Функциональность и простота: главные проекты Дэвида Чипперфильда

27 мая 2020 в 23:30
Фото: David Chipperfield Architects
Реновацией здания Центрального телеграфа в Москве займется Дэвид Чипперфильд — автор множества примечательных зданий по всему миру и убежденный модернист. Рассказываем о главных проектах британского архитектора: от музеев и галерей до здания Нобелевского комитета.

Дэвид Алан Чипперфильд открыл собственную мастерскую в Лондоне в 1984 году. К этому времени архитектор уже получил известность за свой стиль, который он унаследовал от своих учителей в Лондонской архитектурной ассоциации — Нормана Фостера и Ричарда Роджерса. Одинаково вдохновляясь индустриальными постройками начала прошлого века и нестандартной хай-тек-архитектурой, бюро Чипперфильда быстро стало востребованным в реконструкции исторических и музейных зданий. К настоящему моменту в активе британского архитектора более ста проектов от Берлина до Токио, многие из которых отмечены престижными архитектурными наградами.

Amorepacific Headquarters в Сеуле

Штаб-квартира Amorepacific, Сеул

В 2018 году бюро Чипперфильда спроектировало здание главного офиса крупнейшей корейской бьюти-корпорации Amorepacific. Тридцатиэтажное здание вмещает офисные пространства, ресторанные помещения, художественный музей и складские территории. Несмотря на простые формы, внутри здание предельно технологично: туда встроены три пустых объема, а также множество панорамных площадок с видами на город. Здание также защищено от солнца по инновационной технологии — внешние элементы, которые отталкивают яркий свет, крепятся к фасаду и покрывают всю площадь здания.

Музей «Фолькванг», Эссен

Проект нового музейного здания «Фолькванг» в немецком Эссене архитектурное бюро Дэвида Чипперфильда реализовало — от проектирования до постройки — всего за два года. Перед архитектором стояла задача интегрировать старое здание, в котором находится основная коллекция, в новый музейный комплекс. В итоге старое здание оказалось органично вписано в ландшафт: его залы расположены вокруг внутреннего дворика, а новые и старые помещения находятся на едином уровне. Музейный комплекс также максимально удобен для посетителя: из центрального входа можно попасть сразу во все разделы коллекции музея.

Музей «Фолькванг» в Эссене

Галерея Джеймса Симона, Берлин

Дэвид Чипперфильд работает со зданиями Музейного острова в Берлине уже больше двадцати лет: в 1999 году комплекс стал объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, а британский архитектор разработал мастер-план его дальнейшей застройки. Однако галерея Джеймса Симона, которая открылась для публики в прошлом году, занимает особое место в списке проектов архитектора. Придерживаясь идеалов классического модернизма, Чипперфильд нашел баланс между функциональностью постройки и легкостью архитектурных форм. Цоколь галереи выполнен из тонкого мрамора и органично продолжает стену набережной, в то время как интерьеры остались бетонными. После открытия галерея служит местом для временных экспозиций и выполняет функции, которые не вместили исторические постройки.

Нобелевский центр, Стокгольм

Бюро Дэвида Чипперфильда спроектировало здание Нобелевского центра в Стокгольме: здание, которое планируется завершить в ближайшие несколько лет, призвано стать одной из главных достопримечательностей шведской столицы. Как и во многих других проектах, Чипперфильд подошел к проектированию основательно — здание расположится на острове Бласиехолмен, а прилегающая к нему территория будет расширена путем объединения местного парка с Нобелевским садом. Фасад здания будет выполнен из сочетания матового и прозрачного стекла с латунными панелями, а Нобелевский зал расположится на двух верхних этажах. Интерьеры продуманы настолько детально, что в зале расположится специальная овальная люстра, которая будет зажигаться ровно раз в году — в день Нобелевской церемонии 10 декабря.

Галерея Джеймса Симона в Берлине

Città delle Culture, Милан

Парадоксально, но одним из проектов, наиболее ярко характеризующих уникальный стиль британского архитектора, является незавершенное здание. Дэвид Чипперфильд разработал масштабный проект музейного комплекса Città delle Culture в Милане — по плану строительство должно было занять более десяти лет и обходилось городским властям в 66 млн долларов. Высокая стоимость постройки в конечном счете и стала камнем преткновения — в Милане сэкономили на материалах и закупили камень низкого качества для покрытия пола. Чипперфильд предложил за собственный счет приобрести необходимые материалы и компенсировать половину суммы за счет гонорара, однако городской совет не пошел на уступки. В конечном итоге архитектор публично отказался от завершения проекта.

Проект Нобелевского центра в Стокгольме

«Когда, чтобы понять здание, о нем нужно прочесть толстую книжку, это значит, что архитектор с работой не справился. Я стремлюсь к простой, прозрачной архитектуре», — комментирует собственный стиль Чипперфильд. «В основе каждого нашего проекта лежит логика, рациональное обоснование. Если это есть, здание будет близко людям». Проект здания Центрального телеграфа, призванный трансформировать исторический объект в открытое пространство для публики, логично вписывается в принципы британского архитектора.