Нижний Новгород долгое время был местом, куда не хотелось ехать за новой культурой. Казалось, что все соки из него выпила Москва, а какие‑то интересные события происходят там по остаточному принципу. За последние два года ситуация кардинально изменилась, и никакая пандемия не смогла этому помешать.
В общем, это город, который хочется рекламировать всем и вся, благо до него всего 4 часа пути от Москвы и 8 — от Петербурга.
Эти перемены произошли еще и потому, что в Нижнем Новгороде осталось немало людей, готовых на многое для того, чтобы изменить его культурную среду и преобразить среду городскую.
Как Dreamlaser и Intervals превращают город в выставочную площадку?
Среди таких людей — создатели Dreamlaser. Это студия из Нижнего Новгорода, которая занимается «инновационными мультимедиа-технологиями». Если подробнее: они делают масштабные шоу для больших площадок с лазерами, саунд-дизайном и видеомэппингом. Могут превратить крейсер «Аврору» в экран для исторического видеошоу, могут поженить автомобильный бренд с современным видеоартом, могут устроить сложносочиненную постановку об истории столицы Казахстана на хоккейном матче. В общем, большие перформансы для большой публики, сделанные красочно и дорого. Долгое время Dreamlaser работал в основном за пределами родного города. Все изменилось в 2017 году, когда Ксения Чеховская и Антон Колодяжный — последний как раз креативный директор Dreamlaser — решили провести в Нижнем первый фестиваль аудиовизуального искусства Intervals. Сперва компания выступила как технический партнер ивента, а затем подключилась и финансово.
«До Intervals мы показывали масштабные работы тут раз в полгода, а 90% всего оборота у нас было за пределами Нижнего Новгорода», — рассказывает Андрей Тубольцев, гендиректор Dreamlaser. Несмотря ни на что им нравится тут находиться: «Мы большая компания с огромным парком оборудования, которая делает все вплоть до стадионных шоу, и с логистической точки зрения у нас отличное местоположение».
Intervals называется фестивалем медиаискусства. Если попытаться кратко описать его контент, то это будет «сложный визуал в аккуратном музыкальном обрамлении». Но Intervals — это не про камерные аудиовизуальные перформансы в маленьких залах (хотя и не без них).
И в этом очень важное отличие фестиваля от других подобных: здесь именно сам Нижний становится основной выставочной площадкой, и контекст большого города на большой реке тут играет большую роль.
Именно поэтому в 2021 году ивенты Intervals проходят по всему городу: под метромостом, в стенах кремля (на площадке амфитеатра у Зачатьевской башни и в филармонии), на бывшей фабрике «Маяк», знаменитой Нижегородской ярмарке, далее — везде. Все акции разрабатывают приглашенные медиахудожники вместе с Dreamlaser. «У нас художник что‑то просит, говорит, вот, мол, есть список оборудования — и мы этот райдер закрываем, — рассказывает Тубольцев. — Диодные экраны, проекторы топовые с высоким разрешением, лазерные излучатели — все это обеспечиваем мы».
Но Intervals — это не только вовлечение в искусство известных объектов, но и переоткрытие старых, которые буквально под рукой. В 2020 году в рамках Intervals Teaser (мини-версии фестиваля, проведенной в рамках ковидных ограничений) организаторы устроили инсталляцию на фасаде Ромодановского вокзала — малоизвестного, но крайне интересного памятника эклектики конца XIX века, восстановленном в начале нулевых. «До него никто не доходит обычно. Он страсть какой красивый — как казино в Монако, а люди объективно не знают, что он существует». Еще один пример — пакгаузы, оставшиеся после XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года: «Про них все знали, но они были закрыты и не работали, мы ходили, узнавали, даже не знали, у кого ключ спросить».
Как Нижний Новгород становится местом силы для нового искусства?
«Если бы мы не забрали это помещение, не стали приводить его в нормальный вид, на его месте был бы склад „Пятерочки“, например», — рассказывает Андрей Тубольцев — «А это пространство про искусство, про масштабные культурные внедрения в городскую среду». Помещение — это мультимедиа-арт-пространство «Цех *», еще одно творение организаторов Intervals, созданное при поддержке «Центра 800», организации, занимающейся всеми ивентами, связанным с городским юбилеем. В «Цехе *» проходят перформансы, выставки, концерты и лекции, это теперь новое место силы в Нижнем Новгороде. Прошедшая там в мае — июне инсталляция от Sila Sveta с музыкой от Monoleak, посвященная теме познания, произвела огромный фурор: люди гуляли посреди невероятно цветастой Вселенной, которая изменялась в зависимости от положения зрителя — магия!
Это мог быть просто еще один клуб для непростой музыки в непростых (суровый модернистский завод) обстоятельствах, но Dreamlaser обеспечивает важную добавочную стоимость для него за счет визуальной составляющей. Идеальный пример из недавнего — приезд Нины Кравиц в «Цех»: ее танцевальной электронике не хватало такого стадионного размаха визуала, и в Нижнем она его получила.
«Цех *» находится в «Нижполиграфе» — бывшем здании нижегородской типографии. Рядом с ним — офис Dreamlaser. Сюда компания переехала в 2018 году. Тогда помещения выглядели, по словам Тубольцева, ужасно: в полах были дыры. Теперь «Нижполиграф» превращается в местную версию «Флакона» или «Красного Октября» 10-летней давности: выставки, креативные пространства, прогрессивный бизнес. «Цех *» — это новый этап: индустриальные декорации оказались идеально подходящими для видеоарта, объединенного с передовой электроникой. Тут равным образом хорошо звучат и выглядят и Кравиц, и, скажем, Муджус.
В какой‑то мере Нижнему Новгороду очень повезло с Dreamlaser. У студии есть собственное оборудование, которым она готова делиться с художниками, и это очень сильно сокращает стоимость производства. «Мы хотим показать гостям города, что такое аудиовизуальное искусство, что такое digital media, что такое видеоарт, — говорит Тубольцев. — Основная часть россиян наблюдает это с экрана смартфона или компьютера. Все инсталляции стоят очень дорого, и отдельно взятая коммерческая структура не может себе это позволить. Оборудование стоит больших денег, а оно у нас в собственности, и мы благодаря этому можем показывать все вживую и таким образом развивать индустрию». Intervals — это про приободрение визуального искусства.
Пандемия повлияла на Intervals. В прошлом году вместо полноценного фестиваля прошел Intervals Teaser: вместо кучи ивентов сразу — выставка в неделю на одной локации в течение пятницы и выходных, всего три недели. По словам Тубольцева, отсутствие открытых границ особенно сказывается на фестивале: «Мы нашли некоторые возможности, мы остались в международном формате, но все равно сложно». Остается надеяться на то, что в 2022 году уже не будет никаких ограничений, и Intervals окончательно превратится в главное событие в формате «посмотреть и удивиться» не только в России, но и за ее пределами, а Нижний Новгород, которому будет уже 801 год, станет интересен не только заскучавшим москвичам и петербуржцам.
Пять вещей, которые нельзя пропустить на Intervals-2021: выбор «Афиши Daily»
1. 3D-мэппинг на фасаде Главного ярмарочного дома от Antimotion
Посмотрите, как эта студия оживила трек «Пора возвращаться домой» группы «Би-2» на здании Большого театра. Посмотреть, как она преобразит Нижегородскую ярмарку, можно будет абсолютно бесплатно с 27 по 29 августа.
2. Лекция Регины Турбиной о цифровом фешене и NFT
Основательница Replicant Fashion просто и ясно расскажет о двух главных трендах цифрового искусства в 2021 году. Мероприятие пройдет 28 августа в МЦ «Высота». Вход бесплатный, но надо зарегистрироваться.
3. AV-перформанс «Shiro» от парижского дуэта Nonotak
Из‑за пандемии международная программа фестиваля не очень большая, но все равно удивительная. Главные герои — медиахудожники Ноэми Шипфер и Таками Накамото, которые специально для Intervals везут свою главную программу: бесконечный лабиринт из прозрачных экранов и световых лучей. Мероприятие пройдет в DKRT. За вход — 800 рублей.
4. Инсталляция от Sila Sveta
Люди, которые помогали с красотой Ивану Дорну, Дрейку и фестивалю Signal (и еще нескольким десяткам важных людей и организаций) везут на Intervals магию. Это шоу визуальных иллюзий, основанных на зеркалах (и не без современных видеотехнологий). Посмотреть на инсталляцию можно будет на Красных Казармах. Вход свободный.
5. Проекция от Hypnotica на опорах метромоста
Нижегородский метромост — одна из главных архитектурных доминант на Волге. Студия Hypnotica Джавида Гулиева — одна из главных доминант в мире больших шоу. Они созданы друг для друга. Специально для Intervals компания, работавшая на Burning Man и Венецианской биеннале, готовит особенную инсталляцию.