После того как было решено реконструировать Большую арену «Лужников» для ФИФА-2018 — основной объем работ по реконструкции стадиона будет завершен до конца года, — стало понятно, что придется благоустраивать всю территорию парка: он устарел и морально и физически. Стадион построили в 1956 году и с тех пор несколько раз перестраивали. Здесь проходили чемпионаты Европы и мира, Олимпийские игры 1980 года и последний концерт группы «Кино» в 1990-м. В конце 1997-го была надстроена крыша.
Но ФИФА диктовала новые требования безопасности: в XX веке никто не мог просто предвидеть, что когда-нибудь придется обыскивать почти сотню тысяч человек, которые пришли смотреть футбольный матч. Парк — прилегающая к стадиону территория, можно сказать, первый кордон безопасности, на котором нужно было предусмотреть тысячу мелочей вплоть до освещения и навигации, которой занималась «Студия Лебедева».
Система навигации будет состоять из 500 различных элементов.
Будет высажено порядка 1000 новых деревьев и установят 2000 камер видеонаблюдения.
Протяженность здешней беговой дорожки — 3 км.
Светильники будут нескольких типов — 6-метровые (415 штук) и 9-метровые (215). Всего на территории «Лужников» появится около 1500 опор освещения.
Для инвалидов и пожилых устроят специально организованные спортивные площадки — как и во многих других московских парках.
Будет реконструировано 11 фонтанов, а также появится площадь с «сухим» фонтаном — как в Музеоне. На Москве-реке забъет фонтанное шоу — как на Болотной набережной.
Задачи и авторы
Фактически нужно было решить парадоксальную задачу: сделать советский парк современным, ничего в нем не меняя. Большая часть «Лужников» является природным комплексом, с режимом охраны № 1, и это значит, что весь ландшафт нельзя менять — вплоть до границ газонов. Но не только ландшафт оказался неприкосновенным: прямо перед Большой ареной, например, стоит памятник Ленину, который должен обязательно остаться на своем месте.
За ландшафтное решение парка отвечает компания Arteza, которая работает над парком центра «Сколково», природными зонами «Зарядья»; на их счету — озеленение Триумфальной и Боровицкой площадей. Общим архитектурным решением занималось ТПО Pride.
ТПО Pride
Компанию три года назад основали бывший главный архитектор фирмы SPEECH Николай Гордюшин и конструктор Павел Сысоев, у которого было собственное инженерное бюро. Из текущих проектов компании — дома и апартаменты на Вавилова и Смольной, жилой квартал на Ильменском проезде (совместно с MLA+), а также концепция развития территории Савеловского вокзала (совместно с Nikken Sekkei).
Главным требованием было сохранить сложившуюся, слегка старомодную атмосферу и не копировать парк Горького, по образу и подобию которого развиваются, кажется, все парки Москвы — велодорожки, кафешки, газоны. В качестве ориентира выбрали Гудзон-ривер-парк в Нью-Йорке, где акцент сделан на спортивные активности — от беговых дорожек вдоль набережной до бейсбола, скейт-площадки и возможности заниматься плаванием на каноэ. Отличие «Лужников» от Гудзон-ривер будет, прежде всего, в масштабе: если нью-йоркский парк — это полоска вдоль набережной площадью чуть больше 2 квадратных километров, то в «Лужниках» предполагается проводить мероприятия аж на 300 000 человек.
«Я стал заниматься этой территорией примерно три года назад — когда мы начали работать над Большой спортивной ареной еще в SPEECH. Тогда еще не было конкурса на территорию, не было внятно сформулированных требований по безопасности. Постепенно мы подготовили концепцию, которая учитывала и ландшафтные решения, и по освещению, и многое другое. Мы занимаемся проектом уже больше полугода, в мае — вот сейчас — начинается стройка. Исторические вещи на территории мы оставляем и реставрируем — относимся с уважением к атмосфере и стилю парка, добавляем только новое оборудование и освещение объектам, которые много десятков лет не реставрировались и оттого находятся в плачевном состоянии».
Огромный масштаб парка диктовал определенные решения — перед стадионом планируется устраивать концерты и массовые мероприятия. Трудно себе представить уютную площадь, которая уложена асфальтом, но огромная концертная площадка перед стадионом просто не может быть покрыта ничем иным.
Вдоль всего маршрута для бегунов и велосипедистов обустроят спортивные площадки с брусьями и турниками — через каждые 800 метров.
Сейчас на набережной по одному и тому же тротуару двигаются велосипедисты, мамы с колясками и бегут спортсмены. У автомобилистов отнимут две полосы — вместо них появится мягкая велосипедная и роликовая дорожки. Общая длина бегового пути составит 3 км. В конце и в начале обустроят раздевалки и камеры для хранения одежды. Состарившуюся липовую аллею восстановят и точечно добавят кусты сирени и чубушника.
«Работать над парком «Лужники» было трудно — приходилось следовать целому комплексу требований со стороны безопасности, охраны природы, удобства транспортного и пешеходного передвижения. Но безопасно не значит красиво, а что хорошо для природы — не всегда удобно для человека. Мы искали соломоново решение, чтобы одновременно изменить пространство качественно, но притом сохранить историческую планировочную структуру «Лужников».
Вдоль набережной запланированы и более масштабные спортивные объекты: скалодром, детская площадка в форме корабля (немного напоминает площадку Monstrum в парке Горького), тренажеры для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями и столы для пинг-понга.
Так будет выглядеть центральная аллея — со стороны главного входа от метро «Спортивная». Ласточки на асфальте — часть фирменного стиля парка, которые появляются и здесь, и за стадионом на Престижной аллее. Музыкальный фестиваль «Ласточка» в «Лужниках», где 9 июля выступят FKA Twigs, можно также рассматривать в рамках ребрендинга стадиона, придуманного компанией DDVB). Аллея Престижной называется по футбольной традиции: на западной трибуне места традиционно дороже — в нашей широте солнце вечером не слепит глаза. Обещают, что сюда будет приходить канатная дорога с Воробьевых гор.
Так выглядит вход со стороны метро «Воробьевы горы». Если доступ со стороны «Спортивной» проектировался в первую очередь для того, чтобы по всем правилам безопасности пропускать тысячи болельщиков, то второй портал выглядит как традиционное публичное пространство у метро — с лавочками и велопарковками. В этой зоне растут старые лиственницы, которые ландшафтники обещают вылечить и сохранить. Здесь будет использоваться современная бетонная плитка нескольких оттенков — она в несколько раз дешевле гранита, а выглядит не хуже. Так по крайней мере обещают проектировщики.
Эта прогулочная зона называется аллея Славы. В ее начале от Олимпиады-80 остался пятнадцатиметровый факел. На аллею перенесут все скульптуры советских спортсменов, которые сейчас разбросаны по территории «Лужников», и оставят место для новых. Вместе с памятником Ленину они будут составлять единую пространственную композицию.
Еще одна прогулочная аллея с реконструированным советским фонтаном «Каменный цветок». Старые декоративные яблони вокруг фонтана заменят на новые, газоны аккуратно постригут, а вокруг уложат плитку с отбивкой черной гранитной брусчаткой.
А чтобы уж совсем не было скучно, с крыши «Лужников» можно будет спрыгнуть на тарзанке. По идее, зиплайнинг должен рифмоваться с той самой реконструированной канатной дорогой. Остается надеяться, чтобы происходящее не напоминало известную серию «Южного парка».
Что про будущий парк думают эксперты
«Нельзя сказать, что проект выдающийся или оригинальный, но вместе с тем он правильный и выполнен на европейском уровне. В старых парках время от времени должна производиться реконструкция — функции и сценарии использования меняются, должен меняться и парк.
Но, как известно, в России проблемы возникают на этапе реализации. Есть много примеров хороших проектов, выполненных неидеально. Будем надеяться, что «Лужники» станут современным удобным парком не только на словах и визуализациях, но и на деле. Сказываются культурные особенности, традиции. На Западе парки не являются способом зарабатывать деньги, они воспринимаются как уголок природы в городе. Конечно, в любом парке есть кафе, обычно всего одно или два, но, прежде всего, там размещены детские и спортивные площадки, столы для пикника, место для гриля, большой газон и никаких ларьков. Горожане приходят семьями или компаниями, едят, пьют пиво или вино, играют в мяч, бадминтон и жарят сосиски. Или просто занимаются спортом, бегают. Часто в парках отмечают дни рождения, особенно детские. Еду приносят с собой. Это как часть собственной квартиры, что ли. В Германии парки практически совсем не коммерциализированы. Хорошо, если «Лужники» станут для горожан именно природой, а не очередным парком коммерческих аттракционов».
Говорить о проекте и делать какие-либо заключения на основе представленного материала рано, так как многих важнейших вещей узнать пока невозможно — особенно всего, что касается градоограничений и требований к территории.
Нужно было создать спортивный парк в Москве, и для города это будет огромный подарок в любом случае. Как это будет сделано — второй вопрос. Для подобных территорий ключевое — правильный расчет рекреационной нагрузки. Я уверен, что такая профессиональная команда, как Arteza, это верно рассчитала: многое в проекте должно быть связано с движением масс болельщиков, их разделением. На эскизах я не заметил урн, но это, наверное, просто рабочий момент».
«Проектирование отдельных зон для посетителей парка с разными интересами — правильный шаг. В данном случае спортсмены и пешеходы не будут друг другу мешать, людям будет комфортно. Мы также стараемся управлять потоками в зависимости от активности по территории парка Мещерский.
Спортивный парк близко к центру Москвы — прекрасная идея. Здоровый образ жизни становится все более популярным среди горожан, поэтому важно создать удобные и доступные условия спортивных занятий для всех слоев населения. Разработчики проекта справились с этой задачей, но мы бы рекомендовали им уделить особое внимание бегу, по возможности увеличив протяженность трасс, сделав их с различными уровнями рельефа — чтобы были спуски и подъемы, повороты и неординарные пейзажи. Беговые подвиги посетителей Мещерского доказывают, что беговая дорожка в 3 км — маленькое расстояние».