Оставанцы

«Сейчас время создавать новый язык»: Анна Буали об арт-сцене и просвещении в России

27 июня 2022 в 09:57
За последние два месяца из страны уехали многие. Но еще больше людей осталось — с ними мы решили поговорить о том, какое будущее ждет живущих в России. С арт-директором фонда ОСИ и сокуратором отдела новых медиа ГМИИ им. Пушкина и направления «Пушкинский XXI» Анной Буали поговорил главный редактор «Афиши Daily» Трифон Бебутов.

— Вы долгое время отвечали за международное сотрудничество в Пушкинском музее. В чем состояла ваша работа?

— Я coкурировала проект «Пушкинский XXI» и до сих пор остаюсь там со своим отделом. Мы занимаемся кино и медиаискусством. Например, делали выставку Билла ВиолыСовременный американский художник, работающий в жанре видеоарт и интервенции в классическую коллекцию. Наша задача — создавать проекты с живущими художниками из России или других стран. Пушкинский музей в принципе ориентирован на международный диалог.

— Что сейчас происходит в вашей сфере?

— Нам пришлось перестроить все планы и проекты. Не все темы сейчас уместны, не со всеми можно продолжать сотрудничать.

Но остаются большие музейные коллекции, через которые ты смотришь в вечность, — они продолжат работать, с ними ничего не случится.

Я довольно давно преподаю новые медиа в современном искусстве — в «Британке», в Московской школе современного искусства у меня есть свой курс. Это помогло мне пережить сложные времена. Образовательный процесс оказался самым продуктивным и устойчивым. В лабораторном формате SandBoxПроектный формат образования можно экспериментировать внутри класса, и нет риска что‑либо испортить. Сначала студенты не могли ничего делать, мы думали о процессуальных практиках, дневниковых записях. Но через какое‑то время они пришли к выводу, что им есть что здесь делать. Появились вопросы, которые они не могут больше игнорировать, нужно формулировать язык для будущего.

— И вы решили сделать фонд «Сейчас»?

— Фонд называется «Общество содействия искусству» (ОСИ), а наша первая программа — «Сейчас». Оказалось, что сейчас — это единственное, за что я могу отвечать. Первым моим желанием было поддержать художников, выделить средства, чтобы они могли жить, это делают все мои друзья. Но фонд нацелен, как это сейчас ни сложно, на системный взгляд в будущее, на тех, кто будет формулировать язык российского искусства через три-пять лет. Мы хотим сконцентрироваться на тех, кто только выбирает свой путь. За первые пять лет происходит становление репутации, инструментов, появляются первые заказы, выставки, коллекционеры. Все кураторы и дилеры в мире охотятся за начинающими художниками и новыми именами. Каждый хочет найти своего Баскию.

— Как художнику сегодня реализовать себя и стать известным?

— Путь художника в России — это terra incognita, его профессиональная траектория нигде не сформулирована. На Западе этому учат в колледжах и художественных университетах. Я бы сказала, честно говоря, что там очень много уж уделяют этому внимания и в целом, потоковость всей индустрии там настроена уже много-много лет. Все, что есть у нас, создано за последние 30 лет, так как в Советском Союзе не было возможно ничего, кроме госзаказа. На Венецианской биеннале сейчас представлены три художницы русского происхождения, они все заканчивали «Штиглица», но потом одна уехала в Париж, а другая училась и работает в Дании. Независимые школы, дополнительное образование, резиденции — это способы выйти за пределы и интегрироваться в современный контекст.

Мы как фонд хотим системно поддерживать профессионалов из регионов, которые делают невероятные вещи и собираются в сообщества, — лидеров школ, кураторов, тьюторов, художников. Мы поможем им справиться с появившимися трудностями: они не знают, как не получить статус иноагента, не понимают, как найти новые партнерства и сохранить площадки. В каждом крупном российском городе есть одна или две институции, в которых объясняют молодым людям, что они могут стать профессиональными художниками, реализоваться и построить международную карьеру. Важно, чтобы эти места силы не закрылись. Если это произойдет, будут потеряны целые сообщества.

— То есть вы будете объединяющей силой?

— Я думаю, мы будем площадкой для диалога — нам всем это очень нужно. На вопрос, что нас ждет, сейчас никто не ответит. Будущего нет, его нужно создавать.

Я думаю, будущее за независимыми сильными региональными сообществами из творческой среды.

— Замечаешь ли ты культурную изоляцию России?

— Когда мы говорим о культурной изоляции России, мы не имеем в виду, что кто‑то хочет намеренно нас «закенселить» и сделать так, чтобы наши художники не могли выставляться. Это конкурентная борьба идей, и мы в ней пока очень молоды: мы, как я говорила, собираем это все руками последние 30 лет. На самом деле мы все работаем на общие большие ценности — художественного высказывания, человеческой жизни. Мой опыт показывает, что все настроены сохранять с нами диалог.

— По-человечески люди общаются, но с проектами все сложнее?

— Нужно делать сильные, независимые вещи. Это никогда не было просто, а сейчас — еще сложнее. Не потому что российские художники хуже подготовлены, а потому что механизмы интеграции разрушены или на время приостановлены.

— Что это за механизмы?

— Они во многом лежат в области ранней карьеры: поехать в первую резиденцию, поучаствовать в портфолио-ревью с известным куратором. На ближайшее время все неясно, но есть возможность найти единомышленников здесь и попробовать выстроить свои независимые новые визуальные языки.

— Как привлечь внимание аудитории, коллекционеров и институций к российским художникам? И сделать так, чтобы это было выгодно для всех?

— Чтобы в России работал арт-рынок, нам нужны коллекционеры. Сколько их сейчас? Сто? Сто пятьдесят? Двести? Ну тысяча человек плюс декораторы и импульсивные покупки. При этом коллекционирование — это не про желание купить работу себе в гостиную, а про желание поддержать художника, принять личное участие в его судьбе, судьбе школы или направления. Быть с ними, видеть, как они растут и меняются. Это глубокое погружение в искусство. Мы все утратили ориентиры, не знаем, во что верить и куда двигаться. А это возможность найти новое, и я бы ей сейчас обязательно воспользовалась, потому что любой культурный слом провоцирует колоссальные изменения, создает новый язык, на котором будут говорить через 10–15 лет. Сейчас возможность поиска открыта.

— Вы видите этот поиск целью своего проекта?

— Да, мне никогда не нравилась позиция «просто выжить». Нам нужно гораздо больше — создание новых форматов и переосмысление художественного производства.

Мы должны попробовать пойти другим путем, воспользоваться тем, что в каком‑то смысле мы исключены из большого капиталистического процесса, и выбрать поддержку и взаимопомощь.

— Речь о том, что нам предстоит сформулировать нечто свое, а потом с этим встроиться в глобальный процесс?

— Я думаю, да. Новые локальные языки востребованы во всех странах. Якутское кино уже стало феноменом на международных фестивалях. Пока такого не произошло с визуальным российским искусством, несмотря на присутствие в международном контексте нескольких имен. Нам, пожалуй, как и в 1980-е и 1990-е, нужны адвокаты в мире. Как Борис Гройс, который рассказал другим странам, что такое авангард, нонконформистское искусство, московский концептуализм, перевел локальные произведения и объяснил их ценность. Нам нужны критика и профессиональный, институциональный взгляд на те практики и языки, которые здесь возникают. Впоследствии кто‑то должен встроить их в мировую философию. Непонятно, где будут развиваться события следующие десятки лет — возможно, не в Нью-Йорке и Лондоне.

— А эти центры меняются?

— Мы уже десятилетие наблюдаем, как искусство и покупатели из Китая меняют рынок. Я бы более внимательно смотрела в сторону альтернативных центров, глобального юга.

Ничто не остается неизменным, когда старый мир трансформируется на глазах.
Расскажите друзьям
Loading...
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия