О многообразии экзотических питомцев
У меня очень много пациентов. Только на прошлой неделе я лечил жирафа, ламу, барсука, енота, десяток змей и лягушек. С пантерами встречался давно, последний раз лет пять назад, и это был частный сектор. А вот остальные крупные кошки в России содержатся в большом количестве: львы, тигры, сервалы, каракалы — это уже давно не редкость среди домашних питомцев. Примерно раз в месяц сталкиваюсь с крокодилами — их особенно много в частном секторе. Гиппопотамы и бегемоты, косули, зубры, даже слоны — кого я только не лечил в обычных московских домах! Вот недавно к пингвину ездил: он живет у человека в ванне в обычной квартире.
Разница в лечении обычных домашних животных и экзотических очень большая, и тяжелых случаев много. Кто-то из животных серьезно болен, у кого-то непросто идет сам процесс лечения, нередко возникают проблемы из-за размера пациента. Хомяка с сахарным диабетом, который весит 20 грамм, так же сложно лечить, как и агрессивного льва с повреждением внутренних органов. Все мои пациенты очень разные, и к каждому необходим свой подход. Животные всегда сопротивляются на осмотре, но с кем-то можно справиться. Слон, например, будет стоять в стойле, пока вы ставите ему катетер и берете у него кровь. Но если сдача крови или ряд других процедур необходимы дикому животному, то применяется наркоз.
О том, кого можно завести дома
Если у вас есть свой дом и возможность содержать опасное животное, то при желании можно завести даже льва. Да что там дом! Однажды я столкнулся со львом в обычной московской квартире. Вы строите вольер, создаете необходимые условия содержания животного и безопасности для окружающих и, главное, учитываете денежные затраты: прокормить льва — это не шутка. Затем вызываете государственных ветеринарных врачей для постановки на учет. Миссия выполнена: ваш домашний питомец — лев.
Под запретом только исчезающие виды. Например, амурского тигра завести не удастся при всем желании: всех животных Красной книги защищает законодательство. И я категорически не рекомендую заводить в квартире водоплавающих животных, ламантинов и дельфинов: их сложно содержать в комфортных условиях, и пребывание у кого-то дома вредно и опасно для них.
О трудностях перевода
На сегодняшний день мы изучили поведенческие особенности фактически всех животных, кроме некоторых морских или сильно удаленных от общества (их единицы).
Главная проблема, с которой сталкиваются хозяева экзотических животных, — их агрессивность. Такие питомцы никогда не будут ручными, как бы хозяевам этого ни хотелось. Многое будет зависеть от воспитания: млекопитающие — те же кошки и собаки, и на их поведение влияет ваше с ними общение, дрессировка и восприимчивость самого питомца. Рептилии не поддаются дрессуре, но привыкают к хозяевам. Птицы тоже.
Случаи нападения экзотических животных на хозяев не редкость. Если вы заводите в домашних условиях белого медведя, будьте готовы, что когда-нибудь он вас съест, по крайней мере попытается.
После случаев нападения люди ведут себя по-разному. Кто-то избавляется от животного, кто-то дрессирует, кто-то ограничивает контакты с животным.
Хозяева экзотических питомцев не похожи друг на друга и в выборе животных руководствуются разными желаниями. Но это совершенно обычные люди, живущие среди нас. Кстати, даже морская свинка, хомячок и крыса считаются экзотическими питомцами. Далеко не все любят собак или кошек: кто-то в восторге от ящериц и змей, а кто-то без ума от тараканов.
О пользе зоопарков и правах животных
Все эти разговоры о плохих условиях содержания и страданиях животных в зоопарках и дельфинариях — в большей степени бред.
Я очень хорошо отношусь к зоопаркам. Сотрудничаю как с крупными, так и с модными сейчас контактными зоопарками и нигде не сталкивался с неподобающим отношением к животным. В зоопарках у специалистов есть возможность изучать поведенческие особенности и характер многих видов. Кроме того, огромный класс животных существует на нашей планете только благодаря зоопаркам. Это определенные виды рептилий, птиц и млекопитающих. В окружающей среде их единицы, а в зоопарках сотни, и только благодаря содержанию в неволе эти виды сохраняются в природе. Поэтому зоопарк с нормальными условиями содержания и подходящим рационом для животного вызовет у меня только симпатию. Насчет условий в цирках я не могу быть настолько же уверен, так как плотно с ними не сотрудничаю: там есть свои ветеринарные врачи, и меня вызывают только в экстренных случаях или когда их специалист не справляется.
Если же говорить о правах животных, то в России они не защищены вообще. У нас нет ни одного закона, который бы обязывал полицейских или других представителей власти что-то делать, когда животному угрожает опасность.
Поэтому если мы хотим остановить негуманное и зверское отношение к животным, то начинать нужно именно с законов.
О любви к животным
У меня дома живут ящерицы, змеи, лысые кошки и рыбки. Я люблю животных и не встречал ни одного ветеринарного врача, который бы не любил их. Но если я буду переживать за каждого пациента, то сойду с ума. Врач должен быть собранным, уметь абстрагироваться от чувств и сначала выполнять свою работу, а уже потом давать волю эмоциям. Самое важное в моей профессии, как и в любой другой, — это любить то, что я делаю.
О профессии
Специализироваться на экзотических животных я начал не сразу. Сначала лечил кошек и собак, но вскоре понял: для того чтобы развиваться в этой профессии, нужно выбрать более узкую специализацию. Лечение кошек и собак — это рутина, а моя нынешняя работа каждый день подбрасывает мне что-то новое и интересное. Не могу сказать, что моя специализация — редкость. C каждым годом количество ветеринаров, которые работают с экзотическими животными (ратологи, орнитологи, герпетологи), растет. Сегодня в любой крупной клинике Москвы есть специалист, который принимает хотя бы грызунов. Конечно же, нас все равно намного меньше, чем ветеринарных врачей, работающих с привычными домашними животными, поэтому вызов на дом стоит несколько дороже, но разница не такая существенная.
Узнать больше о том, как лечат домашних животных, можно из программы «Ветеринары» на телеканале «Живая Планета».