Что общего в зданиях, которые создавались под влиянием покорения космоса?
В них мы видим насыщенные глубокие тона, асимметричную планировку, абстрактную геометрию, необычные округленные или подчеркнуто строгие прямоугольные формы, разную этажность, огромные стекла-витрины, окна-иллюминаторы, стены из алюминия и железобетона. Благодаря этому здания напоминают инопланетные корабли из фантастических фильмов. Их мы и причисляем к объектам космической архитектуры на Земле (не путать с объектами, которые строят в космическом пространстве, например, МКС).
Исследователей заинтересовали такие архитектурные проекты. Французский публицист и фотограф Фредерик Шобен в 2011 году сделал альбом «Cosmic Communist Constructions Photographed» («Космические постройки коммунистов в фотографиях»). Он запечатлел 90 архитектурных объектов, которые расположены в 14 республиках бывшего СССР. А российский архитектор Владимир Иванов в 2017 году выпустил книгу «Архитектура, вдохновленная космосом. Образ будущего в позднесоветской архитектуре», в которой собрал 60 «космических» зданий на территории стран бывшего СССР. Благодаря этим исследователям у нас есть фотографии, воспоминания и анализ этих объектов.
Есть пережитки Советского Союза, которые кажутся декорациями для фильмов, так и не вышедших на экран, потому что они никогда не были сняты. Коллекция буйных композиций, колеблющихся между дерзостью и глупостью. Расположенные в глуши, без контекста или норм, некоторые из этих зданий действительно выдающиеся. <…> Их определяющие характеристики? Они эстетические аутсайдеры в океане серого.
Самые интересные примеры космической архитектуры в России
Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики
Санкт-Петербург, 1973–1987, архитекторы Станислав Савин и Борис Артюшин
Особенности: в ЦНИИ РТК занимаются разработкой робототехники для космической и других отраслей. Институт создавал системы для кораблей «Буран» и «Союз», орбитальной станции «Салют».
Архитектура: ЦНИИ РТК — это комплекс зданий, но мы обращаем внимание в первую очередь на его доминанту. Это башня в виде серого бетонного тюльпана высотой почти 105 метров (вместе с антенной). Внутри она полая и представляет собой металлический каркас с закрепленными на нем панелями. Именно в этом здании расположена лаборатория для испытания систем мягкой посадки космических кораблей и стенды для исследования разрабатываемых объектов. Острые ребра контрольно-испытательной станции придают ей космический вид. Более того, она расположена на небольшой возвышенности, из‑за чего с некоторых ракурсов похожа на взлетающую ракету.
Второе сооружение — это основной корпус из четырех этажей. На него совсем не обращаешь внимания, когда проходишь мимо. Остекление по всему периметру и его плавная форма контрастируют с башней. Однако если обойти здание, то можно увидеть двухэтажный выступ, похожий на нос космического корабля, нависающий над землей благодаря тонким колоннам.
Президиум Российской академии наук (в народе — «Золотые мозги»)
Москва, 1974–1990, руководил строительством архитектор Юрий Платонов
Особенности: говорят, что один из идеологов советской космической программы, физик Мстислав Келдыш, внес свою лепту в проект будущего Президиума РАН. В справочнике «Москва: Архитектура советского модернизма 1955–1991 гг.» Анны Броновицкой и Николая Малинина говорится, что Келдыш собственноручно выполнил эскизы структуры декоративного завершения башни из золотистого металла, символически воплотив в нем эстетические образы будущих межгалактических полетов и прогресса электронно-вычислительной техники.
Архитектура: 22-этажное здание напоминает огромный космический корабль-трансформер или целую орбитальную станцию из будущего. Это монументальное строение из стекла и мрамора, одетое в непривычный глазу золотистый цвет. Зеркальные стекла преломляют и отражают свет даже в пасмурную погоду, поэтому здание всегда как бы сияет, и его видно издалека.
Казанский государственный цирк
Казань, 1965–1967, архитектор Геннадий Пичуев
Особенности: в СССР хорошо знали и почитали бразильского архитектора Оскара Нимейера. Он создавал будто бы внеземные объекты: парящие над землей летающие тарелки или космические корабли, готовые взлететь. Купольная и чашеобразная конструкция Казанского цирка была вдохновлена его работами и, конечно же, советским активным освоением космоса.
Казанский институт экспериментальной эстетики «Прометей» специально для этого здания разработал систему умного света. Освещение менялось в зависимости от погодных условий и времени суток.
Архитектура: первый цирк в СССР, построенный в стиле космической архитектуры — после него подобные создавали в южных регионах страны. Это монолитное здание образовано двумя чашами из железобетона, которые соединены без стыков. В нем нет внутренних опор, несмотря на внушительные размеры: в высоту 23 метра, диаметр 65 метров. Ученые-механики Казанского физико-технического института вынесли экспертное заключение, что эта конструкция не обрушится — и оказались правы. Цирк работает здесь по сей день.
Пионерский лагерь для трудных подростков «Прометей»
Ленинградская обл., пос. Богатыри, остров Лисий, 1975–1985, архитекторы — группа студентов научно-экспериментальной лаборатории Ленинградского инженерно-строительного института М.Хидекель, О.Романов, И.Деменов, Е.Мелещенко, В.Антипин, Б.Рудо.
Особенности: эта группа студентов участвовала в проекте «Союз — Аполлон». Архитекторы работали над идеей домов на Луне, состоящих из земных материалов. Нужно было продумать проект так, чтобы строительные материалы можно было сжать в модуль, а на месте раскрыть и трансформировать в жилые и рабочие отсеки. Эти наработки они использовали не в космосе, а в Ленинградской области. Они размышляли, как крепить здания на лунный грунт, и в итоге это помогло в размещении сооружений на болотистой карельской местности. Постройки возводили сами воспитанники лагеря, это была часть педагогической методики социальной адаптации. В «Прометее» в 1983 году сняли фильм о трудных подростках «Пацаны».
Архитектура: все сооружения в лагере построены из дерева с асимметричными многощипцовыми крышами. Окна здесь самые разные: от небольших круглых до огромных неправильной формы или прямоугольных в пол. В фантастических фильмах мы часто видим панорамное остекление космических кораблей. Больше всего на нечто неземное похожа баня: это двухэтажный инопланетный корабль с иллюминаторами. Уже больше десяти лет лагерь заброшен, деревянные постройки находятся в аварийном состоянии.
Дом «Футуро» (в народе — «тарелка»)
Карачаево-Черкесская Республика, Домбай, 1969, архитектор Матти Сууронен
Особенности: эту «тарелку» Домбаю подарил финский президент Урхо Кекконен, который был впечатлен путешествием по Кавказу. Она находится на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2500 метров, доставляли ее туда вертолетом. Кстати, это не единственный такой объект в мире, а целая серия «Футуро», разработанная финским архитекторов Матти Сууроненом. Всего было выпущено около 100 подобных сооружений, а в России их два: на Домбае и в Краснодаре (раньше там было кафе, сейчас здание заброшено). Сууронен, как и многие деятели культуры в те годы, был вдохновлен освоением космоса.
Архитектура: это сплюснутый сверху и снизу шар высотой всего 4 метра и диаметром 8 метров. Овальные иллюминаторы и внутренние двери, люк с трапом, который опускается вниз, — все это напоминает НЛО из научной фантастики. Легкость («тарелка» сделана из износостойкого пластика светло-серого цвета), разборная конструкция (16 пластиковых панелей, 16 окон и стальные опоры) — это важные факторы при постройке настоящего инопланетного жилья. Что‑то подобное нам понадобится, когда мы будем жить на Марсе.
Космическая архитектура за пределами России
Во многих странах бывшего СССР мы можем увидеть постройки, напоминающие космические корабли и поселения. Например, парящее над землей Министерство автомобильных дорог в Тбилиси (дата постройки — 1975 год) или спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна в Ереване (1983 год).