Когда мы говорим о русском балете, мы говорим не только об искусстве, но и о школе, о традиции и даже в некотором роде о торговой марке. Танцоры из России — это как футболисты из Испании или Бразилии, автомобили из Германии, нефть из арабских стран. Это не только качество и очень высокий уровень, но еще и признанный в мире бренд.
Конечно, в первую очередь, высокий уровень балета поддерживается благодаря Большому, Мариинскому, Михайловскому и Театру Станиславского и Немировича-Данченко. Но на самом деле даже малоизвестная труппа из России может собрать аншлаг и получить звонкие аплодисменты почти в любой точке мира: от Канады до Катара, от Китая до Великобритании.
Летом 2014-го я была танцовщицей из провинции, без специального хореографического образования (я закончила отделение хореографии школы искусств), которая решила узнать, какие возможности дает Москва в плане профессионального роста балерине среднего уровня. Если в твоем городе нет балетного училища, ты, как правило, можешь по окончании танцевальной школы или студии танцевать на среднем уровне в коллективе или в лучшем случае в музыкальном театре. Разница между выпускницей училища и выпускницей танцевальной студии огромная, и я много раз пожалела, что в 12 лет не поступила в пермское училище или новосибирский колледж, хотя такая возможность была. Но сейчас все выглядит не так плохо. У меня есть высшее образование по другой специальности, а в Москве первым делом стали понятны две вещи о моем уровне. С одной стороны, с моим бэкграундом за плечами трудно попасть в труппу одного из ведущих театров, но в то же время при наличии старания, рефлексии и желания работать над собой в труппах попроще можно быть практически на одном уровне с выпускниками балетных колледжей.
Как выглядят рабочие условия обычной балетной труппы
Территориально балетные труппы находятся в самых разных местах в Москве: в районе «Войковской», «Водного стадиона», «Тушино», «Волгоградского проспекта», «Бауманской», в Одинцовском районе. Там проходят будни артистов балета, состоящие из ежедневного урока у станка и репетиций.
Как правило, труппы арендуют небольшие залы с балетными станками. Иногда, правда, их нет: в таком случае приходится держаться за стенку или подоконник в обычных залах.
Покрытие в балетном зале — это специальный, как бы прорезиненный линолеум, который отличается от обычного тем, что на нем не скользко. Но во многих арендуемых помещениях, конечно, пол не предназначен для занятий артистов балета. Встречается деревянный паркет, обычный линолеум, на котором сложно танцевать и удерживать равновесие. Поэтому, по возможности, руководство привозит балетное покрытие (и, если есть, складные станки). Такое покрытие легко раскладывается, и можно его дополнительно закреплять скотчем. Расстановкой станков и расстиланием линолеума всегда занимаются парни-танцоры — это начало их разогревочного процесса.
Что касается наших сцен, они, разумеется, не сравнимы по масштабу с Кремлевским дворцом, но в основном оказываются явно шире танцевальных залов. Поэтому, репетируя, приходится ограничивать диапазон движений, ужиматься, приспосабливаться, выкладываясь по полной уже на выступлении. В узком помещении, если все начнут двигаться с положенной скоростью, задирать руки и ноги на требуемую высоту, прыгать, продвигаясь сильно в разные стороны, то просто покалечат друг друга.
Хотя попадаются и небольшие сцены, где особо не развернешься, — как правило, в городках европейских стран вроде Италии, Англии, Германии. Подстраиваясь под маленький размер, приходится менять рисунки, в которых надо распределиться по площадке (не в две колонны, а в две диагонали; не в одну линию, а в две, в шахматном порядке). Случается, что даже при различных манипуляциях кто-то не влезает и оказывается во время танца на короткий промежуток времени за кулисами. И еще ведь на сцене есть декорации, которые съедают место и которые артисты тоже время от времени задевают — то ударишься ногой об лавочку, то зацепишься за гроб, в котором покоится Жизель.
Широкие сцены встречались в ледовой арене. Там есть где растанцеваться, но был один значительный минус — очень холодно. И даже будучи хорошо разогретым, ты снова замерзаешь довольно быстро, в считаные минуты.
Забавно, что за месяц до того, как вам будут хлопать, скажем, в английском Кембридже или итальянском Турине за «Щелкунчика», вы соберетесь на окраине Москвы и на цепляющемся занозами паркете начнете проходить «Вальс цветов».
Как это все устроено
Кто-то может считать, что гастролирующие труппы — это один сплошной балаган, который позорит русское балетное искусство и который лучше было бы прикрыть. Такие примеры есть, но есть и труппы, в которых педагоги и художественные руководители ответственно подходят к тому, что они представят на сцене, и к своей репутации.
Балетная труппа часто собирается под конкретные гастроли. Ты просто узнаешь на сайте коллектива или от кого-то из знакомых, что через неделю там-то и там-то начнут репетировать «Золушку» и поедут с ней на две недели в Испанию, а в другом месте готовят «Лебединое» и поедут на два месяца в Китай. Узнаешь условия и начинаешь работать.
Наиболее требовательное руководство может держать всех с утра и до вечера, прогоняя раз от раза номера, пока не будет заметен прогресс. Так проходит рабочий процесс и в театрах, где танцовщики могут проводить целый день без перерывов, но там артисты состоят на официальной должности и получают зарплату за поддержание себя в соответствующей форме, за ежедневные репетиции. А в гастролирующих труппах нет фиксированной зарплаты — получаешь только гонорар за оттанцованный спектакль. То есть все время, потраченное на подготовку к туру (он может продолжаться от двух-трех дней до полугода), ты подпитываешься лишь собственным энтузиазмом и желанием. Подготовка также длится от нескольких дней до нескольких месяцев.
В труппе можно танцевать приблизительно до сорока (плюс-минус пять лет) — кому как позволяют здоровье и физическая форма. Потом кто-то идет преподавать в танцевальные школы и студии, вузы (или начинает этим заниматься раньше, еще не закончив танцевальную карьеру, совмещая с ней). Могут уйти совсем в другую сферу, открыв свое дело.
Как выглядят гастроли
Спектакли на гастролях идут практически каждый день, бывает, и два раза в день, примерно с одним выходным в неделю. За двухчасовой спектакль тратится огромное количество сил и энергии, ведь ты практически все время в движении на сцене, а если уходишь за кулисы, то чтобы ненадолго перевести дух и переодеть костюм, и эту операцию ты можешь проделать не единожды, а раза четыре, стараясь уложиться в одну или пару минут. И, самое главное, чем непринужденнее выглядит танец, чем легче смотреть на артиста, тем, следовательно, больше он прилагает к этому усилий, чтобы у зрителя не возникло мысли, как же ему все-таки тяжко приходится, как он взмок и как исказилось его лицо после длинного па-де-де и перемещения не только себя, но еще и партнерши на руках. Тем ценнее выступление.
Естественно, хочется после такого быстрее снова привести себя в форму, но вряд ли наш организм успевает восстанавливаться за несколько часов сна. В лучшем случае изношенным ногам может перепасть горячая ванночка и практически не производящее эффекта натирание мазями. В худшем — ночной переезд, практически лишающий тебя возможности отдохнуть и расслабиться, и перетаскивание чемодана.
Процесс перелетов и в принципе передвижений во время тура — отдельная тема. Для примера график может выглядеть так: ночной перелет, в месте назначения дается около часа личного времени, потом репетиция на 5–6 часов, а по ее окончании сборы и снова перелет в другой город, где все же мы останавливаемся на пару дней и где удается наконец поспать. Один раз в таком режиме мы просуществовали около недели.
А еще в некоторые поездки костюмы, в которых предстоит танцевать, ты везешь сам — в ручной клади, багаже, учитывая, что балетная форма занимает немало объема, какой-нибудь головной убор, маску можешь и на себя надеть.
Если говорить о конкретных странах, гастролях туда и возможностях заработать, то, например, в Арабских Эмиратах это можно осуществить с наличием максимально комфортных условий. Там тебя селят в роскошном отеле, ты выступаешь на хорошей новой площадке, и это щедро оценивается. Во время поездок в Западную Европу, Великобританию будет просто хороший отель.
О личной жизни
Если гастроли длятся 4–5 месяцев, то вряд ли удастся успешно совмещать работу с личной жизнью. Кто-то из танцоров откладывает создание семьи и отношений на неопределенный срок. Есть много балетных пар, работающих в одной труппе, — это, пожалуй, лучший вариант: вы танцуете, путешествуете, живете вместе. Мой молодой человек не из балетных, и когда я уезжала на три месяца, нам было непросто, поэтому в последнее время я стараюсь уезжать на гастроли продолжительностью не больше полутора месяцев.
Романы между танцорами, конечно, случаются. Люди начинают отношения и потом могут пожениться, продолжать танцевать вместе. У кого-то появляются дети, а потом пара может и развестись, но все равно работать в одной труппе. Некоторые заводят недолгие отношения и расходятся по окончании гастролей. Бывало и такое, что, несмотря на уже имеющегося молодого человека, девушка могла закрутить роман на гастролях с коллегой по труппе.
Сколько за это платят
Оплата не зависит от выбранной страны. У каждой труппы есть определенная ставка, и не имеет значения, в Мексике ты танцуешь или в Италии. У рядового артиста кордебалета гонорар может быть примерно от сорока евро за спектакль. Ведущие солисты в труппе могут получать в районе трехсот евро за выход. При условии, что гастроли идут три месяца и за это время может быть около сотни спектаклей, можно говорить о достойном заработке даже при условии, что в следующие три месяца ты можешь репетировать без зарплаты.
Однако если гастроли в России, то платят уже меньше — примерно от тысячи рублей за спектакль. Да и посещаемость в нашей стране отличается в худшую сторону. У людей не всегда хватает денег на поход в театр.
Итого, если гастроли на неделю по России, то можно заработать примерно от восьми тысяч до восьмидесяти (кордебалет и ведущие солисты). Если на месяц, то сумма, соответственно, увеличится в 4 раза. Еще платят суточные, рублей по 500. Бывали случаи, когда на гастролях (в России) не платили суточные, питания тоже не было, и приходилось тратить на необходимые вещи заработанные деньги — такие недельные гастроли выходили практически в ноль.
За границей, учитывая текущее отношение рубля к доллару/евро, можно заработать за неделю приблизительно от двадцати до ста шестидесяти тысяч (кордебалет и ведущие солисты). За месяц — от 75 до 500 тысяч.
Кто все эти люди
Время от времени на гастролях сдают нервы — от непрерывного танцевального марафона и от пребывание в одном и том же кругу общения. Кто-то просто без сил падает на кровать и старается быстрее выключиться из реальности, кто-то скрашивает вечера употреблением чего-нибудь горячительного. Сложно бывает оставаться флегматично-отстраненным, не отреагировать, не разругаться, когда, оттанцевав, переезжаешь каждый вечер из города в город, а коллеги, распив напитков по ходу дороги, начинают вести себя громко и вызывающе, обсуждать последние или новые сплетни, ругаться матом. Да, человек, который час назад был принцем Зигфридом, может говорить королеве что-то неприятное, а виллисы эмоционально играть в Angry Birds.
В процентном соотношении количество девушек в балетном мире явно будет преобладать над численностью парней. Но не стоит думать, что их головы забиты мыслями о красе ногтей, внешности, о том, как лучше накачать себе мышцы. Я встречала в основном самых простых ребят, многие из которых тоже приехали из регионов: одни из танцоров легко перевоплощаются в футбольных ультрас, другие, кто постарше, в перерывах между гастролями занимаются преподавательской деятельностью, некоторые наладили небольшой бизнес и возят вещи из заграницы в Россию и наоборот.
Если говорить о девушках, то для кого-то это лишь развлечение, своеобразный фитнес в качестве поддержания формы (например, если ты не стремишься заработать денег, танцуя, и тебя может обеспечить состоятельный ухажер). Кто-то как раз относится к балету лишь как к способу заработать (не самому удачному, правда), равнодушно изо дня в день репетируя и выходя на сцену. Не очень многим танцевать действительно интересно, это смысл их жизни, они просто фанаты балета, готовы приносить себя ему в жертву. На звонке телефона у них тоже музыка из какого-нибудь «Щелкунчика».
Но я знаю наверняка, что в балете воспитывается характер, и проявить его может любой из вышеперечисленных типажей. Кто-то до сих пор считает балерин изнеженными созданиями, но многие наверняка
видели популярную в соцсетях картинку, где нога в пуанте и без, с мозолями и кровоподтеками. А это можно считать будничной производственной царапиной. Мозоли — это рядовая вещь, но они тоже могут представлять собой уже не просто лопнувший пузырь, а кожно-кровавое месиво, и двигаться в пуантах становится не очень комфортно.
Куда сложнее показать на фотографии и бороться с адскими болями в подвернутых голеностопах, с протрузиями в спине, когда ты не то что танцевать — пошевелиться не можешь. При этом ты находишься где-то в другой стране, постоянно переезжаешь и просто не можешь получить нормальную помощь у врача. Люди в нашей профессии, к сожалению, очень рано изучают травматологию и ассортимент обезболивающих. И завтра тебе все равно нужно прыгать, вращаться перед зрителем и улыбаться.
Аплодисменты в ответ часто называют высшей платой, самой дорогой наградой и как-то еще. Но это не все, для меня, по крайней мере. Аплодисменты являются еще и доказательством и фиксацией момента твоей, пусть микронной сопричастности к тому, что когда-то делали Майя Плисецкая, Рудольф Нуреев и Михаил Барышников — люди, стоящие где-то рядом с Набоковым, Мечниковым, Стравинским. Это ювелирное ощущение — и именно оно восстанавливает и питает после бессонных ночей и утомительных репетиций сильнее, чем витамины и кофе.