Гулять по Рождественской, Большой Покровской и смотреть авангард в Художественном музее
Если сравнивать поволжские города друг с другом, то Нижний Новгород — это такой поволжский Питер.
Подъемы и спуски, виды на воду, канатная дорога, которая возит тысячи туристов, а нижегородцы пользуются ею просто как городским транспортом, вкусная еда, ощущение какой‑то расслабленности, но при этом абсолютно непровинциальной, а столичной. Но столичной — интеллигентной, без спешки и с ощущением собственной ценности.
Нижний Новгород — город, соразмерный человеку и его амбициям. Если снять апартаменты на старой улице Рождественской с видом на пароходство, можно позавтракать с видом на фантастический рассвет, поработать и отправиться в галерею Futuro. Везде можно дойти пешком — удобное расположение и приятная осмысленная ограниченность достопримечательностей делают Нижний городом прогулок.
Главной прогулочной улицей считается Большая Покровская, но гулять можно практически везде: в Александровскому саду, по единственному круговому маршруту в стране по стенам кремля, считать ступени на Чкаловской лестнице и обойти все музеи.
Кстати, Нижегородский государственный художественный музей получил премию The Art Newspaper Russia как музей года — за кардинальное обновление, освоение новых тем и площадок — и стал первым региональным музеем, обладателем этой премии. Подборке его авангарда и осмысленности экспозиции могут позавидовать музеи Москвы и Петербурга.
В постоянной экспозиции — и Наталия Гончарова, и Михаил Ларионов, и Василий Кандинский, и Владимир Франкетти. Настоящая жемчужина коллекции — работа Николая Синезубова. С одной стороны холста — «Чаепитие» (1918–1919 года), а с другой — «Баррикада» тех же лет. Есть разные точки зрения, почему картины написаны на одном холсте. Изначально «Чаепитие» поступило в музей в 1921 году как одностороннее произведение, после реставрации в 1992–1993-м стало экспонироваться как двустороннее, но являющееся одним музейным предметом. Оборотная сторона, «Баррикады», известна под названием «Христос среди беспризорников».
Директор Нижегородского государственного художественного музея
Мы руководствуемся классической позицией на счет того, как должен развиваться академический музей, и стремимся сделать так, чтобы музей был интересен самым разным частям общества. С одной стороны, наша задача — сделать удивляющую и впечатляющую экспозицию, а с другой — удивлять, миксуя и совмещая классику и современность. И если классика часто воспринимается неоднозначно, а кто‑то считает ее и вовсе скучной, учитывая, что мы живем в эпоху активного развития искусственного интеллекта и нейросетей, то авангард становится настоящей находкой. В регионах тема собраний русского авангард на слуху, но не раскрыта в полной мере, как в Москве и Петербурге. Поэтому мы просто предлагаем публике открывать страницу за страницей мирового и русского искусства.
Недавно Нижегородский художественный музей и Пермская художественная галерея показали в столице Приволжья удивительную коллекцию деревянной скульптуры XVII — начала XX веков. Выставочный проект «Пермские боги» стал самым масштабным по количеству экспонатов в истории галереи.
Есть в Нижнем и менее популярные, но заслуживающие внимания музеи-квартиры: Максима Горького, чье имя долго носил город, и Андрея Сахарова.
Драматург, куратор, театральный критик
В Нижнем все ходят по Большой Покровской и ищут стрит-арт, смотрят на пакгаузы, в которых новая жизнь. Но мне хочется рассказать о двух музеях, которые теперь входят в топ моих любимых музеев мира. Они одни из лучших в стране, каждый из них сохраняет дух времени и создает эффект присутствия тех людей, которым они посвящены. Это люди очень разные, но их биографии рифмуются друг с другом. Эти люди были людьми абсолютно свободными и с трагическими судьбами — сейчас я говорю о музее-квартире академика Сахарова и Максима Горького. И хотя его творческий псевдоним больше не является названием этого города, личность Алексея Максимовича Пешкова много значит как для Нижнего, так и для русской культуры и понимания того, что происходило в России 100 лет назад. Эти два уникальных музея в разных частях города интересно друг друга дополняют. Их не стоит забывать среди прекрасных ресторанов и новых городских местечек.
И еще хочу сказать о двух улицах, которые рифмуются. Есть Большая Покровская — туда все приезжают, гуляют, там много исторических мест, она вся парадно напомажена. И почти параллельно ей под небольшим углом идет изумительная улица Ильинская. Она проходит вдоль всего центра — до нее пока еще не добрались рестораторы и туристические компании, а исторически и архитектурно она потрясающая и несет в себе живой дух города. И в этих улицах — завораживающая параллель между красивой витриной и огромными, еще не реализованными возможностями.
Из пешеходного центра стоит вызвать такси и отправиться в пакгаузы (самые упорные могут проделать этот путь по мосту через Оку).
Пакгаузы — это ажурные металлические конструкции, оставшиеся в городе после XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. После масштабных работ их открыли в 2022 году, превратив один — в выставочное, а другой — в концертное пространство. Теперь пакгаузы — это еще и функционально. Впрочем, концерт с видом на закат (стеклянная стена сцены концертного пакгауза открывает фантастический вид) — это прежде всего завораживающе красиво.
Пакгаузы получили много престижных премий за необычные архитектурные решения, сохраненную историю и как лучшее креативное пространство страны, среди которых — Russian Creative Awards, премия «Сделано в России» журнала «Сноб», а в независимой премии Innovative Public Interior победили сразу двух номинациях — «Лучший объект культуры» и «Выбор года».
В выставочном Пакгаузе открылась выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала». Основу экспозиции составляют произведения выдающихся художников авангарда: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой и многих других — всего более 200 произведений 80 художников, а экспонируют авангард как раннего, так и позднего периода, который никогда не видели жители европейской части России.
В 2019 году под открытым небом в сводах пакгаузов впервые прошел международный фестиваль искусств «Стрелка», который и послужил толчком к превращению бывших складов в культурные пространства. В этом году «Стрелка» пройдет с 2 по 11 июня.
Художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета, куратор международного фестиваля искусств «Стрелка»
Все началось с 2019 года, когда мы провели первый фестиваль «Стрелка». Тогда мне предложили с нуля сделать большой красивый фестиваль европейского уровня. Пакгаузы тогда представляли собой красивые железные конструкции XIX века. Сверху и сзади мы натянули брезент, а с боков ничего не натянули. В ответственный момент начался шторм, и дождь пошел справа налево. Все — и зрители, и музыканты — вымокли, но остались абсолютно счастливы.
Так возникла внятная концепция, которая совершенствовалась от года к году. Фестиваль «Стрелка» — это прежде всего история про классическую вокальную музыку в ее разных жанрах и разновидностях. Он просветительский и привлекает внимание новых слушателей к жанру оперы: мы предлагаем оперные гала-концерты с участием певцов первого уровня с одной стороны и концерты для продвинутых ценителей классической музыки — с другой. В этом году в программе и барочный оперный гала-концерт с участием солистов Нижегородской оперы Диляры Идрисовой, Яны Дьяковой. А Дмитрий Синьковский будет дирижировать, играть на скрипке и петь (Синьковский — контратенор).
Закрытие фестиваля же будет максимально эстетское: Синьковский будет дирижировать, а Наталия Ляскова, известная по работам в Перми, ныне солистка нашего театра, — петь «Шахерезаду» Равеля, также в программе исполнение «Блудного сына» Дебюсси.
Внутри фестиваля мы сыграем «Историю солдата» Стравинского, где текст будет читать Вениамин Борисович Смехов, а затем в программе — сольный концерт индийского пианиста-вирутоза Риса Консессао (фестиваль по-прежнему сохраняет международный статус). Будет и концерт с антологией неаполитанских песен, и очень красивый концерт одной из лучших сопрано в мире, Надежды Павловой, которая совместно с пианистом Алексеем Гориболем исполнит романсы Рахманинова, «Мадагаскарские песни» Равеля и «Песни кабаре» Шенберга. Кстати, интересно, что каждый из этих таких разных композиторов родился на год позже другого. И наша задача — показать абсолютно разный музыкальный язык этих героев-современников и то, как по-разному развивалась музыка в один и тот же период.
Если вы никак не попадаете на фестиваль, то приезжайте в Нижегородский театр оперы и балета, сейчас у нас идут три новые оперы. Это экспериментальная «Орфей и Эвридика», которая внезапно стала очень популярной у тинейджеров, она играется пакгаузах.
Кроме того, перенесли на нижегородскую сцену из Большого театра хитовую «Пиковую даму» Валерия Фокина, это такая ультрапетербургская история. И, конечно, «Кармен» режиссера Елизаветы Мороз, в которой партию Хосе исполняет Иван Гынгазов, а Кармен по очереди поют Наталия Ляскова (она же пела ее в Перми) и Екатерина Лукаш — очень разные и при этом совершенно замечательные. Отдельно надо упомянуть исполнение партии Микаэлы Венерой Гимадиевой, она дебютировала в этой партии на сцене нашего театра.
Есть и пить
Знакомство с местной кухней лучше начать с улицы Рождественской, где в старинных особняках расположились практически все именитые заведения города. На противоположной от кремля стороне расположился бар «Медные трубы» (Рождественская, 40), трижды получивший главную профессиональную барную премию Barproof Awards. Кстати, туда нужно записываться заранее и помнить, что, как и музеи, в понедельник этот бар не работает.
Предприниматель, автор и владелец канала «Сысоев FM»
Вообще, это довольно частая и распространенная тема, когда бары не работают в понедельник и вторник — не вижу здесь ничего удивительного. Команда «Медных труб» сегодня — самая сильная с точки зрения коктейлей в России. Их джины — самые классные по аромату и по вкусу. Я лично никак не связан с этим проектом, но очень его люблю и восхищаюсь — и прямо через три часа лечу в Нижний, пробовать локальный джин, который запустят в массовое производство.
Еще один мой любимый проект — «ТТ Bistro», это хорошее бистро с французским акцентом и местными ингредиентами. Его делает довольно взрослый шеф-повар, который умудрился четко воспроизводить французские техники, выбирая при этом недорогие ингредиенты.
Кстати, джин, о котором говорит Александр Сысоев, можно привести как оригинальный городской сувенир. А попробовать его можно не только в самих «Медных трубах», но и в титулованном ресторане Yale.
Поможет сориентироваться в заведениях Нижнего недавно изданный гид Great List. Мы же рекомендуем за волжской кухней отправиться в рестораны «Пяткин» и «Безухов», с последним, кстати, в одном здании находится галерея Futuro.
Yale (Рождественская, 30) — это лепнина XIX века, фрески с экзотическими птицами, обнаженный кирпич. Все это сочетается с современной волжской кухней и локальными продуктами.
Во время фестиваля «Столица закатов» каждую летнюю субботу улица Рождественская становится пешеходной: гостей ждут террасы ресторанов и фуд-траки, дегустационные сеты, развлекательная программа и гастрономические открытия.
Шеф-повар ресторанов Yale и Mitrich
Я считаю так: где родился, там и пригодился, поэтому никогда не хотел развивать свою карьеру в другом месте. Но если говорить серьезно, Нижегородский край очень богат на продукты: здесь огромные леса и реки, широкие поля и при этом чернозем — все это говорит о том, что наша земля плодородна и здесь есть и дичь, и рыба, и овощи, и корнеплоды, и другие фермерские продукты.
И несмотря на то, что люди часто смотрят на регионы скептически с точки зрения высокой кухни, мне кажется, что будущее именно за ними. Мне нужно ровно 30 минут, чтобы купить у бабушки на рынке редиску и адаптировать ее для подачи или использовать рыбу, которая еще с утра плавала в реке. А не это ли основная задача шеф-повара — передать чистоту продукта и его вкус? Например, мы в ресторане Yale не используем авокадо, руколу, тунца и другие заморские продукты, но используем наши продукты.
Что касается нижегородской кухни, то, на мой взгляд, она существует, но сделать так, чтобы традиционные блюда Нижегородского края попали на тарелку гостя, довольно сложно. Поэтому я беру нижегородские продукты и готовлю их так, как я это вижу, и так, как я сделал бы это, если бы жил несколько веков назад.
У нас я рекомендую попробовать чебуреки с мясом кабана, холодец из телячьих щек с пастилой из хрена и икрой щуки, тартар из арзамасской утки с муссом из жареного лука, филе оленя с рагу из сморчков, кулебяку с копченой стерлядью и щавелевый пирог с мороженым из вареной сгущенки — все они приготовлены из местных продуктов.
Открытость к хвостатым друзьям
Нижний — хорошая идея для тех, кто хочет взять с собой в короткое путешествие питомца. В «Ласточках» есть вагоны, в которых можно ездить с собакой (необходимы намордник, переноска и билет для собаки), а отели идут навстречу четверолапым гостям: так, корреспондент «Афиши Daily» забронировала номер в одном из сетевых отелей и, позвонив на ресепшен, узнала, что за доплату в 1500 рублей может жить вместе со своей меховой подругой. В итоге в номер принесли миску для воды, воду и пеленку.
Билет на собаку плюс доплата за отель оказались практически равны стоимости догситтера в Москве. А удовольствие от совместного путешествия — бесценно (совет работает, если собака воспитанна, ничего не портит и не превратит 4 часа поездки на «Ласточке» в ад для хозяина и его соседей).
Многие рестораны и бары в Нижнем также приветствуют гостей с питомцами, как и галереи современного искусства, а набережные — идеальное место для совместных променадов и пробежек.
Закаты и Ока
Нижний — это фестиваль «Столица закатов», который длится все лето, поэтому в городе интересно в любые выходные. Каждый может найти что‑то для себя: гастрооткрытия, музыка, концерты в «Ракушке» Александровского сада, где этим летом сыграют Федук, Zoloto и много джаза.
Таня Ткачук, солистка и основательница
Первый раз мы играли в Нижнем Новгороде на огромном фестивале у Чкаловской лестницы. Наверное, это был год 2015-й. Я тогда впервые выступала перед такой большой толпой. Мне это навсегда запомнилось: река, закат, наша музыка и лестница, полностью забитая людьми. Вообще Нижний Новгород — один из моих любимых городов России, мне нравится, что он холмистый и солнечный, современный и с сохраненными древностями. А еще в Нижнем много хороших ресторанов, а поесть я люблю.
Нижний — город, в котором чувствуется жизнь: на набережной, в кремле и на секретных пляжах, дорогу к которым, впрочем, щедро покажут местные.
Лайфхак от редактора «Афиши Daily». Летом здорово отправиться на затон 25 лет Октября и искупаться в Оке. Там есть благоустроенный пляж с модными лежаками и без малейшей возможности зайти в воду, потому что вход — болото. А за зарослями — дикий, с чистейшей водой и видом на затопленный корабль и симпатичные припаркованные яхты.
И тут вспоминается черногорский Тиват. Воспроизвести точные координаты практически невозможно, но нижегородцы охотно рассказывают про него, и через 20 минут лазанья по зарослям и обожженных не раз ног этот пляж легко обнаруживается.
Драматург, куратор, театральный критик
Нижний Новгород я бы сравнил с Золушкой: долгие годы он был сначала закрытым городом, потом городом, где довольно долго равнодушно относились как к внешнему виду, так и к репутации. Горький был такой промышленной рабочей лошадкой. А потом вдруг появились даже не средства (а и средства тоже, но попозже), но главное — амбиции и самомнение. Город вспомнил, что он один из нескольких третьих столиц России, и теперь занял это место по праву — и в смысле культуры и развития, и в смысле новых урбанистических идей. Теперь это почетное третье место в иерархии российских городов. В Нижнем появились накопленные годами скрытые до поры здоровые амбиции, которые легли на огромные возможности этого города.
Словом, это такая Золушка, которая вдруг оказалась принцессой. Вдруг стерлись случайные, уродующие город черты, и оказалось, что Нижний прекрасен во многих отношениях. В нем есть природная драматургия и драматизм, которые проявляются в изрезанности оврагами и пейзажами. Приезжему требуется время, чтобы разобраться в поворотах топографического сюжета Нижнего, который рифмуется с историческим сюжетом этого города.
Но если Нижнему это время дать, он ответит взаимностью и влюбит в себя навсегда.