Угроза терактов
Она существует — и вполне обоснованно. Чуть более полугода назад, 13 ноября 2015 года, в Париже прозвучали взрывы и выстрелы. Это было крупнейшее в истории страны нападение террористов. Один из взрывов произошел у стадиона «Стад де Франс», где пройдет церемония открытия чемпионата и несколько матчей, включая финал первенства. Президент страны Франсуа Олланд признал, что угроза существует, но призвал гостей не поддаваться панике, заверив, что более 100 тыс. полицейских будут задействованы для охраны Евро-2016. Обнадежило не всех: немец Жером Боатенг — игрок одной из сильнейших сборных турнира — признался, что его семья отказалась ехать во Францию. Боятся.
Брат на брата
Миграционная политика, стирание границ и национальной идентичности приводят к казусам. Так, например, Гранит Джака — швейцарский футболист албанского происхождения — будет играть против своего младшего брата Тауланта. Они оба воспитанники футбольного «Базеля», но выбрали в свое время паспорта разных стран: 11 июня состоится этот отчасти библейский матч Швейцария — Албания.
А все против всех
Традиционно англичане не любят французов, французы — бельгийцев, поляки —
немцев, и так до бесконечности. Но пожалуй, никогда еще межнациональная неприязнь не принимала столь серьезных масштабов в рамках одного футбольного турнира. Сюжет, который должен тревожить нас сильнее всего, — это Россия, Украина и Турция. Матчи между этими сборными вполне возможны: менять сетку турнира из-за возникших в последние пару лет разногласий между политиками не станут. Прогнозы насчет последствий этих игр — как на поле, так и за его пределами — делать страшновато.
Фанатские войны
Албания, Турция, Хорватия, Польша — в этих странах по-прежнему пылают огни — как в прямом, так и в переносном смысле. В Центральной Европе и в Великобритании вся околофутбольная агрессия стараниями властей давно сошла на нет — она лишь изредка напоминает о себе небольшими стычками. Но восточноевропейские и турецкие фанаты по-прежнему считают массовые драки и пирошоу национальным видами спорта. Так что помимо угрозы терактов французской полиции придется беспокоиться и по этому поводу
Русско-польская смута
В фанатском противостоянии — свой накал. Поляки, считающиеся одной из самых грозных околофутбольных сил в Европе, этой весной проиграли в массовой драке хулиганам московского «Спартака» (со стороны польских ребят выступали представители варшавской «Легии»). Реванш неизбежен: поляки рвутся в бой, наши не прочь повторить. К тому же они очень ждут матча России и Англии: возможность схлестнуться в уличных переделках с законодателями мод всей хулиганской субкультуры, да еще и в знойном Марселе, — такое за околофутбольную карьеру случается у многих лишь однажды. С одной, правда, поправкой — если наши соотечественники вообще доберутся до Франции: сотрудники авиакомпании Air France планируют забастовку как раз с 11 июня.
Общий враг
Очередной извращенный привет от геополитики спорту: весь цивилизованный мир боится и ненавидит ИГИЛ (запрещенное в России). Нецивилизованный и нетолерантный тоже — необходимо учитывать общую неприязнь фанатов к выходцам из арабских стран, которых немало играет в составе европейских сборных. Одним словом, общая обстановка турнира может быть достаточно напряженной.
Немец, бразилец и украинец теперь русские!
Впервые проблема натурализации иностранных игроков (гражданство страны за обязанность выступать за ее национальную сборную) затронула и Россию. Отечественные футбольные функционеры поощряют ужесточение лимита на иностранцев в национальном чемпионате — дескать, таким образом у молодых российских футболистов появляется больше игровой практики. Да, если тренер может выпустить на поле максимум четырех иностранных игроков, а остальные семеро должны быть обладателями российского паспорта, тогда игровое время у них увеличивается. Но когда футболисты выходят на поле благодаря лимиту и своему гражданству, а не своим профессиональным навыкам, у них в большинстве случаем ослабевает мотивация совершенствоваться. Они и так знают: выйдут на поле в основном составе. К тому же хороших российских футболистов мало, поэтому они так ценятся и получают зарплаты, превышающие гонорары некоторых европейских топ-игроков. Но отчего-то наши доморощенные звезды даже с лимитом не становятся топ-игроками, и Россия вынуждена обращать в своих подданных иностранных игроков. К тому же в 2018 году грядет чемпионат мира в России — нашей сборной облажаться никак нельзя. Лимит не может, натурализация поможет: на этом Чемпионате Европы впервые в истории есть шанс выйти на поле в составе российской сборной у бывшего гражданина Бразилии Гильерме и у Романа Нойштедтера, который родился на Украине и до недавнего времени имел немецкий паспорт.
Секс, ложь и видео
Скандалов с игроками и тренерами накануне турнира тоже в достатке. Например, наставник команды Северной Ирландии неудачно пошутил, отвечая на вопрос о том, когда игроки могут встречаться со своими женами и подругами. «Если они симпатичные, то мы их очень ждем. А вот страшненьких — нет», — на радость европейским феминисткам заявил Мартин ОʼНил. 21-летний полузащитник сборной Англии Рахим Стерлинг, которого застукали в отеле с 30-летней звездой Playboy Тэбби Браун, все равно самой симпатичной считает свою официальную герлфренд Пейдж Хэнсел. Несколько выдающихся игроков не попали на Евро-2016 не по спортивным причинам: нападающий сборной Франции Карим Бензема был дисквалифицирован за шантаж одноклубника, защитника этой же сборной Мамаду Сако обвинили в употреблении допинга, а игрок итальянской сборной Армандо Иццо не поедет на турнир из-за подозрения в участии в договорных матчах.
За кем следить
Запасной вратарь сборной Уэльса Оуэйн Фон Уильямс — не самый одаренный по футбольным меркам спортсмен, но, видимо, самый одаренный участник турнира в области изящных искусств. Он художник, а его работы на постоянной основе выставляются в различных галереях.
Нападающий сборной России Федор Смолов — типичный отечественный футболист со скромными результатами в графе «Забитые мячи», но при этом с огромной зарплатой. Он долго мыкался по арендам в различных клубах, пока однажды буквально не переродился. Расстался с моделью Викой Лопыревой, перешел играть в пока скромный, но крепкий «Краснодар», где доигрался до звания лучшего бомбардира последнего российского чемпионата и одной из главных надежд нашей сборной на предстоящем турнире.
Исландский актер Хафтор Бьёрнссон не играет профессионально в футбол, зато снимается в сериале «Игра престолов». Недавно он записал специальное обращение к одному из сильнейших игроков мира — португальцу Криштиану Роналду, — пообещав сделать с ним что-то ужасное, если Криштиану забьет мяч в поединке с исландцами.
adidas против Nike
Бельгия
Россия
Германия
Швеция
Чехия
Исландия
В плане экипировки в футболе все достаточно консервативно — цвета формы зависят от национального флага. Пространство для маневра в том, что есть несколько комплектов: домашняя, гостевая и запасная (на случай, если цвета команд совпадают). Основных спонсоров сборных два — это adidas и Nike. Первые выступили более экспериментально — и лучшее, что у них получилось, — нестандартные гостевые комплекты Бельгии, Швеции и Германии. Дизайнеры Nike постаралась вдохнуть жизнь в классические комплекты и добилась успеха, работая с Турцией, Хорватией, Польшей и Францией. Работа с геометрическими узорами также удалась дизайнерам Puma — запоминающейся получилась домашняя форма Чехии. А вот с гостевыми футболками Швейцарии они точно промахнулись. Интересно выступила компания Erreà: дизайн их формы для сборной Исландии — один из лучших.
Тайна 12 лет: кто станет чемпионом
После того как в минувшем сезоне английского чемпионата победил скромный «Лестер», зрители требуют продолжения чуда и на Евро-2016. Верить в магию помогает нумерология — например, то, что в 1992 году победу сенсационно одержали датчане, притом что сборная страны вообще не должна была играть, попав на чемпионат вместо раскуроченной войной Югославии. Спустя 12 лет Евро выиграла скромная команда Греции. Еще через 12 лет — чемпионат Европы, который начнется в эти выходные. В общем, шансы на то, что чемпионом окажется одна из темных лошадок, есть — ну, хотя бы конспирологические. На практике же фаворитами являются хозяева турнира французы, испанцы и сборная Германии. Победу последним предсказал на днях специальный алгоритм Microsoft.
А наши?
«Мы русские, с нами Бог», — фраза, которая довольно исчерпывающе рассказывает обо всех козырях российской сборной на турнире. И действительно — кроме высших сил надеяться не на что. За последние 3–5 лет в стране так и не появилось (привет, лимит!) футболистов топ-уровня. Наша команда одна из самых возрастных на турнире (тут у нас серебро). За месяц до старта мы лишились из-за травм трех важных игроков: Дзагоева, Денисова, Черышева.
Есть хорошие новости: по словам футболистов, впервые за много лет в сборной царит дружелюбная атмосфера, с командой работает интеллигентный, западного типа тренер (Слуцкий, как Моуринью, никогда не был профессиональным футболистом). Все это напоминает им атмосферу перед Евро-2008, когда вместе с Гусом Хиддинком наша команда сенсационно завоевала бронзу.
Первый матч она сыграет уже в эту субботу, 11 июня, — как раз с англичанами в Марселе. В провинциальных спортбарах и дорогих пабах центра Москвы мест на эту трансляцию почти не осталось. То есть с нами Бог, мы верим.