Глобальные изменения климата

Города мира, которые тонут прямо сейчас. Как их спасают?

18 февраля 2023 в 19:00
Глобальные изменения климата влияют на мир прямо сейчас, и огромные города на наших глазах уходят под воду. Но что с этим делают власти государств? «Афиша Daily» рассказывает, как в Италии, Индонезии, США и других странах пытаются побороть затопление.

Что ждет прибрежные города в 2100 году?

Пытаясь ответить на этот вопрос, компания The Swiftest под руководством дата-аналитика Мэттью Нэша, используя научные данные, предсказала, какие города мира затонут первыми. В списке 36 населенных пунктов: от Венеции и Амстердама до Нью-Йорка и Стамбула. «Вопрос уже не в том, случится ли это, вопрос в том, когда это случится», — говорится на сайте проекта.

По оценкам исследования Нэша, две трети городов с населением более 5 млн человек расположены в прибрежных районах, находящихся под угрозой. Исторически выгодное положение вблизи крупных портов и точек пересечения торговых путей теперь становится источником опасности из‑за непредсказуемости стихии.

Интерактивная карта рисков, созданная Climate CentralНекоммерческая организация из США, которая занимается анализом последних исследований в области науки о климате., показывает, как изменятся города при повышении уровня океана на 1,5 метра в ближайшие 80 лет. Однако более радикальные прогнозы говорят о возможных 2,5 метра к 2100 году, если выброс парниковых газов не замедлится. В этом случае последствия будут намного значительнее.

При этом потеря ценных метров земли — далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются города. Климатический кризис делает более вероятными природные катаклизмы, такие как высокие приливы, цунами, штормы и ураганы, которые будут угрожать территориям и их жителям еще до того, как города уйдут под воду.

Джакарта, Индонезия

Столица Индонезии с населением в 10,5 млн человек считается одним из самых быстро тонущих городов на планете. Риск наводнений во многом определяется географическим положением: Джакарта находится в болотистой местности у побережья Яванского моря, а через сам город протекают 13 рек. Еще одна причина — использование жителями и предприятиями грунтовых вод для повседневных нужд. Неспособность властей обеспечить централизованный и покрывающий все потребности доступ к пресной воде и отсутствие жесткой регуляции приводят к тому, что город буквально проваливается в тех местах, где была выкачана вода.

По оценкам Бандунгского технологического института, к 2050 году 95% территории Северной Джакарты, одного из пяти муниципальных округов, окажется под водой. Каждый год город опускается на уровень от 1 до 15 сантиметров в зависимости от района, и сейчас половина индонезийской столицы уже находится ниже уровня моря. Этот факт не останавливает девелоперов — строительство продолжается даже на севере и западе города.

Защитить Джакарту от затопления должен амбициозный проект стоимостью 40 млрд долларов, запущенный при поддержке Нидерландов и Южной Кореи, который включает строительство 32-километровой стены и 17 искусственных островов. При этом отдельные исследователи критикуют идею, заявляя, что стена может быть только временной мерой, которая способна отсрочить затопление на 20–30 лет. Один из главных приоритетов — сокращение использования грунтовых вод, для чего необходимо появление альтернативных источников. При этом реки Джакарты сильно загрязнены, и на их очистку могут потребоваться годы.

В 2022 году, после десятилетий обсуждений, правительство Индонезии одобрило перенос столицы из Джакарты на остров Борнео. Предварительная стоимость этого проекта оценивается в 32 млрд долларов, а на реализацию первого этапа заложено 10 лет. Перенос государственных институтов в новый город Нусантара должен побудить бизнес и людей последовать за правительством и снизить нагрузку на инфраструктуру Джакарты. Город планируют построить с нуля: работы начнутся во втором квартале 2023-го, а строительство государственного дворца завершится уже в 2024-м.

Венеция, Италия

Венеция уходит под воду сравнительно медленно, на 2–3 мм в год. Однако последствия наводнений, которые приходятся на период с октября по март, бывают по-настоящему разрушительными. Например, в 2018 году из‑за сильного шторма оказалось затоплено 70% площади города.

Чтобы защитить Венецию, Италия запустила проект MOSE, в переводе с итальянского «Моисей», расшифровывается как «Экспериментальная электромеханическая модель». Она представляет собой систему из 78 выдвижных барьеров в проливах Лидо, Маламокко и Кьоджа, которые приводят в действие, когда вода поднимается на 110 см выше стандартного уровня. Строительство системы подводных конструкций продолжалось с 2009 по 2019 год и обошлось примерно в 8 млрд долларов. В 2023-м «Моисей» должен заработать в полную силу. Он не сможет помочь самым низкорасположенным районам, таким как Сан-Марко (для сохранения ансамбля площади предлагают построить еще одну систему барьеров — стеклянных), но защитит около 86% Венеции, включая большинство жилых кварталов. Система барьеров, рассчитанных на подъем воды до трех метров выше привычного уровня, доказала свою эффективность — после завершения основной части работ она ни разу не подвела город во время наводнений.

Бангкок, Таиланд

В Таиланде более 10% всех граждан проживают на территории, которая может быть затоплена уже к 2050 году. Бангкок находится в особой опасности. Город стоит на месте осушенного для сельскохозяйственных нужд болота. Сейчас под ним располагается слой мягкой глины, под которым, в свою очередь, скапливаются грунтовые воды. Как и в случае Джакарты, чрезмерное использование воды приводит к проседанию грунта.

Сейчас город расположен на высоте 1,5 метра над уровнем моря, при этом к концу века ученые прогнозируют подъем воды на 1–2 метра, что само по себе приведет к затоплению. Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, уже в 2070 году жилье половины населения мегаполиса окажется под угрозой затопления. При этом Таиланд — пример государства, которое не нашло решения задачи и все еще не ввело план действий по предотвращению кризиса, хотя времени для действия остается все меньше.

Александрия, Египет

Александрия, пережившая вторжения, пожары и землетрясения за более чем 2000-летнюю историю, теперь столкнулась с новой угрозой. Так, в результате мощного шторма в 2015 году была затоплена большая часть города. В случае Александрии повышение уровня моря может привести не только к новым разрушениям и человеческим жертвам, но и к исчезновению важных археологических памятников.

Александрия, второй по величине город Египта, находится между средиземноморским побережьем и озером Марьют, что делает ее особенно уязвимой. Уровень воды здесь повышается в среднем на 3 миллиметра в год. Если Средиземное море поднимется всего на 50 сантиметров, 30% Александрии будет затоплено, 1,5 млн человек станут климатическими беженцами, будут утрачены 195 тыс. рабочих мест, а экономические потери составят 30 трлн долларов. Для защиты дельты Нила под эгидой ООН в стране реализуется долгосрочный проект строительства песчаных дамб стоимостью 105 млн долларов. Протянувшаяся на 70 километров система барьеров должна защитить 250 тыс. жителей, а также плодородные земли, которые могут пострадать от морской воды. Однако некоторые эксперты критикуют проект, заявляя, что избыток воды будет просто перенаправлен на другие территории средиземноморского побережья.

Новый Орлеан, США

Французский квартал, самый старый район Нового Орлеана, изначально располагался на высоте всего трех метров над уровнем моря. Битва за ценную территорию сопровождала жизнь города с момента основания, но осушение болот в итоге привело к эрозии почвы.

После разрушительного урагана «Катрина» в 2005 году, когда было затоплено 80% территории города, правительство приложило усилия, чтобы сделать Новый Орлеан более устойчивым к последствиям изменения климата. 14,5 млрд долларов было потрачено на строительство системы защиты от наводнений. Инженерный корпус армии США предложил создать штормовой барьер на озере Борн из бетона и стали с воротами для пропуска судов. Проект также включает сеть дамб на восточном и западном побережье, шлюзы и насосные станции, которые позволяют перекачивать скапливающуюся воду в бухту Баратария и озеро Пончартрейн. При этом инженерам приходится учитывать вероятность того, что ураганы будут происходить все чаще и становиться мощнее, то есть система 20 и 30-летней давности не всегда будет актуальна в настоящем, и устаревающие объекты должны быть адаптивными и легко трансформируемыми. Еще одна проблема состоит в протяженности систем барьеров: можно эффективно защитить самые густонаселенные районы, но решение станет более сложным и более дорогим при необходимости охватить большую площадь.

Расскажите друзьям
Читайте также