Архитектура

Самые красивые здания России, построенные на волне увлечения космосом

23 февраля 2023 в 16:28
Фото: Elizaveta Becker/Getty Images
Тема космоса была смыслообразующей в советской культуре 1960-1980-х годов. Под ее влиянием находились не только кино, литература и изобразительное искусство, но и архитектура. «Афиша Daily» рассказывает, что такое космическая архитектура и показывает самые впечатляющие ее примеры.

Что общего в зданиях, которые создавались под влиянием покорения космоса?

В них мы видим насыщенные глубокие тона, асимметричную планировку, абстрактную геометрию, необычные округленные или подчеркнуто строгие прямоугольные формы, разную этажность, огромные стекла-витрины, окна-иллюминаторы, стены из алюминия и железобетона. Благодаря этому здания напоминают инопланетные корабли из фантастических фильмов. Их мы и причисляем к объектам космической архитектуры на Земле (не путать с объектами, которые строят в космическом пространстве, например, МКС).

Исследователей заинтересовали такие архитектурные проекты. Французский публицист и фотограф Фредерик Шобен в 2011 году сделал альбом «Cosmic Communist Constructions Photographed» («Космические постройки коммунистов в фотографиях»). Он запечатлел 90 архитектурных объектов, которые расположены в 14 республиках бывшего СССР. А российский архитектор Владимир Иванов в 2017 году выпустил книгу «Архитектура, вдохновленная космосом. Образ будущего в позднесоветской архитектуре», в которой собрал 60 «космических» зданий на территории стран бывшего СССР. Благодаря этим исследователям у нас есть фотографии, воспоминания и анализ этих объектов.

Есть пережитки Советского Союза, которые кажутся декорациями для фильмов, так и не вышедших на экран, потому что они никогда не были сняты. Коллекция буйных композиций, колеблющихся между дерзостью и глупостью. Расположенные в глуши, без контекста или норм, некоторые из этих зданий действительно выдающиеся. <…> Их определяющие характеристики? Они эстетические аутсайдеры в океане серого.

Самые интересные примеры космической архитектуры в России

Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики

Санкт-Петербург, 1973–1987, архитекторы Станислав Савин и Борис Артюшин

Особенности: в ЦНИИ РТК занимаются разработкой робототехники для космической и других отраслей. Институт создавал системы для кораблей «Буран» и «Союз», орбитальной станции «Салют».

Архитектура: ЦНИИ РТК — это комплекс зданий, но мы обращаем внимание в первую очередь на его доминанту. Это башня в виде серого бетонного тюльпана высотой почти 105 метров (вместе с антенной). Внутри она полая и представляет собой металлический каркас с закрепленными на нем панелями. Именно в этом здании расположена лаборатория для испытания систем мягкой посадки космических кораблей и стенды для исследования разрабатываемых объектов. Острые ребра контрольно-испытательной станции придают ей космический вид. Более того, она расположена на небольшой возвышенности, из‑за чего с некоторых ракурсов похожа на взлетающую ракету.

Второе сооружение — это основной корпус из четырех этажей. На него совсем не обращаешь внимания, когда проходишь мимо. Остекление по всему периметру и его плавная форма контрастируют с башней. Однако если обойти здание, то можно увидеть двухэтажный выступ, похожий на нос космического корабля, нависающий над землей благодаря тонким колоннам.

Короткий фильм Молодежного центра Эрмитажа о ЦНИИ робототехники и технической кибернетики

Президиум Российской академии наук (в народе — «Золотые мозги»)

Москва, 1974–1990, руководил строительством архитектор Юрий Платонов

Особенности: говорят, что один из идеологов советской космической программы, физик Мстислав Келдыш, внес свою лепту в проект будущего Президиума РАН. В справочнике «Москва: Архитектура советского модернизма 1955–1991 гг.» Анны Броновицкой и Николая Малинина говорится, что Келдыш собственноручно выполнил эскизы структуры декоративного завершения башни из золотистого металла, символически воплотив в нем эстетические образы будущих межгалактических полетов и прогресса электронно-вычислительной техники.

Архитектура: 22-этажное здание напоминает огромный космический корабль-трансформер или целую орбитальную станцию из будущего. Это монументальное строение из стекла и мрамора, одетое в непривычный глазу золотистый цвет. Зеркальные стекла преломляют и отражают свет даже в пасмурную погоду, поэтому здание всегда как бы сияет, и его видно издалека.

Группа Lovanda сняла клип на песню «Венера» в здании Президиума РАН и на его фоне

Казанский государственный цирк

Казань, 1965–1967, архитектор Геннадий Пичуев

Особенности: в СССР хорошо знали и почитали бразильского архитектора Оскара Нимейера. Он создавал будто бы внеземные объекты: парящие над землей летающие тарелки или космические корабли, готовые взлететь. Купольная и чашеобразная конструкция Казанского цирка была вдохновлена его работами и, конечно же, советским активным освоением космоса.

Казанский институт экспериментальной эстетики «Прометей» специально для этого здания разработал систему умного света. Освещение менялось в зависимости от погодных условий и времени суток.

Архитектура: первый цирк в СССР, построенный в стиле космической архитектуры — после него подобные создавали в южных регионах страны. Это монолитное здание образовано двумя чашами из железобетона, которые соединены без стыков. В нем нет внутренних опор, несмотря на внушительные размеры: в высоту 23 метра, диаметр 65 метров. Ученые-механики Казанского физико-технического института вынесли экспертное заключение, что эта конструкция не обрушится — и оказались правы. Цирк работает здесь по сей день.

Пионерский лагерь для трудных подростков «Прометей»

Ленинградская обл., пос. Богатыри, остров Лисий, 1975–1985, архитекторы — группа студентов научно-экспериментальной лаборатории Ленинградского инженерно-строительного института М.Хидекель, О.Романов, И.Деменов, Е.Мелещенко, В.Антипин, Б.Рудо.

Особенности: эта группа студентов участвовала в проекте «Союз — Аполлон». Архитекторы работали над идеей домов на Луне, состоящих из земных материалов. Нужно было продумать проект так, чтобы строительные материалы можно было сжать в модуль, а на месте раскрыть и трансформировать в жилые и рабочие отсеки. Эти наработки они использовали не в космосе, а в Ленинградской области. Они размышляли, как крепить здания на лунный грунт, и в итоге это помогло в размещении сооружений на болотистой карельской местности. Постройки возводили сами воспитанники лагеря, это была часть педагогической методики социальной адаптации. В «Прометее» в 1983 году сняли фильм о трудных подростках «Пацаны».

Архитектура: все сооружения в лагере построены из дерева с асимметричными многощипцовыми крышами. Окна здесь самые разные: от небольших круглых до огромных неправильной формы или прямоугольных в пол. В фантастических фильмах мы часто видим панорамное остекление космических кораблей. Больше всего на нечто неземное похожа баня: это двухэтажный инопланетный корабль с иллюминаторами. Уже больше десяти лет лагерь заброшен, деревянные постройки находятся в аварийном состоянии.

Дом «Футуро» (в народе — «тарелка»)

Карачаево-Черкесская Республика, Домбай, 1969, архитектор Матти Сууронен

Особенности: эту «тарелку» Домбаю подарил финский президент Урхо Кекконен, который был впечатлен путешествием по Кавказу. Она находится на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2500 метров, доставляли ее туда вертолетом. Кстати, это не единственный такой объект в мире, а целая серия «Футуро», разработанная финским архитекторов Матти Сууроненом. Всего было выпущено около 100 подобных сооружений, а в России их два: на Домбае и в Краснодаре (раньше там было кафе, сейчас здание заброшено). Сууронен, как и многие деятели культуры в те годы, был вдохновлен освоением космоса.

Архитектура: это сплюснутый сверху и снизу шар высотой всего 4 метра и диаметром 8 метров. Овальные иллюминаторы и внутренние двери, люк с трапом, который опускается вниз, — все это напоминает НЛО из научной фантастики. Легкость («тарелка» сделана из износостойкого пластика светло-серого цвета), разборная конструкция (16 пластиковых панелей, 16 окон и стальные опоры) — это важные факторы при постройке настоящего инопланетного жилья. Что‑то подобное нам понадобится, когда мы будем жить на Марсе.

Космическая архитектура за пределами России

Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, в настоящее время принадлежит Банку Грузии и используется им как офисное здание

Во многих странах бывшего СССР мы можем увидеть постройки, напоминающие космические корабли и поселения. Например, парящее над землей Министерство автомобильных дорог в Тбилиси (дата постройки — 1975 год) или спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна в Ереване (1983 год).

Расскажите друзьям