Архитектор-исследователь, выпускник программы «Архитекторы.рф»
В 2020 году я вместе с группой коллег участвовал в архитектурном конкурсе на две станции московского метро: «Кленовый бульвар-2» (Бирюлевская линия) и «Проспект Маршала Жукова» (Рублево-Архангельская линия). После этого я стал смотреть на архитектуру метрополитена под новой оптикой. Сразу скажу, что дизайн всех станций БКЛ находится на довольно высоком уровне.
«Рижская»
Открыта 1 марта 2023 года. Автор проекта — Blank Architects
Место у метро «Рижская» — историческое и знаковое: когда‑то здесь, на Крестовской заставе, располагался один из въездов в Москву. Теперь вместо Камер-Коллежского вала площадь пересекает Третье кольцо, но разница между внутренней и внешней его стороной все еще хорошо видна: с одной стороны старая Москва, с другой — железная дорога и промышленные здания. Поэтому бюро выбрало концепцию «Ворота в город», а главным декоративным элементом — арки.
«Это один из самых запоминающихся образов БКЛ. В наполненном светом вестибюле смешалось сразу несколько мотивов: городские ворота, правдивость архитектуры (на путевых стенах можно увидеть открытые черные чугунные тюбинги, то есть кольца, из которых собирают тоннели) и мультимедиа (изогнутый экран на потолке). Я бы отметил:
- световые приемы, игру отражения, которая визуально создает дополнительное измерение станции;
- качественно сделанные элементы, стыки и узлы — отдельный вид удовольствия для архитекторов;
- встроенные и хорошо интегрированные скамейки;
- кастомизированные и вмонтированные информационные таблички.
Не понравилось, что изогнутый экран, на котором крутят рекламу, закрывает перспективу станции, которая и так не отличается длиной. Перспектива — это очень важно для вестибюлей метро».
«Воронцовская»
Открыта 7 декабря 2021 года, главный архитектор — Александр Вигдоров
Интерьер станции вдохновлен космосом, но объяснение этой концепции довольно путаное. Рабочее название станции — «Калужская» (нынешнее выбрали на сайте «Активный гражданин» уже после начала работы над проектом), а в Калуге жил и работал основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский. Потолок платформы состоит из 11 600 алюминиевых «тарелок», которые имитируют Млечный Путь. Ломаные серые колонны должны напоминать о метеоритах, а полоцкий мрамор из российских карьеров — о звезде Сириус. Впервые в истории московского метро в отделке станции использовали кварцевый агломерат — искусственный камень, который отличился своей износоустойчивостью в экспериментах.
«Два ряда колонн сложной интересной формы, стилизованные под бетон, контрастируют с серебристым потолком, который собран из тысяч металлических круглых печаток. Ощущение, что колонны — это продолжение воображаемого модернистского советского здания наверху. Приятная и запоминающаяся станция с эффектной перспективой, думаю, жители района полюбят ее».
«Нагатинский Затон»
Открыта 1 марта 2023 года, авторы проекта — бюро Za Bor Architects
Пожалуй, самая узнаваемая станция БКЛ. Нагатинский затон — это речной залив, и образ, который использовали архитекторы, здесь крайне логичен — рыбы Московского региона. Мозаичные панно из гранита выполнены предельно реалистично. Станция стала своего рода музеем, посвященным речным обитателям. Той же темы придерживается и павильон: его потолок выполнен в виде гигантских золотистых чешуек.
«Я познакомился с этой станцией на стадии концептуального проекта, и тогда идея с огромными рыбами на стенах вестибюля вызвала противоречивые чувства. Но сейчас, увидев ее вживую, я могу сказать, что это решение мне нравится. У меня были вопросы к качеству мозаики, но художники сказали мне, что при таких масштабах некоторые огрехи допустимы. Советская мозаика в метро, конечно, задала очень высокий уровень. Мне не хватило хотя бы минимальных информационных табличек под рыбами. Я совсем не разбираюсь в окунях и карпах, так что все еще не знаю, как называется синеватая рыба, которая понравилась мне больше всего».
«ЦСКА»
Открыта 26 февраля 2018 года, генеральный проектировщик — «Мосинжпроект»
Цвета клуба «ЦСКА» — красный и синий — стали на станции основными. На потолке можно увидеть плафоны, посвященные спорту, они выполнены в технике цифрового коллажа с элементами живописи, фотографии и компьютерной графики и напечатаны на алюминиевых панелях. Также здесь установлены бронзовые скульптуры, прообразами для которых стали спортсмены ЦСКА: лыжник Николай Панкратов, баскетболист Виктор Хряпа, хоккеист Денис Денисов и футболист Всеволод Бобров.
«Московское метро пополнилось еще одной станцией, посвященной спортивному клубу (уже есть „Спартак“, „Динамо“ и „Локомотив“, это четвертая). Здесь меня радует обилие скульптур, но вызывает вопросы цветовое решение».
«Савеловская»
Открыта 30 декабря 2018 года, генеральный проектировщик — «Мосинжпроект»
Строгая станция из белого и серого мрамора и черного гранита сделана в цвет Серпуховско-Тимирязевской линии, на которую с нее можно пересесть. Самая выразительная деталь здесь — голые внутренности тоннеля, покрытые прозрачными панелями.
«Это одна из самых глубоких (65 метров, это высота 20-этажного дома) и, соответственно, сложных для строительства станций. Еще один пример честной и правдивой архитектуры метро. Полукруглые тюбинги на путевых стенах и их фрагменты в оформлении вестибюля вызывают интерес к технической стороне строительства. Пассажир, ожидая свой поезд, может представить, как сложно и ресурсозатратно строительство каждой новой станции».
«Аминьевская»
Открыта 7 декабря 2021 года, генеральный проектировщик — «Мосинжпроект»
Эта станция запоминается благодаря потолку в виде волн-барханов с рассыпанными по ним светильниками. Темно-коричневые прямоугольные колонны из гранита выделяются на фоне пола, выполненного из полированного серого гранита.
«Красивый пример деконструкции в интерьере вестибюля метро. Главный акцент — это реечный потолок, похожий на изрезанную линиями вершину дюны в пустыне. Он смонтирован под углом и создает завораживающую перспективу, а еще появляется иллюзия, что черные колонны тоже немного скошены».
«Давыдково»
Открыта 7 декабря 2021 года, генеральный проектировщик — «Мосинжпроект»
Оформление этой станции посвящено работникам МЧС: здесь использованы фирменные цвета службы, спасателей можно увидеть на барельефах из архитектурного бетона и панно, выполненных в технике печати по стеклу.
«Рядом со станцией находится Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС, и это определило ее оформление. Она обильно декорирована барельефами, на которых тушат пожары, разминируют минные поля, кого‑то несут на носилках в вертолет. Но их довольно сложно разглядеть, потому что платформы слишком узкие. Хочется выделить свежий оранжевый цвет стены, которая разделяет платформы».
«Нижегородская»
Открыта 20 февраля 2023 года, генеральный проектировщик — «Мосинжпроект»
Заммэра Марат Хуснуллин называл «Нижегородскую» самой сложной станцией московского метро и единственной в своем роде в Европе. Она принимает поезда сразу двух линий — Некрасовской и Большой кольцевой. По сторонам станции проложены однопутные тоннели шириной шесть метров, а в центре находится еще один, двухпутный — его ширина 10 метров. Таким образом, на две платформы одновременно могут приходить четыре поезда, а поменять ветку можно, пройдя пару шагов. В дизайне «Нижегородской» отражен образ конструктора лего. Станцию поделили на части с помощью цвета, чтобы помочь пассажирам ориентироваться.
«Этой станции уходит приз за самые удобные переходы на другую ветку и МЦК. Хороший проект комфортного и продуманного транспортного узла».
«Кунцевская»
Открыта 7 декабря 2021 года, генеральный проектировщик — «Мосинжпроект»
Теперь в Москве четыре станции «Кунцевская». Две на Филевской и Арбатско-Покровской линиях, третья на МЦД-1 «Одинцово — Лобня», четвертая — на БКЛ. Все поверхности — пола, стен и потолков — имитируют античную мозаичную технологию терраццоПлитка на основе цемента и мраморной крошки. в светло-сером оттенке.
«Монументальная станция, которая отделана одним материалом — серым терраццо. Цельный индустриальный образ поддерживают огромные круглые светильники, которые напоминают световые окна. Такая брутальная архитектура на любителя, но я считаю, в палитре БКЛ должна быть подобная станция».
«Терехово»
Открыта 7 декабря 2021 года, автор проекта — Buromoscow
Как пишет Buromoscow, победившее в конкурсе проектов, своей основной задачей они поставили «создание легкого, наполненного воздухом и светом подземного пространства». Сейчас можно признать, что это им удалось. Архитектура станции и наземных павильонов отсылает к историческим интерьерам московского метро. В оформлении использованы классические детали: каннелюры, кессоны, колоннады в современной минималистической интерпретации. На колоннах напечатаны абстрактные силуэты обычных людей, как когда‑то использовали образы рядовых рабочих и колхозниц.
«Одна из самых тонких и эстетичных станций БКЛ, которая деликатно сочетает в себе противоречивые мотивы. Лично мне больше всего понравилось сочетание бетонных стен с деревянными буквами в названии станции. Вопросы вызвали люстры, которые будто перекочевали из офисных интерьеров».