинистов. На линиях московского метро убирают подвижные составы обратно в депо. Нам стало известно, что вечером на Замоскворецкой линии высаживают пассажиров из‑за отсутствия смены машинистов», — сказано в посте. «Машинисты не будут терпеть вечные переработки. Поэтому они вынуждены защищать себя и свое здоровье», — подчеркнули в профсоюзе.

10 августа представители организации сообщили о смерти 28-летнего начальника путевой части 11: «Человек перерабатывал третьи сутки подряд — буквально уснул на ходу и упал на рельсы. Смертельный исход». Официальные источники об этом происшествии не сообщали.

В петиции к Сергею Собянину, опубликованной 27 июля, работники метро требуют повысить заработную плату машинистам. «В данный момент в метро происходит открытие множества новых станций, помимо этого наблюдается катастрофическая нехватка кадров, в связи с этим увеличивается объем работы у действующего персонала, в частности у машинистов электропоездов. Действующие кадры работают на износ, сказывается недостаток выходных, большое количество ночных смен, недостаток времени на отдых между сменами в сравнении с предыдущими годами, притом что объем работы увеличился. Приток новых кадров минимален, так как условия труда и заработная плата неактуальны и не соответствуют требованиям, предъявляемым к работе», — говорится в публикации. На данный момент петицию подписали более 1900 человек.

Что говорят сотрудники метрополитена

Действующий сотрудник метрополитена на условиях анонимности подтвердил «Афише Daily» информацию, приведенную в петиции: «Зарплата точно наших трудов не достойна, а золотых гор мы не просим. Кадров уже давно не хватает, в некоторых службах заставляют выходить в свой выходной, и человек от производства вообще не отрывается». Он уточнил, что работает машинистом эскалаторов и зарабатывает чуть больше 60 тысяч рублей в месяц, а «у помощниц и 40 не выходит». Машинист электропоезда рассказал, что получает около 120 тысяч, но «учитывая, как ************ [устаешь] и сколько требуют, зарплата маленькая. Почета и конкурентоспособности в ней нет. Курьер способен те же 100 заработать».

«Труд в этой организации сильно недооценен, — считает сотрудник метрополитена. — Плюс выходные периодически воруют, заставляя выходить, несмотря на график и вредностьСогласно приказу Минтруда, „при проведении работ в метрополитене на работников возможно воздействие вредных и опасных производственных факторов“.. Сказывается нехватка кадров, уже мало кто стремится устроиться в метро. Эта проблема есть уже давно. Много бригад, где по факту работает на треть меньше человек, чем необходимо. Мастера тоже часто остаются после работы на неопределенное количество часов. Там уйма всякого, что не устраивает людей, я и сам подумываю увольняться. Не такого ожидаешь от такой крупной и ценной инфраструктуры, пускай и государственной».

Еще один сотрудник поделился своим взглядом: «Условия труда не самые лучшие, народ уже бежит из организации. На одного человека в смену может обрушиться работа за четверых, причем это даже не поощряется, слова доброго сказать не могут. Начнешь возмущаться, завалят на экзамене — замкнутый круг. Человек с кредитом или ипотекой продолжает работать от безысходности. Молодых специалистов мало, так как те знают цену работе. Раньше шел сюда, как на праздник, но все изменилось, после того как пришли управленцы, которые эскалатора в жизни не видели». Другой, уже бывший, сотрудник рассказал, что «в течение семи лет брал больничные, только для того, чтобы отдохнуть, так как было четыре-пять выходных в месяц. Машинистом был».

Что говорят представители метрополитена и профсоюзы

На запрос «Афиши Daily» пресс-служба подземки ответила: «Информация о том, что машинисты Московского метрополитена массово ушли на больничный, — фейк. <…> Указанная информация не соответствует действительности и является клеветой в адрес метрополитена — процент больничных листов среди машинистов на протяжении многих лет находится на одном и том же уровне и не превышает среднестатистических значений». На дважды заданный вопрос о смерти 28-летнего начальника ПЧ-11 представители метрополитена ничего не ответили.

Опровергается новость и в канале другого, официального профсоюза работников метрополитена «Дорпрофжел». «Дорожная профсоюзная организация Московского метрополитена, объединяющая более 90% работников Московского метрополитена, рекомендует не реагировать на информацию из непроверенных источников. Московский метрополитен функционирует в штатном режиме и выполняет перевозку пассажиров. Все социальные обязательства перед работниками, закрепленные в коллективном договоре, выполняются в полном объеме» — говорится в посте. В этом тексте также дословно повторено несколько абзацев из ответа пресс-службы метро «Афише Daily». Комментарии под постом закрыты. Сотрудники метро сообщают, что их записывают в «Дорпрофжел» без их ведома, заставляя платить взносы. После написания заявления на выход из него «звонят с верхов, дают втык непосредственным руководителям, и заявление дальше не идет».

«Афиша Daily» обратилась к представителям независимого профсоюза работников метрополитена, который заявил о массовом выходе людей на больничный. Они ответили: «Это не забастовка. Проба сил». Три следующих письма с запросом на интервью они проигнорировали.

Расскажите друзьям