Должность ночного мэра Амстердама придумали 15 лет назад, но официально учредили совсем недавно, в 2014 году. Ночная мэрия города борется за то, чтобы клубы были открыты 24 часа, молодым музыкантам было полегче выбить себе пространство для творчества и придумали волонтерскую компанию square host — объясняют слишком разгулявшимся тусовщикам, как вести себя в публичных пространствах ночью.
— Как родилась вообще идея ночной мэрии?
— Это был 2003 год. Тогда в Амстердаме в моде были танцы на шесте, и городское правительство пыталось их запретить — вместе с рядом других мер, призванных сделать ночную жизнь более спокойной и безопасной. Речь идет про обычные клубы — муниципалитет был против, считая, что шесты подходят только для стриптизов и прочих специализированных мест. Тогда появилась группа активистов, которая считала, что люди вольны веселиться так, как им хочется. Почему кто-то должен говорить тусовщикам, что им можно, а что нет? Со временем эти активисты трансформировались в группу ночного дозора, которые помогали следить за общественным порядком ночью. Через год один из них — Мирик Милан, клубный промоутер с 20 лет, — стал ночным мэром. Первое время все было на волонтерских началах, это была еще неофициальная организация. А сейчас ночная мэрия есть не только в Амстердаме, но также в Париже и Цюрихе.
— Вам кажется забавным, что другие города вас копируют?
— Вообще да, и это с ума сойти как здорово. Идея оказалась продуктивной, все развивается так быстро, и мы действительно рады, что теперь можем сотрудничать с другими городами еще и по этой линии.
— Как у вас вообще устроен рабочий день? Вы работаете ночью или днем, как простые смертные? Успеваете ли позавтракать?
— Смешно, все меня об этом спрашивают, но это не такая уж и безумная работа. Мы приходим с утра, обсуждаем что-то по скайпу и почте, разрабатываем проекты, печатаем документы и проводим время в офисе, как все прочие чиновники. Конечно, по вечерам открываются выставки и бары, которые мы стараемся не пропускать, чтобы заводить полезные знакомства.
— С вами сейчас работает много волонтеров? И вообще, сколько сотрудников в штабе ночного мэра?
— На управляющих должностях сидят всего три человека, а еще есть пять супервайзеров. Большая часть сотрудников, патрулирующих площади города ночью, действительно волонтеры. На большие события мы нанимаем временных работников — на Саммит ночных мэров, например. На самом деле, пока наша организация очень маленькая.
— Вообще в Европе с ночной жизнью туго: аптеки закрываются в семь, рестораны, дай бог, открыты до одиннадцати, большинство баров и клубов — в два-три. Почему должность ночного мэра появилась только сейчас?
— Грустно, что у нас до сих пор нет 24-часовой культуры, и даже клубы закрываются рано. Много различных ограничений мешает им работать сутками, и мы прежде всего пытаемся стимулировать эту жизнь. Конечно, ночная культура не только про дискотеки и бары. Начинающий предприниматель может снимать офис ночью, чтобы экономить, а потом его бизнес вырастет в большую компанию. Разнообразная ночная культура может благотворно повлиять на развитие близлежащих территорий. Вот, например, я вчера была в вашем «Кругозоре» — интересно посмотреть, какое воздействие этот проект окажет на своих соседей.
— Да, давайте поговорим про экономику. Становится ли город богаче, если переходит в круглосуточный режим?
— Я думаю, что город не обязательно должен жить сутками. Важно, чтобы его жители могли сами решать, как долго они хотят тусоваться. А предприниматели должны иметь возможность оставаться в деле так долго, как им это нужно.
На площади Рембрандта благодаря ночной мэрии работает 20 так называемых square hosts (дословно — «хостес площади»), которые следят с одиннадцати до пяти утра за поведением ночных гуляк и просят их не терять манеры. Если буквально: то провожают их в общественные туалеты. Раньше этим занималась полиция, а теперь офицеры появляются, только когда ночной дозор замечает экстренную ситуацию.
Благодаря усилиям ведомства по меньшей мере 10 клубов в Амстердаме работают сутки напролет — и все они расположены не в центре города. Дневной мэр Эберхард ван дер Лан эти инициативы поддерживает. На фотографии он помогает справиться с непростой работой диджею Тому Траго.
Ночная мэрия гордится своими международными проектами. Один из них называется Enter the Void и помогает молодым музыкантам и промоутерам выбить себе свободные пространства в Аместердаме, Берлине, Будапеште и Риге.
— Вы упомянули Саммит ночных мэров — последний прошел у вас в апреле. Что вы там делаете? Много пьете? Ночные мэры наверняка же повеселее будут, чем дневные?
— Пьем мы много, но только когда официальная часть заканчивается. В течение ее это вполне себе обычная конференция — совсем как Московский урбанистический форум. В последний раз мы обсуждали ночную мобильность и пригласили нескольких архитекторов, говорили о том, как бы предотвратить преступления, и о том, как бороться с незаконной торговлей наркотиками и насилием.
— Получается, безопасность — самая горячая тема.
— Нас больше занимает креативное развитие. Нам нужны круглосуточные пространства, чтобы, скажем, внизу у них был офис или ресторан, а сверху — клуб. Чтобы они сотрудничали с музеями, чтобы была комбинация всего на свете — досуга, танцев, образования, еды.
— В одном конфликтном случае вы предложили остроумное решение. Жители соседних с клубом домов жаловались на шум, и вместо того чтобы закрыть место, вы предложили сделать его круглосуточным. Поток людей стал слабее и более распределенным во времени — толпа больше не вываливалась из клуба в три ночи и не будила соседей. Вы думаете, у ночного мэра должно быть какое-то специально устроенное мышление?
— Конечно, есть свои критерии, и не каждый может в них вписаться. Важно иметь большую сеть контактов — как профессиональную, так и личную. Нужно знать, что происходит в городе на разных уровнях. Кроме того, здорово иметь опыт работы с ночной жизнью — от бармена до клубного фотографа. Тогда легче понять, как все устроено и что вообще к чему.
— Ваше ведомство дружит с дневным мэром?
— По сути, мы департамент в правительстве города, который работает с мэром. Мы встречаемся с ним три, иногда четыре раза в год. Иногда обсуждаем какие-то нюансы, которые касаются больших городских фестивалей. Но в основном, конечно, мы коммуницируем с его сотрудниками.
— А ночная жизнь Москвы вам как? Я знаю, что у вас друг в «Пропаганде» играл?
— Да, Interstellar Funk. Мне понравился дизайн света и само здание, но публика в «Пропаганде» показалась слишком молодой. «Кругозор» на бывшем заводе — потрясающий: там отлично сочетаются пространства разных функций — офисы, танцевальные студии, бар, где продают еду, выпивают и смотрят футбол. Только не думаю, что «Кругозор» приспособлен для очередей: там была уйма людей, которые пытались зарегистрироваться на фестиваль Outline. Моим третьим местом оказался бар «Симачев», мне показалось, что там классно, а моим друзьям — совсем нет: они все спрашивали, куда, черт побери, я их привела. Дизайн там отличный, звук слишком громкий, хотя музыка была неплохой. Еще вот что: охранники снаружи работали грубовато — пускали только шикарных людей. В общем, место выглядело совсем неандерграундно.
Смотреть лекцию «Нужен ли городу ночной мэр?»
на «Афиша Live»