Тем временем в Москве

Новой Москве 10 лет. Что из этого вышло?

Фото: Владимир Трефилов/РИА «Новости»
Ровно десять лет назад, в июле 2012 года, территория Москвы увеличилась в два с половиной раза за счет самой пустынной части пригорода. «Афиша Daily» разбирается, к чему привел масштабный эксперимент «Новая Москва».

Что это было

Сегодня мало кто помнит, что в основе этой идеи был не просто градостроительный, но масштабный политический проект. Президент Дмитрий Медведев в апреле 2012 года, под самый конец своих полномочий (инаугурация Владимира Путина состоялась 7 мая 2012-го) предложил создать в поселке Коммунарка новый административный центр страны — туда должны были переехать обе палаты парламента, администрация президента, высшие инстанции судебных и правоохранительных органов. Уже через год эта затея была «отложена на неопределенный срок», но само детище Медведева, о котором он говорил с лета 2010-го, — осталось.

В результате в 2012 году в состав Москвы вошли нынешний Троицкий и Новомосковский административные округа, Сколково, Рублево-Архангельское, а также загадочный участок «Конезавод, ВТБ» площадью без малого 30 квадратных километров. Считалось, что это позволит создать альтернативу исторической концентрической структуре города и даст возможность построить полностью новую инфраструктуру. Новые территории мегаполиса, известные как Новая Москва, были поделены на Троицкий и Новомосковский административные округа (ТиНАО).

Строительство новых микрорайонов на территории поселка Коммунарка 13 июля 2012 года

Что здесь построили?

Территорией Новой Москвы стало самое пустынное направление Подмосковья вплоть до границ с Калужской областью: там не было ветки электрички, а самым известным городским поселением вдали от МКАД был наукоград Троицк. Помимо него крупными населенными пунктами на этой территории были лишь город Щербинка и поселок Московский.

Самые амбициозные части проекта забуксовали. На территории «Конезавод, ВТБ» не было построено ровным счетом ничего, а большая часть зданий «СберСити» (он же Рублево-Архангельское) сейчас находится в стадии проектирования.

На протяжении последнего десятилетия присоединенная территория развивалась не как совокупность больших и амбициозных проектов (знаменитые мировые архитекторы вскоре покинули даже наиболее успешное Сколково), а посредством медленного освоения инвесторами новых районов. За счет московской регистрации и программ благоустройства жизнь здесь оказалась комфортнее и дороже, чем в бесконечных геттоизирующихся новостройках Московской области. Появились новые ЖК, а постепенное облагораживание старых зон отдыха проходило по стандартной для московских окраин программе «Мой район». Наиболее значимым событием для этой территории стало строительство в 2018–2019 годах фрагментов двух веток метро: шести станций на Сокольнической линии и двух на Солнцевской, которые сделали транспортно доступными ряд районов Новомосковского административного округа.

За десять лет население Новой Москвы увеличилось более чем в два с половиной раза — с 250 до 650 тысяч. Половина городского жилья, построенного за это десятилетие, находится именно здесь.
Здания на территории карантинного центра в Коммунарке, октябрь 2020-го

Коммунарка

Коммунарка хотя и не стала новым административным центром России, обрела общенациональную известность во время пандемии COVID-19 благодаря быстро возведенному в рекордные сроки госпиталю. Дальнейшие планы развития поселка, который сегодня напоминает стандартный периферийный район для московского среднего класса, включают в себя строительство филиала российской государственной библиотеки, фондохранилищ и выставочных пространств Третьяковской галереи (здесь на время ремонта основного здания разместится Новая Третьяковка), а также перенос в район города Московский Политеха.

Впрочем, пока все это — далекие планы. Даже первый из проектов — фондохранилище — находится сегодня на уже продленной стадии проектирования, которую собираются закончить в сентябре 2022 года. Полноценный же кластер может появиться лишь к концу десятилетия. А сегодня Коммунарка — район новых многоквартирных домов стандартных серий, по-московски кривых улиц и зеленых микрорайонов с небольшими речками и прудами.

Троицк

Троицк

Принципиально иную картину представляет собой находящийся в полутора десятках километров дальше от МКАД наукоград Троицк. Если Коммунарка — это уже полноценная Москва, то Троицк, где открытие метро планируется на 2025–2026 годы, все еще типичный подмосковный наукоград с монументальными, но частично пустующими комплексами академических институтов и маятниковой миграцией в столицу.

Троицк сохраняет дух прошлого: на местном Арбате, Сиреневом бульваре, стоит памятник младшему научному сотруднику, а здание книжного магазина, когда‑то принадлежавшее термоядерному институту ТРИНИТИ, в прошлом году защищали от реконструкции исследователи советского модернизма.

Переделкино

На территории «Новой Москвы» есть и настоящее общемосковское место силы. Речь о городке писателей Переделкино, появившемся в середине 1930-х годов прошлого столетия. Тогда по поручению Сталина немецкий архитектор Эрнст Май реализовал идею Максима Горького — создал загородный поселок писателей. Среди первых поселенцев были Илья Ильф, Борис Пастернак, Лев Кассиль.

Новая жизнь в поселок, населенный зачастую потомками тех же советских писателей, вошла совсем недавно — в 2020 году. Тогда была начата реконструкция построенного в 1955 году Дома творчества писателей и модернистского, 1966 года, культурного центра. В Переделкино вновь стали открываться резиденции для актуальных авторов, начались постоянные концерты и крупные литературные фестивали, открылось кафе по-новому истолковывающее традиционные рецепты советской кухни.

Какие итоги можно подвести?

Аркадий Гершман

Урбанист, автор блога «Город для людей»

Затея с Новой Москвой, на мой взгляд, была нужна лоббистам и девелоперам, чтобы можно было быстро построить в полях «коробки» и продавать их подороже. Ничего хорошего не вышло, потому что такой цели [создания нового культурного центра] не стояло. Мы видим, что за десять лет создать нормальную Новую Москву не смогли.

Объемы строительства там огромные, но возводятся не полноценные новые районы, а набор отдельных ЖК с минимальной инфраструктурой.

Изначально планировалось, что почти всю Новую Москву свяжут с Москвой скоростным трамваем — деньги на разработку потратили, жителям пообещали, но трамвай так и не появился. Вместо этого к уже перегруженной красной ветке пристроили несколько станций метро. Для Новой Москвы эта транспортная связка особой погоды не сделала. По текущему пассажиропотоку метро можно сделать вывод, что километры прибавляются, а вот соразмерного количества новых пассажиров нет. В общем, сейчас присоединенная территория полностью автомобилецентрична, без машины там нормально жить невозможно. Это создает проблемы в том числе для старой Москвы: все эти люди каждое утро едут на работу в город.

В новых жилых массивах нет загсов, центров «Мои документы», поликлиник в шаговой доступности и других привычных социальных учреждений — для оформления бумаг людям приходится ехать в Москву и другие «старые» города Новой Москвы. Это дополнительная нагрузка на уже существующие социальные объекты и довольно низкое качество жизни для тех, кто купил квартиры на присоединенной территории.

Новую Москву застроили полями человейников — разнообразие, которое десять лет назад обещали на московском урбанистическом форуме, не дошло до реализации. Никто не стал заморачиваться, все делали так, как привыкли, и в итоге мы получили одну большую ошибку.

Посмотрим, например, на Коммунарку, которая преподносится как достижение. Там построили две дороги и метро, но автобусы не могут подъехать к вестибюлю станции — съезды просто не сделали. Поэтому приходится нарезать огромные круги и тратить часы жизни москвичей из‑за проектных ошибок. Больницу разместили между метро и жилыми домами. Разумеется, ее обнесли огромным забором, и люди вынуждены ее обходить. При этом в саму больницу скорой приходится ехать издалека — а в тяжелых случаях время критически важно.

реклама

Разумеется, градостроительные ошибки можно исправлять, но для этого их надо сначала признать — а такого мы не видим. На официальном уровне говорится, что все просто замечательно. Есть две Новые Москвы: одна в отчетах, а другая в реальности.

Нужно помнить, что у нас назревает жилищный кризис: люди покупают все меньше квартир. Спрос на недвижимость внутри Третьего транспортного кольца всегда будет высоким, но в Новой Москве, вполне вероятно, будут стоять полупустые дома. В условиях кризиса ЖК в полях пострадают первыми.

Как самостоятельные районы присоединенные территории не функционируют, это все еще придаток Москвы.
Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия