Проблемы с отелем
В интернете много фальшивых предложений жилья: мошенники создают подставные сайты отелей, берут предоплату с клиента, а потом выясняется, что никакой брони нет и в отеле его не ждут.
Как это работает? Иногда мошенники даже не связываются с отелем — позвонив в него, вы сразу узнаете об ошибке. Иногда они поступают хитрее, тогда обман заметить сложнее. Например, заявка с вашими персональными данными через фальшивый сайт попадает к мошеннику, он передает их отелю и оплачивает номер с украденной карты. Отель присылает вам подтверждение, а потом владелец карты ее блокирует, и ваша бронь слетает.
Обмануть могут и сами владельцы жилья. Вроде бы фотки красивые, предложение выгодное, а приезжаешь — и вдруг цена выросла, расположение совсем в другом районе, а интерьеры не имеют с фотками ничего общего.
Самое надежное — бронировать жилье без предоплаты, когда предусмотрена оплата на месте.
Читать отзывы об отеле или квартире: их должно быть много и на разных сервисах. Три отзыва от пользователей, которые оставили аналогичные отзывы для других объектов того же хозяина, не вариант.
Связаться с отелем напрямую и убедиться, что ваша бронь зарегистрирована, а указанная на сайте цена актуальна. Лучше всего — позвонить в отель (у многих есть аккаунты в соцсетях, и переплачивать за роуминг не придется).
Супервыгодное спецпредложение — повод включить бдительность и перепроверить цены в разных системах бронирования и по телефону отеля: огромными скидками мошенники заманивают жертв.
Проверять достоверность сайта, через который вы проводите бронирование и тем более предоплату. У фальшивого сайта может отличаться всего один символ.
Бронировать через агрегаторы.
Проблемы с агрегатором
Хорошо, когда в сделке участвует третья сторона: она гарантирует безопасность и покупателю, и продавцу. Поэтому надежнее бронировать жилье через агрегатор, чем через сайт самого отеля.
При этом важно, чтобы сервис был надежным, а сайт — официальным. С уходом крупных западных агрегаторов появилось много российских аналогов, и далеко не все они работают исправно. Самые частые проблемы клиентов — ошибки с предоплатой и отказ агрегаторов возвращать деньги за не оказанную услугу. Например, пользователи сервиса «Островок» жалуются на проблемы с возвратом и отмену брони после внесения предоплаты.
В каких случаях услуга может быть не оказана? Во-первых, планы меняются, особенно в наше время: вы сами можете передумать. Во-вторых, могут возникнуть проблемы с жильем: овербукинг, ошибка службы бронирования, непорядочные хозяева. В обоих случаях вы должны на берегу четко понимать, на что вы подписываетесь и какую ответственность на себя берет сервис в случае форс-мажора.
Как правило, в случае проблемы с жильем добросовестный агрегатор предложит вам замену — аналогичное жилье (не хуже) примерно в том же районе. Если замену найти не удалось, сервис вернет вам деньги. Некоторые платформы берут на себя эти обязательства в случае, если вы выбрали жилье определенной категории: например, Tutu.ru отмечает такие варианты значком «Гарантия бронирования», а «Авито Недвижимость» — значком «Безопасная бронь».
Если правда на вашей стороне, а условия оферты со стороны исполнителя не соблюдены, обращайтесь в Роспотребнадзор. Чтобы грамотно отстаивать свои права, ознакомьтесь с законами «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности», а также постановление правительства «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг».
Не забывайте и об условиях оферты с вашей стороны. Например, если у вас не будет при себе документов или вы нарушили установленные правила отеля, вам могут отказать в заселении. Отель может аннулировать бронь, если не сможет связаться с вами для подтверждения заказа.
Читайте условия отмены бронирования и возврата денег. Предложения с большой скидкой часто предполагают невозвратный тариф или штраф в случае отмены. Иногда отмена возможна не менее чем за сколько‑то суток. Если условия неясны, свяжитесь с поддержкой агрегатора и получите письменные разъяснения по всем непонятным вопросам. Подписывайтесь, только если вас все устраивает.
Пользуйтесь только проверенными сервисами бронирования — такими, у которых много отзывов в интернете, которые активно ведут соцсети с большим количеством подписчиков.
Узнайте, как агрегатор проверяет жилье. Например, «Авито Недвижимость» запрашивает у собственников ряд документов и непрерывный видеообзор объекта с демонстрацией мебели, бытовой техники и декора, заявленных в объявлении.
Получив подтверждение бронирования от агрегатора, свяжитесь с владельцем жилья — убедитесь, что в отеле или апартаментах вас действительно ждут.
Общаться с арендодателями только через платформу: если вы перешли в другие мессенджеры, платформа не может нести ответственность за ваши договоренности.
Проблемы с платежной системой
Если вы все же решили внести предоплату, убедитесь в том, что перед вами настоящий, а не фишинговый сайт. После ввода реквизитов карты вы попадаете на шлюз платежной системы и получаете смс с одноразовым кодом для подтверждения операции. Прежде чем подтверждать, убедитесь, что данные из смс совпадают с деталями операции.
В Абхазии, Армении, Белоруссии, Вьетнаме, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Турции и Южной Осетии можно расплатиться картой «Мир». А если вы выбрали отель на зарубежной платформе и подтверждаете бронирование иностранной картой, уточните условия оферты платформы и банка. Имейте в виду, что, например, турецкой картой нельзя оплатить отель через Booking. А чарджбэк для совершенных ранее зарубежных покупок невозможен в связи с санкциями.
Не переходите по ссылкам из сообщений от незнакомых адресатов. Не вводите данные в неизвестных платежных системах.
Внимательно проверяйте адрес сайта, на котором вы вводите данные: он может отличаться от официального всего одним символом. Если сайт кажется подозрительным, можно проверить его по базе VirusTotal или Google’s Transparency Report.
При передаче персональных данных проверяйте безопасность соединения: адрес должен начинаться https, а не http, а перед ним должен стоять значок закрытого замка.
Используйте для онлайн-платежей разные карты. Установите лимит операций по карте — в случае кражи невозможно будет списать большую сумму.