Средняя Азия остается одним из самых доступных направлений для путешествий: Узбекистан, Таджикистан, Туркмения и Киргизия принимают российские прививки (в том числе однофазные) и ПЦР-тесты, а цены на прямые перелеты радуют на фоне Стамбула и Белграда. Виза для въезда в Киргизию тоже не требуется, можно въехать в страну по российскому паспорту.
Бишкек
Жарче всего в столице, но даже тут летний зной выносим: Бишкек довольно зеленый и тенистый в сравнении с Москвой. Здесь много клумб и фонтанов, повсюду смеются дети — в воздухе ощущение праздника. Нравы в городе свободные: почти везде можно заказать алкоголь, многие женщины предпочитают современную открытую одежду, а в кафеНапример, в кофейнях «Бублик», Sierra по-московски красиво и вкусно.
До 1991 года город назывался Фрунзе. Здесь интересно исследовать советскую архитектуру. Например, городские куранты — памятник модернизма 1984 года: гигантский часовой механизм был сделан в Армении и подарен братской Киргизской Республике, куранты звучали точь-в-точь как кремлевские! Еще одно оригинальное здание той поры — жилой дом 1985 года в 8-м микрорайоне. А здание исторического музея (тоже 1984-й) напоминает мавзолей: здесь можно узнать много нового о жизни кочевников, а заодно спрятаться от дневного зноя.
Среди памятников сталинского ампира — затейливый павильон «Соки-воды» 1949 года, ряд административных зданий в центре и автовокзал. Последний, кстати, построен уже в 1962 году — после запрета архитектурных излишеств: в Бишкеке запреты запаздывали. А в центре на Чуйском проспекте и на Юсупа Абдрахманова встречаются дореволюционные здания, это роднит Бишкек с Ташкентом.
Интересно сравнить две центральные мечети. «Старая» 1995 года — в национальном стиле, новая 2018 года — в османском: это почти копия Айя Софии, ведь за финансирование и строительство отвечали турки. Между прочим, это крупнейшая мечеть Средней Азии. Киргизы не очень религиозны, мечетей в стране немного, а по-настоящему старинных вообще не найти, так что на бишкекские стоит обратить внимание.
За фруктами и сувенирами загляните на Ошский базар. Правда, есть риск забыть, зачем вы сюда приехали, и увлечься фотографированием колоритных продавцов лепешек с их ароматным товаром — это настоящие произведения искусства! Или погнаться в поисках удачного ракурса за каким‑нибудь дедушкой с золотозубой улыбкой в национальной шапке-колпаке, выглаженном костюме и войлочной обуви с загнутыми кверху носами.
В Бишкеке везде слышна русская речь, некоторые даже не говорят на национальном языке. Названия улиц тоже звучат знакомо: улица Победы, Льва Толстого… Шахматный порядок улиц в центре не дает заблудиться, а если все-таки удалось, препоручите свою судьбу местным: вас не только проводят, но и помогут восстановить душевное равновесие улыбками и непринужденной беседой. В результате хотя бы на время возникнет непоколебимая уверенность, что все будет хорошо, — нет, все уже хорошо рядом с такими приветливыми людьми в таком славном городе. За пределами столицы молодежь не всегда владеет русским языком, но при желании всегда можно объясниться. Иногда даже не понимаешь, что больше помогло: международный язык жестов или словечки, которых понахватался во время вояжей по Турции.
На Бишкек достаточно одного дня. Если все же решите переночевать в столице, авторских бутик-отелей не ждите, но на чистый номер в сетевике в центре города (Hyatt, Sheraton, Novotel) можно рассчитывать. Приятное место недалеко от центра — небольшой отель Asian Mountains у старой мечети: на территории много зелени, что для Бишкека редкость.
А если есть лишний денек, можно отправиться в этнокомплекс Supara Chunkurchak в одноименном ущелье в 40 км к югу от столицы: там и национальный колорит, и все удобства.
Конные прогулки
Оказаться в Киргизии и не отправиться на конную прогулку — это почти преступление. Можно для первого раза договориться о небольшой прогулке в любом каньоне или национальном парке, но интереснее решиться на многодневный тур через перевалы, где даже летом горные вершины перекликаются белизной с кучерявыми облаками, и наградить себя в конце путешествия видом на лазоревый Иссык-Куль. Промежуточный вариант — радиальные вылазки из одной точки: маршруты предложит любое туристическое агентство. Проводники позаботятся о еде и ночлеге, а пастухи обязательно пригласят в юрту, напоят чаем с лепешками и сладостями и расскажут о настоящей кочевой жизни. Большой ошибкой будет предлагать деньги — потом придется долго извиняться и восстанавливать дружеские отношения!
Важно запастись кремом от солнца — оно в горах злое, водой и сумочкой, из которой удобно быстро достать фотоаппарат или телефон. Виды сменяют друг друга с необычайной быстротой, даже если вы не самый резвый ездок: красные скалы и белые юрты, обрывы, горные потоки и водопады, высоченные ели… А на фоне всего этого — кони всех мастей, смешные жеребята с хвостами-мочалками, разноцветные барашки, пугливые коровы, пускающиеся в галоп не хуже молодых жеребцов, и вполне добродушные собаки — непременные помощники пастухов.
Кони весьма послушны, для общения с ними стоит запомнить несложные команды: «Чу!» (вперед) и «Тпру!» (стой). С непривычки могут болеть ноги, а стремена и седло, несмотря на заботливо подложенную подушку, могут натереть. От мышечной боли после конного путешествия по зеленым горным долинам избавят иссык-кульские горячие источники под открытым небом — некоторые открыты даже в ночное время.
Организация многодневных конных походов подразумевает, что вас селят в гостевых домах или домах местных жителей. О еде в этом случае можно не волноваться, а вот условия проживания могут быть спартанскими: домик без душа, туалет во дворе — обычное дело. Выбирая место ночевки, стоит ориентироваться на цену и заранее уточнять условия проживания и питания.
Чтобы не отравиться и не подхватить в Средней Азии что‑нибудь неприятное, важно соблюдать правила гигиены: хорошо мыть фрукты и овощи, из сладостей выбирать чак-чак и пахлаву и не соблазняться кремовыми пирожными.
Минарет Бурана
Неподалеку от Бишкека на пути к Иссык-Кулю расположена одна из главных архитектурных достопримечательностей Киргизии — старейший в Средней Азии минарет. Это ажурная кирпичная башня IX–XI веков, которая высится на фоне заснеженных гор.
На минарет можно забраться по винтовой лестнице, но вначале придется терпеливо ждать, пока сверху спустится последний посетитель из предыдущей группы. Регулировщик движения здесь бы не помешал. Крутая мрачная лестница не останавливает ни детей, ни аксакалов, ни пожилых матрон, которые, подбадриваемые многочисленной родней, медленно, но уверенно ползут на смотровую площадку. Впрочем, вид на минарет со стороны впечатляет куда больше. Сложно представить, что раньше он был аж в два раза выше!
В музейный комплекс входит экспозиция археологических находок: Бурана была минаретом большой мечети на территории древнего города Баласагун, разрушенного монголами в XIII веке. Интересно бродить по саду камней, где собраны так называемые балбалы — надгробные памятники VI–X веков, а также камни с доисторическими наскальными рисунками. Почти каждый изображенный на надгробной плите щекастый усач держит в руке подобие изящного бокала для мартини. Очень фотогеничные ребята!
Советские остановки
На выходе из комплекса Бурана не стоит слишком спешить. Пройдя буквально 50 метров направо, можно увидеть замечательную остановку советского периода, облицованную черепками специально разбитой керамической посуды. Вообще, о киргизских остановках советского периода стоит написать книгу (на Западе уже издают альбомы, посвященные этой необъятной теме). Наверное, только в Абхазии их концентрация на квадратный километр выше, чем здесь.
Многие замечательные остановки лежат как раз на пути из Бишкека к Иссык-Кулю — стоит лишь немного отклониться от главной дороги, хотя и на ней можно останавливаться и фотографировать буквально через каждые 200–300 метров. Здесь и мозаики с национальными мотивами (ни один не повторяется!), и остановки в форме юрты. А самые знаменитые остановки — в виде киргизского колпака: таких в стране всего две, одна как раз на старой дороге на подъездах к Иссык-Кулю. Чтобы ее найти, нужно свернуть в районе поселка Дорожное на Джель-Арык и проехать километров десять — остановка будет по левую сторону.
Каньоны и ущелья
Даже если главная цель поездки — Иссык-Куль, есть смысл продлить приятное ожидание встречи и посетить по пути всевозможные горные ущелья и каньоны: например, Кель-Тор, Шамси, Карагай-Булак, Конорчек или Кок-Мойнок. Они словно переносят путника в Аризону или даже на Марс. Кое-где могут потребоваться навыки преодоления препятствий и внимание: в стране немало змей, в том числе ядовитых.
Один из главных национальных парков страны — Чон-Кемин. Он носит имя бурной горной реки, популярной среди любителей экстремальных сплавов. На территории парка расположен атмосферный поселок Тар-Суу: здесь множество гостевых домов, везде предлагают питание и прогулки на лошадях. Например, от гостевого дома «Кемин» начинается несколько приятных не утомительных пеших маршрутов.
Гастрономических изысков в Тар-Суу ждать не приходится, главные ингредиенты — это мясо, тесто и самые простые овощи. Король любого стола — бешбармак, традиционная мясо-мучная еда тюркских народов. Название дословно означает «пять пальцев»: блюдо положено есть руками. А на десерт вместе с чаем в неограниченных количествах обязательно предложат нежный домашний чак-чак со сгущенкой — вкусно невозможно!
Иссык-Куль
Берега Иссык-Куля — Швейцария в миниатюре. Местные ущелья — Григорьевское, Семеновское, Джеты-Огуз — совсем не похожи на те, что по пути из Бишкека: они не сухие, узкие и каменистые, а зеленые, лесистые, со множеством рек, ручьев, озер и водопадов. Здесь оборудованы места для пикников, местные с радостью приглашают путешественников к столу — запаситесь небольшими угощениями. А если подъемов и спусков в течение дня окажется многовато, можно взять на часок лошадку. На исследование Иссык-Куля нужно несколько дней: чтобы увидеть природные красоты, походить по горам, поправить здоровье в санаториях и отдохнуть в юрточных лагерях со всеми удобствами.
Вокруг Иссык-Куля можно путешествовать по или против часовой стрелки — в зависимости от погоды. С севера озеро окружено хребтами Тянь-Шаня, по ним проходит граница с Казахстаном. Северные берега обжитые, здесь много пляжей, легко подойти к воде. Главный населенный пункт — Чолпон-Ата с музеем петроглифов под открытым небом. Скопление наскальной живописи появилось здесь не случайно: когда‑то над Иссык-Кулем было другое озеро, потом его берега обрушились, и мощный поток, увлекая за собой огромные валуны, устремился в большое озеро. Гладкие крупные поверхности привлекали как доисторических художников, так и средневековых мастеров: на скалах можно увидеть сцены охоты и изображения животных разных эпох.
На восточном берегу озера расположен Каракол (бывший Пржевальск) — четвертый по величине город Киргизии. Зимой это горнолыжный курорт, а летом отсюда начинается множество живописных треккинговых маршрутов. В городе и ближайших окрестностях много санаториев и горячих источников: например, грязелечебница «Джергалан», термальный курорт в живописном ущелье Алтын-Арашан. Но и сам город заслуживает внимания: стоит посетить музей Пржевальского — советский, но весьма информативный, деревянный православный собор Святой Троицы конца XIX века и дунганскую мечеть 1910 года в виде буддийской пагоды — кусочек Китая на территории бывшего СССР. Архитектор и резчики были приглашены из Поднебесной и построили мечеть на 42 столпах без единого гвоздя.
Южный берег Иссык-Куля более дикий, но сходы к воде есть почти везде. Здесь можно отдохнуть от гор и ущелий, купаться, встречая закаты. Кругом много природных красот: например, величественный высокогорный каньон Барскоон с крупными водопадами и памятником Юрию Гагарину, вырезанном в огромном валуне на берегу реки. А в уютном каньоне «Сказка» можно провести много времени, любуясь скульптурами из красной и желтой глины, созданными дождями и ветрами. В лучах закатного солнца скалы напоминают сказочный замок — сразу становится ясно, откуда у каньона такое название. Среди других точек притяжения — живописные кладбища с разукрашенными мавзолеями-мазарами, советские остановки и заброшенные пансионаты, которые привлекают создателей граффити.
На Иссык-Куле в любом поселке множество гостевых домов и санаториев. Очень живописны юрточные лагеря «Бел-Там» и «Мейман-Ордо» на южном берегу озера. Там и кормят вкусно.
Киргизия — страна уютная и домашняя. Русская речь и советское прошлое, к которому тут относятся с уважением и интересом, создают ощущение чего‑то знакомого и родного. При этом с узнаваемой архитектурой соседствуют мечети и даже образцы китайского зодчества, кругом разноцветные каньоны, альпийские луга и водопады — стране есть чем удивить любителей экзотики.