Запуск
2013 год
Команда при запуске
6 человек
Бюджет
500 000 долларов
Сайт
stickerride.ru
Как запускался проект
Михаил Марченко, Глеб Тимофеев и Расул Ахмедов придумали идею StickerRide еще в 2012 году. Михаил занимался инвестициями, а Глеб и Расул работали в сфере рекламы. На тот момент прорекламировать что-либо на транспорте было непросто из-за многочисленных согласований. Михаил, Глеб и Расул захотели упростить этот процесс и решили запустить мобильное приложение, которое связывало бы рекламодателя и автовладельца. На дворе был 2012 год, и смартфоны были еще не так распространены, поэтому старт проекта пришлось отложить.
Летом 2013 года команда основателей приступила к работе над сервисом. По словам Михаила, проблема компаний, которые до них продавали рекламу на автомобилях, заключалась в том, что клиент не знал, где сейчас находится машина с наклейкой его бренда. Основатели StickerRide решили эту проблему с помощью мобильного телефона, который позволяет контролировать автомобиль и взаимодействовать с его владельцем.
Первую кампанию StickerRide запустили в июне 2014 года. Самой сложной задачей на старте оказалось собрать первое ядро пользователей, поскольку идея была новой и непривычной для аудитории.
Как это работает
Чтобы принять участие в рекламной кампании, пользователь скачивает приложение, регистрирует свое авто в системе и выбирает бренд, с которым он хотел бы работать. После этого человека приглашают на один из пунктов оклейки, где за 20 минут машину моют и наносят на нее стикеры. Владелец может выбрать, что именно оклеить: заднее стекло, капот, борт автомобиля или все сразу. Естественно, чем больше наклеек, тем выше денежное вознаграждение.
Среди предлагаемых брендов в разное время были Disney, Procter & Gamble, Central Partnership, Бинбанк и МТС. Одной из последних стала кампания с Marvel, связанная с выходом фильма «Первый мститель: Противостояние». Пользователи могли выбрать команду и наклеить стикер Капитана Америки или Железного человека, в зависимости от чего менялся и цвет приложения.
После оклейки владелец отправляется по своим делам, а GPS-трекер фиксирует передвижения автомобиля. За каждый километр пользователь получает баллы. Они начисляются неравномерно: поездка в центре города днем принесет больше баллов, чем такой же по длине маршрут ночью по МКАД. Кроме того, коэффициент начисления баллов зависит и от класса автомобиля.
В среднем одна рекламная кампания длится 4–6 недель, после чего автовладельцев приглашают на демонтаж стикера. По результатам баллы перечисляются в деньги, которые рекламодатель выплачивает водителю. Как правило, владельцы машин получают 3000–4000 рублей за одну кампанию, однако есть те, кто зарабатывает по 20 000.
На данный момент сервис работает в России — в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Великобритании и США. За 2 года StickerRide провел 20 рекламных кампаний и обклеил 3000 машин. По словам создателей проекта, в их системе зарегистрированы все представленные на рынке марки машин, кроме отечественных. Кроме того, 15% пользователей — владельцы машин высокого класса, для которых StickerRide — способ социализироваться, а не заработать. Среди них, например, обладатель Porsche Cayenne, которому просто нравится наклейка Капитана Америки.
Конкурсы и квесты
Мобильное приложение позволяет объединять пользователей в группы и превращать процесс езды по городу в игру. Первый раз игровую механику использовали во время рекламной кампании к выходу фильма «Трансформеры: Эпоха истребления». StickerRide предложил пользователям своеобразный квест. Они должны были приехать на предпремьерный показ к кинотеатру «Октябрь» и наворачивать круги вокруг него. В квесте участвовали около 50 машин, среди владельцев которых были разыграны билеты на премьеру.
Еще один пример — рекламные кампании Бинбанка, с которым StickerRide работает уже третий раз. Все начиналось с фотоохоты: клиенты банка должны были увидеть автомобиль с фирменным стикером, сфотографировать его и выложить в социальные сети, за что потом могли получить приз. Сейчас проект использует и другие механики, например, сбор владельцев в определенных местах и автопробеги.
Доходы и расходы
В проект было вложено полмиллиона долларов собственных средств, из которых больше половины ушло на разработку приложения. В марте этого года фонд Winter Capital вложил в StickerRide 3 миллиона долларов — эти средства будут потрачены на международное развитие. Говорить, окупился проект или нет, владельцы сервиса отказываются.
Планы
Глобальная цель компании — запуститься во всех городах-миллионниках. До конца года сервис должен появиться в Сочи, Нижнем Новгороде и Казани. Помимо этого, к 1 июля StickerRide планирует открыть представительство во Франции.
«Когда мы запускались, мы шли путем перфекционистов и потратили много времени на создание первого варианта приложения. Однако когда делаешь новый продукт, до конца не понимаешь, каким он должен быть в итоге, и требования могут измениться. Стоит сначала выпустить версию с минимальным функционалом и не с суперкрасивым оформлением, а потом в процессе понять, что надо добавить и оптимизировать».
«Если ты работаешь с пользовательской аудиторией, важно помнить, что ты должен первым предлагать ей что-то, а не ждать комментариев по своей работе».
«Пример простой: при разработке нужно закладывать, что в России и Франции используют километры, а в Англии и США — мили. Важно учитывать и культурные различия. В каких-то странах люди очень любят писать в чате, в других — звонить, в третьих — общаться по электронной почте. Этих отличий гораздо больше, чем кажется, когда ты сидишь в Москве и думаешь, что все будут вести себя как твой типичный пользователь».
Не стоит тратить нервы и переживать из-за того, что кто-то хочет скопировать или сделать что-то похожее. Будьте в своей сфере лучшими, и тогда те, кто пытался украсть, останутся позади. Мы сами столкнулись с подобным. Одна команда из Питера украла даже текст нашего сайта, заменив лишь «МКАД» на «КАД».