Анатолий Осмоловский
О классиках русской инди-сцены Glintshake и Sonic Death
«Мне из всего списка нравятся очень две команды — Glintshake и Sonic Death. Новая русскоязычная программа Glintshake просто блеск! Так, наверное, звучала «Победа над Солнцем», утерянная авангардистская опера Крученых и Малевича. На мой взгляд, этот коллектив — реально что-то новое в нашей поп-музыке. Им одновременно удается делать экспериментальные вещи и при этом не терять в драйве. Такое редко встретишь даже в плотном западном контексте. Что касается Sonic Death, то лучшая их композиция — «Горькие слезы». Просто реальный мальчишеский хит. Этот коллектив более традиционный, но качество у них тоже высокое. И они развиваются».
Glintshake
Sonic Death
Миша Мост
Об Антоне Кубикове, заигравшем детройтское техно на старых синтезаторах
«Я бы советовал послушать на «Форме» Антона Кубикова, который выступит со своим новым проектом Jūras Lietus. Это, конечно, не для молодых ребят в олимпийках, а для ценителей качественной электронной музыки, для тех, кто помнит клубы Mix и Arma. Я Кубикова слушаю еще с нулевых, когда он играл отличные треки, а потом попал на его сет в клубе в швейцарском Базеле — мы там были в одной культурной программе, — и тогда я его тоже оценил. Попасть на знакомого московского диджея вдали от дома — немного необычно. Не могу сказать, что знаток электроники, но считаю, если музыка вызывает эмоции, то автор работает в правильном направлении».
Слушать
Алина Гуткина
О битмейкере Lapti, который семплирует олдскульный рейв и звуки из фантастики 80-х
«Очень любим Алексея Lapti Гусева всей командой — кто меньше, кто больше, но однозначно считаем его мастером своего дела, прокачивает сильно. Приятно иметь такого артиста в обойме русских электронных исполнителей. Real sound from Moscow underground, bitch! Давно предлагаем Леше сотрудничество и ждем, когда у него найдется время».
Слушать
Кооператив «Техно-поэзия»
О беби-гранж-группе Angelic Milk и тех же Sonic Death
«Когда утром я встаю на работу и вода в кране еще недостаточно горяча, я включаю песню группы Angelic Milk «IDK How» — и утро перестает быть таким мерзким. А если состояние отполировать их же песней «Rebel Black», то становится как-то совсем приятно функционировать в современном обществе. Кстати, примерно 100 просмотров на ютьюбе клипа «IDK How» — мои. Хотел бы посмотреть их живьем, пока они не уехали из страны».
Слушать
«Моя история из бородатого 2010 года, когда Арсений, нынешний солист Sonic Death, получал премию «Степной волк» в московском ЦДХ из рук самого Шнура. Арсений так хотел быть крутым, стоя на одной сцене с самым скандальным рок-бунтарем нулевых, что перебрал с алкоголем и последнюю песню исполнял, приспустив штаны и прикрывая «хозяйство» гитарой. Слов было не разобрать, но тогда я подумал, как сложно преодолеть молодому музыканту медные трубы и не сблевать во время минуты своей славы. А в прошлом году я слушал Арсения на «Форме», и это был лучший концерт на фестивале. Звук и перформанс — все попадало в нужную атмосферу и при этом не заигрывало с публикой, а просто взяло ее в оборот с первого трека».
Слушать
Камиль Еа
Об одном из самых узнаваемых московских граффити-художников — Вове Nootk
«У меня есть друзья, которые граффити-культуру не очень-то понимают, а я эти дела люблю. Я сам когда-то рисовал, у меня все получалось очень плохо — с начальной стадии наброска и до самого конца. К рисованию вообще не склонен. Но вот мне очень нравится веселая и остросюжетная графика Nootk».
Смотреть
Юрий Муравицкий
Об электронщиках Рoima и OID, а также о рокерах Sonic Death
«Я бы посоветовал не пропустить на электронной сцене прежде всего Рoima и OID. И Sonic Death на гитарной сцене. Художников много хороших в программе, из перформансов — конечно, Кулик, Farfor, Донатас Грудович. Самое интересное, думаю, будет то, что обозначено в программе как синтез, то есть коллаборации художников с музыкантами и музыкантов с перформерами.
Я не критик, я могу только описывать свои ощущения и проанализировать, почему мне что-то нравится. Что касается OID и Poima — если их вообще можно объединить, — то это такая мрачная интеллектуальная электроника. Мне в их звуке нравится атмосфера отсутствия иллюзий, потому что иллюзии — это зло. А про Sonic Death — тяжелые гитары — это всегда хорошо, а когда еще есть внятный стиль, когда понятно «про что», то вообще круто!»
Катя Шилоносова
О художнице Ане Желудь — лауреате «Инновации» и участнице Венецианской биеннале — и электронной сцене
«Я люблю графичность и простоту высказывания — и особенно если есть работа с пространством и объемом. К тому же скульптуры Ани Желудь напоминают мне о линейно-конструктивном рисунке: то, чем я занималась на протяжении нескольких лет, пока училась в архитектурном.
Еще, конечно, мне интересно посмотреть все перформансы в этом году. Хочется в будущем попробовать сделать некую коллаборацию. Вообще, я бы посоветовала в первую очередь обратить особое внимание на электронную сцену. Во-первых, будут играть мои очень близкие друзья Interchain и PTU. И те и другие не любят загонять себя в жанровые рамки, поэтому даже я никогда не знаю, как будет звучать их очередной лайв. Во-вторых, давно хочу послушать OID и Moa Pillar, с которыми я общаюсь, но как-то никогда не получалось их послушать живьем».
Смотреть
Группа «Июльские дни»
О художнице Алисе Йоффе — ученице Осмоловского, не чуждой панку и в искусстве, и в жизни
«Современное искусство бьет тебя по яйцам» — именно эта строчка так отлично ложится на экран монитора, когда смотришь на работы Алисы Йоффе. Популярные нынче словечки «лоуфай» и «панк», начав с музыки, пробираются во все сферы, и я очень надеюсь, что в случае с Алисой эти веяния идут от души, а не от желания следовать трендам. В таком случае творчество этой художницы нам невероятно близко, и вот что в нем цепляет.
Во-первых, ненависть (панк без ненависти может смело идти на кухню) — конфронтация черного и белого, зла и добра (причем добро в этом случае окрашено как раз в черный). Во-вторых, шум (антимузыка на стенах) — септимы и малые секунды в штрихах и контурах, ломаные ритмы в каждом движении кисти. В-третьих, протест — и это не белые ленты, а коктейли Молотова, летящие прямо в окна полицейского участка, или камни, устремленные в витрины мехового салона. И наконец, эпоха — добро пожаловать в берлинские сквоты, на улицы окраин Нью-Йорка, в подвалы Лондона со всеми оттуда вытекающими. Конечно, миллион отсылок к группам 70-х, разумеется, запах плесени, дешевого алкоголя, травы и чего-то более мерзкого. И вот все эти, по сути, страшные для обывателей вещи рождают какую-то дикую гармонию. Именно эта гармония и бьет тебе по яйцам, а ты чувствуешь это и кайфуешь».
Смотреть
Вова Nootk
Об электронных концертах Interchain и Poima
«Interchain и Poima — мои фавориты в музыкальном лайнапе фестиваля. Андрей «Лиша» Ли и Женя Горбунов не перестают удивлять виртуозными индустриальными техно-лайвами. С Poima та же история; они совсем другие, но не менее крутые на любой площадке. Короче, оба дуэта — это 100% хедлайнеры!»
Poima
Interchain
Яна Казанцева
Об Ане Желудь
«С тех пор, как искусство из чисто визуального развлечения перешло в некоторый культурный феномен, контекст стал играть определяющую роль. Поэтому если у нас нет контекста и правильной интерпретации, мы не понимаем, что это искусство. Контекст наполняет объект смыслом, и только тогда он становится искусством. Я все это к тому, что очень сложно сделать вывод о творчестве какого-либо художника, посмотрев его работы в интернете. Но из представленных на «Форме» художников мне больше всего нравится Желудь. Ее работы в наибольшей степени соответствуют моим интересам — меня интересует неантропоцентричное искусство. Мне нравится, как Аня исследует форму человеческого существования в целях переосмысления мира и человечества. В какой-то степени ее работы отвечают на вопрос, как создать мир таким, каким он должен быть изначально».
Смотреть
Слава ПТРК
О Moa Pillar, совмещающем этнику и тяжелый бас
«Я не люблю однообразную, скучную музыку. В какой-то момент у меня было увлечение техно — под него удобно заниматься своими делами, работать и не думать о тексте песни или еще о чем-то. Не боишься, что, пока ходишь за чашкой чая, пропустишь интересный момент в песне. Но техно мне быстро надоело — слишком однообразно.
Я не очень глубоко погружен в творчество Moa Pillar, но то, что я у него слышал, нельзя охарактеризовать словами «скучно, монотонно, одинаково». Его треки — набор экспериментов, поиск приемов, оттачивание техники. Мне нравится такой подход. Видно, что человек — профессионал в своей области и у него для слушателя припасено много разных ходов. Кроме того, его музыка очень кинематографична и, как бы это сказать, «геймдизайнерна» — она отлично подходит как саундтрек к фильмам и видеоиграм».
Слушать
Федор Переверзев
О перформанс-группе «Вася Run»
«Я год или два назад услышал название «Вася Run», и оно мне понравилось, но до сих пор не видел их перформанс. На «Форме» они показывают его новую версию, которую описывают так: «Нужно ли отрицать прошлогодний эксперимент, чтобы продвинуться? Что удерживает, что разрушает? Сегодня мы пробуем переоткрыть то, что для себя посчитали исчерпывающим вчера». Этот вопрос мне интересен не только с точки зрения зрителя, но и как человеку, который проживает этот вопрос примерно постоянно. Помню, в свои восемнадцать лет ехал в Красноярск поездом и читал книгу Виктора Филимонова «Андрей Тарковский». В одной из глав, рассуждая о творчестве Тарковского, автор затронул идею метакартины — метафизического объекта, который каждый художник старается нащупать и отразить как можно точнее. Каждый раз пытается, с разных сторон, схожими или не очень методами. Мне эта мысль тогда показалась близкой к правде. Таковой она мне кажется и сейчас. Но периодически задумываешься о том, что «в прошлом опыте не может быть найдено ответов для будущего?». Короче говоря, возможно, перформанс «Особенный» совсем и не про это, но посмотреть мне уже его хочется».
Арсений Морозов
О панк-художнице Алисе Йоффе
«Ну, в общем, я глянул, и из художников, которые будут представлены на «Форме», по духу мне ближе всего картинки Йоффе. Потому что это вроде панк, и одну ее работу я видел на прошлом фестивале. Помню, тогда еще подумал: «Что это за черно-белый Баския?» Вообще, я согласен с мистером Ариэлем Пинком, который считает, что музыкант — это пролетарий от искусства. И в искусстве мне близки мои музыкальные (читай: пролетарские) мотивы. Вот и вся фигня».