Евгений Оглуздин, кол-менеджер
Переехал на дачу в Ставропольский край
Я жил в Краснодаре в течение двенадцати лет, но по семейным обстоятельствам буквально в январе вернулся к семье в Ставрополь. Я устроился на работу, но так и не успел снять квартиру, поэтому жил с мамой.
Когда объявили карантин, я понял, что не смогу находиться долгое время в одном помещении с мамой. Я привык жить один и не представлял возможным жить с ней, не сойдя при этом с ума. Но, слава богу, в станице Новотроицкое в 65 км от от города у нас был дом, где я прожил до шестнадцати лет. Туда‑то я и отправился на самоизоляцию.
Я собрал рюкзак с чистыми вещами и поехал. Машины у меня нет, поэтому доехал до дачи на маршрутке. В доме были все необходимые вещи, так как я периодически отвозил туда свою старую одежду, в которой «в люди» уже не выйдешь. Здесь, в принципе, есть все, кроме горячей воды, но это для меня не проблема.
Моя работа связана с продажей стройматериалов из дерева. 90 процентов задач делаю при помощи телефона, так что переехать в деревню без потери рабочего места для меня не составило труда. Все равно наши поставщики сейчас не работают.
Продуктами я не закупался, так как недалеко от дома есть небольшой магазин, где можно купить хлеб, овощи, консервы, колбасу и так далее. Туда я хожу почти каждый день. В центре станицы есть «Пятерочка» и «Магнит», куда я хожу закупаться примерно раз в четыре дня. Конечно же, в маске.
Я живу на даче совершенно один. У меня довольно большой участок в 40 соток, но никакого хозяйства нет, просто трава и земля. Несмотря на это, я трачу по три-четыре часа в день на облагораживание участка. За две недели успел унести старые дрова, покосить траву, выкинуть ненужные вещи, навести порядок в сарае, увезти мусор, подрезать кусты, посадить цветы и так далее. Скоро еще хочу починить покосившийся забор. Работы хватает, мне не скучно.
В свободное время читаю, чтобы голос не садился от отсутствия общения, делаю это вслух. Сейчас, например, дочитываю Пелевина. Также иногда залипаю в ютьюб и мобильные игры. Они, кстати, помогают социализироваться: я играю в онлайн-стратегию с людьми по всей стране, и это помогает поддерживать общение с внешним миром.
Мне хорошо на даче, но и в городе бы было отлично, если бы не вышеперечисленные обстоятельства. Я бы мог провести все это время в четырех стенах в городской квартире, если бы жил один. Проведя почти три недели в самоизоляции на даче, я не заметил каких‑то особых изменений в своем состоянии. В жизни тоже ничего особо не поменялось, разве что мама стала звонить чаще.
Если вы все-таки решились переехать на дачу, то вот несколько советов. Во-первых, уважайте своих соседей. Деревенские люди всегда просыпаются и ложатся рано, и мне лично мешает шум с соседнего участка. Вообще, если вы не знакомы с соседями, обязательно наладьте с ними контакт, так как в нынешней ситуации помощь от любых людей может быть полезной. Во-вторых, подумайте о вывозе мусора, потому что мусоровозы приезжают в деревню очень редко. Есть риск остаться с мешками на участке. В-третьих, обязательно оставайтесь на связи со своими близкими. Общение с ними помогает скрасить одиночество.
Алла Нефедова, инженер-программист
Переехала на дачу в Калужскую область
Мы с мужем активно работающие пенсионеры. Он научный работник, я инженер-программист. Специфика моей работы связана с аппаратурой, поэтому работать из дома я не могу.
Когда возникла необходимость изолироваться от общества, мы взяли одну неделю для завершения своих срочных задач в режиме удаленного доступа и оформили ежегодный отпуск для отъезда на дачу. Предварительно съездили туда и включили отопление, чтобы холодный дом прогрелся к нашему приезду. Отпуск как раз совпал с карантином, объявленным в Москве с 30 марта.
Дача находится в 150 км от Москвы, в Калужской области. Мы довольно часто проводим здесь отпуск, хоть и неполный. Как правило, всегда хочется оставить пару недель на поездки или путешествия. Обычно приезжаем на пару-тройку дней на майские праздники: налаживаем водопровод и канализацию, убираемся в доме, приводим в порядок сад, сажаем зелень на грядке и так далее. Все происходит сумбурно, многие вещи не успеваем сделать, так как просто на это нет времени.
В этот раз мы впервые приехали на дачу на целый месяц. Это подарило нам очень много положительных моментов. Первая настоящая уборка сада после зимы, обрезка деревьев и кустарников, посадка и пересадка — все то, что рекомендуется делать до середины апреля. Возникло ощущение, что самое подходящее время для отпуска не июль, который мы всегда выбирали, а именно апрель.
Мы привезли с собой запас продуктов на две недели. На самом деле, могли этого и не делать, так как в соседнем поселке есть все магазины. Но мы хотели хотя бы две недели не контактировать с местными, чтобы выдержать инкубационный период. Обходились тем, что было. Единственное, что пришло извне, — пара луковиц, которые перебросили нам через забор наши деревенские соседи. Небольшое приключение, без которого можно было обойтись, но зато появилась возможность приготовить плов.
Самым первым у нас кончился хлеб, но через день я испекла его сама. Через две недели после приезда мы поехали в магазин и купили запас продуктов еще на две недели. Порадовались, что в наших краях вполне прилично соблюдается карантин: многие организации закрыты, продавцы и 30 процентов населения в масках.
Занятий в деревне у нас много: утром зарядка или пробежка, после завтрака работы в саду или по дому, после обеда — отдых. До ужина муж два часа занимается своей научной работой, на которую ему раньше не хватало времени, а я шью или готовлю, слушая музыку или тематические подкасты. В хорошую погоду занимаюсь садом, пока не стемнеет. При этом у нас еще много планов. Например, я никак не доберусь до полноценных регулярных занятий йогой, так как онлайн-уроки группы пока не налажены, а те, которые мне прислали, я пока не скачала.
Мы живем на краю деревни, соседей у нас мало, иногда общаемся через забор на безопасном расстоянии. В основном разговариваем друг с другом, а также с детьми, внуками и друзьями по телефону и при помощи всевозможных мессенджеров. Интернет на телефоне работает нормально, а вот в доме с ним случился облом: исчезла фирма, которая его обеспечивает. Пришлось использовать в качестве модема телефон, но, увы, качество связи не всегда позволяет раздавать интернет. Но обходимся тем, что есть.
Переписки и телефонные разговоры занимают много времени. Пандемия затронула весь мир, и я, безусловно, беспокоюсь о близких людях и друзьях за рубежом — с ними тоже надо быть на связи. Благодаря карантину появилась возможность нормально пообщаться со знакомыми, которые находятся в других часовых поясах. В обычной жизни это не так просто организовать.
Ксения и Иван Бакашевы, картограф и риелтор
Переехали на дачу под Рузой
Иван: Мы решили переехать на дачу, так как в московской квартире в условиях самоизоляции нам было бы тесно, скучно и неинтересно. За городом хотя бы можно гулять и не бояться заражения, ведь людей в округе гораздо меньше. Наша дача находится в 70 км от МКАД. Приехали 30 марта, почти две недели жили вдвоем, но накануне к нам заехала бабушка.
Мы переезжали в два этапа, оба раза целиком забивали машину вещами и продуктами. Съестного закупили реально много, так как переживали, что в магазинах закончится еда. Купили кучу консервов и круп, но в итоге все съели. Примерно раз в три дня ездим на машине за продуктами в ближайший город. Так же часто, как и в Москве.
Ксения: Мы были готовы к такой жизни, хоть и немного переживали, что будет не так комфортно, как в городе. Например, в доме нет посудомоечной машины и очень медленный интернет. Хоть перед переездом мы и купили два роутера, на скорость это никак не повлияло. Еще очень не хватает доставки: иногда хочется съесть пиццу, но до нас ничего не доезжает. Но в целом мы люди привыкшие к дачным условиям, так как все школьные и студенческие годы ходили в походы. Если бы на даче не было кроватей, могли бы спокойно спать в спальниках на полу.
Дел на даче хватает. Ваня занимается ремонтом: тянет новую проводку, ставит розетки, улучшает водоснабжение, переставляет мебель и готовит первый этаж дома под дальнейшую сдачу в аренду. Я же по будням работаю. Не испытываю особых трудностей с удаленной работой, так как и до карантина несколько дней в неделю оставалась дома. В свободное время смотрим сериалы, жарим шашлыки, гуляем по деревне. Мне кажется, что сидеть на карантине в городе было бы намного скучнее: на даче хотя бы можно выйти и пройтись. Хотя слышала, что накануне по деревне ездила полицейская машина и следила за тем, чтобы никто не выходил из дома.
Думаю, на самоизоляции многие столкнулись с проблемой изменения отношений в паре или семье. Мы, конечно, с мужем никогда не проводили столько времени вместе. Нам даже звонят родственники и спрашивают: «Ну как вы там? Не разводитесь?» В глобальном плане у нас все нормально. Конечно, мелких бытовых конфликтов стало чуть больше, но, по-моему, это естественно.
Иван: Несколько советов для тех, кто хочет повысить качество жизни на даче. Во-первых, внимательно изучите вопросы связи. Мы взяли несколько сим-карт, чтобы протестировать, чья связь будет работать лучше. Рассчитывали на МТС и даже оплатили месяц безлимита, но в итоге перешли на Tele2. Во-вторых, подготовьте отопление. До переезда я почти неделю прогревал дом и настраивал обогреватели. В-третьих, возьмите с собой на дачу предметы, которые будут напоминать вам о городской жизни. Например, мы забрали с собой «Яндекс.Станцию», которая ставит нам фильмы и музыку под настроение.
Андрей Лисак, сценарист, студент ВГИКа
Переехал на дачу с семьей в Московскую область
Решение переехать на дачу всей семьей было быстрым и простым: все понимали, что надо уезжать из города. Дача находится в районе аэропорта Внуково, всего 20 километров по Киевскому шоссе. Раньше здесь постоянно жили дедушка, бабушка и прабабушка, теперь же на даче обитают десять человек. Плюс собака и четыре кота.
Особых трудностей с переездом не было. Мы с женой собрали наши компьютеры и одежду, убрались в квартире и вместе с мамой, сестрой и животными отправились за город. Помимо прочего, мы забрали из дома всю еду, книги и тетради для учебы, музыкальные инструменты, вещи и игрушки для собаки, принтеры и даже туалеты для котов. Даже не знаю, как нам удалось увезти все и всех одним рейсом.
У бабушки громадные запасы продуктов, но иногда приходится выезжать на рынок или в большой супермаркет вроде «Метро». Ездит либо мама, либо дядя. Они надевают в магазинах виниловые перчатки, а после перед входом в дом протирают руки, сумки и телефоны спиртом. В общем, полная дезинфекция.
В целом у нас уже довольно большой опыт проживания на даче, так как все зимние каникулы мы проводим здесь и часто приезжаем летом. На даче в любом случае лучше, чем в городе: там все уже надоело, много людей, машин, дел. Здесь же у нас большая закрытая территория, а вокруг лес.
Занимаемся мы в основном ничегонеделанием. Спим до обеда, вкусно и много едим, играем в компьютерные и настольные игры, смотрим кино, играем с собакой. Мужская половина частенько зависает в подвале за настойками деда и бильярдом.
Интернет на даче был всегда, а при переезде мы провели сюда еще пару вайфай-каналов. Мама работает на удаленке с ноутбука, а мы с женой и сестрами перешли на дистанционное обучение. Сложности связаны лишь с тем, что слушать лекции стало еще более лениво. Но, на мой взгляд, в городе все это было бы невыносимо.
Совет у меня только один: если у вас есть возможность и желание, уезжайте на дачу. Возьмите с собой всевозможные игры и развлекательные штуки. Конечно, дача располагает к безделью и сбитому режиму, но все лучше, чем сидеть в городе.
Никита Надворный, предприниматель
Переехал на дачу в Мурманскую область
Мы переехали сразу же после того, как узнали о наступающих ограничениях передвижения по городу. Наш дом находится в 26 км от Мурманска — 25–30 минут езды. Переехать решили по инициативе жены, так как из‑за истерии по телевизору и в интернете она не могла нормально работать и жить в городе.
На даче живем вчетвером: я, жена и ее родители, которым мы предложили переехать с нами. Каждый день вместе с отцом жены ездим в город на работу, так как не можем работать на удаленке. Первые два дня я еще пытался, но понял, что мне все-таки нужно постоянно присутствовать на рабочем месте. Тем более что дома мне совсем не работается, нужна другая обстановка, чтобы настроиться. Жена работает вместе со мной, но она занимается бухгалтерией и тендерной документацией, так что у нее не было проблем с удаленкой.
Наши сборы проходили очень быстро, так как мы и так проводили каждые выходные на даче. Мы взяли с собой одежду, еду и собачий корм, так как все остальное в доме уже было. Вместо консервов купили замороженное мясо и овощи. Для меня важно, чтобы никто никогда не считал продукты: хоть война, хоть эпидемия, в моем доме еды будет впрок. Но продукты заканчиваются очень быстро, раз в два дня мне или отцу жены приходится заезжать после работы в магазин. Вроде покупаем много, но четыре человека быстро все сметают.
Несмотря на то, что раньше я проводил на даче много времени, нахождение в таком теплом и любящем кругу семьи стало для меня абсолютно новым опытом. Можно сказать, что я взглянул на нашу семью по-новому. Это для меня, конечно, огромный плюс карантина.
Кроме того, теперь очень удобно выгуливать собаку. Весна в Мурманске всегда очень грязная: снег тает до июня включительно. Грязь на улице просто неописуемая, а с учетом того, что люди у нас по большей части убирать за своими животными не привыкли, прогулки были настоящим адом. На даче же нет такой проблемы.
Но минусы тоже есть. Например, весь наш дом обшит металлом, интернет-сигнал туда не проходит, максимум GPS. Когда мы проводили на даче мало времени, особо и не переживали из‑за интернета: раздавали вайфай с телефона, сидели с компьютером на террасе. Сейчас же время нашего пребывания в доме значительно увеличилось, поэтому мы купили репитер сигнала. Проблема с сетью исчезла.
Так как я полдня все равно провожу в городе, на домашние дачные дела у меня остается не так много времени. На выходных мы жарим шашлыки, играем с собакой, гоняем на снегоходах, заготавливаем дрова. Но я бы не назвал это изоляцией, так как я все еще выезжаю в город, контактирую с людьми и так далее. Вот жена и теща находятся в доме 24/7, и они, конечно в более изолированном положении. Говорят, что очень соскучились по нормальной работе.